Аттестация:новые правила – старые
вопросы
Как же все-таки оценивать работу
учителя?
К весне в учительских все чаще слышны
разговоры о приближающейся аттестации. Что ждут
от нее учителя в учебном году, соединившем в себе
старое и новое столетия? Какой она будет в свете
модернизации школы и обновления содержания
образования?
Сегодня многие уже знают, что вышло новое
инструктивное письмо Министерства РФ об
аттестации учителей. Мы публикуем выдержки из
этого документа и комментарии к ним аналитика
образования, разработчика
общественно-государственной экспертизы школы
Дмитрия Андреевича ИВАНОВА.
Из инструктивного письма
Министерства образования Российской Федерации
об аттестации педагогических работников
28.12.2000 № 22 06-1448
Органам управления образованием
субъектов Российской Федерации
...Экспертная оценка производится по
двум основным параметрам – профессиональная
компетентность аттестуемого и эффективность его
труда.
Традиционная схема прошлых лет предполагала два
направления аттестации со следующими наборами
форм экспертизы:
– профессиональная компетентность аттестуемого
– экзамен, собеседование, результаты повышения
квалификации, защита реферата, представление
методических разработок аттестуемого;
– результаты деятельности аттестуемого – на
основе анализа результатов образовательного
процесса, проведенных внеклассных (внешкольных)
мероприятий, ознакомления с результатами
освоения обучающимися образовательных программ
(на основе внутришкольного и итогового контроля).
...Оценка эффективности труда аттестуемого
производится на основе сравнительного анализа
документально зафиксированных результатов
внутришкольного контроля, осуществляемого
руководством данного учреждения (собеседований,
анализа выполнения должностных инструкций,
результатов письменного или устного контроля и
т.п.).
...Внешняя оценка компетентности работника
производится на основе документально
зафиксированных результатов его участия в
реализации планов работы педагогического
сообщества подведомственной территории
(мероприятия районного (городского)... масштаба,
публикации, конкурсы профессионального
мастерства, работа в профессиональных
объединениях и т.п.).
Внешняя оценка эффективности труда работника
производится и на основе документально
зафиксированных результатов инспектирования
(изучение служебной документации) и планового
итогового контроля.
...Основной целью изменения Положения об
аттестации было установление более гуманных,
разумных, щадящих педагога правил аттестации. В
связи с этим представляется целесообразным
реализация двух следующих принципов: лучше всего
знает работу педагога и наиболее объективно
может его оценить педагогический коллектив, в
котором работает аттестуемый; аттестуемый
педагог вправе выбирать своих экспертов.
Комментарий
Попробуем разобраться, в чем суть
процедуры аттестации педагогических работников,
представленной в инструктивном письме
Министерства образования РФ. Может быть, в том,
чтобы присвоить педагогу очередной разряд? Или
по какой-то шкале из множества пунктов
определить его мастерство?
На мой взгляд, аттестация учителя конкретной
школы должна прежде всего помогать развиваться
тому или иному направлению педагогической
работы в этой школе. В предлагаемых же
министерством формах проведения аттестации она
может только констатировать уже существующее. Но
ведь сегодня у нас есть и Федеральная программа
развития образования, и документы, определяющие
основные приоритеты движения школы. Важно, чтобы
аттестация помогла учителю в осознании своей
деятельности и работы школы, где он трудится.
Обсуждая ее, экспертам необходимо разобраться,
движется ли школа в направлении, которое было
намечено, или нет. Из того, что я прочитал в
инструктивном письме, выходит, что аттестация
учителя понимается аппаратом министерства иначе
– только как некоторый контроль за
деятельностью педагога по каким-то не очень
ясным критериям. Похоже, что аттестация, которую
будут проводить чиновники, опираясь на это
инструктивное письмо, никак не будет связана с
пунктами проекта модернизации образования. Или,
возможно, составляя это письмо, министерство
просто пыталось изменить, улучшить старый
документ, но руководствовалось прежними мерками?
Аттестация, на мой взгляд, должна быть
механизмом, помогающим учителю и школе
реализовывать программы развития содержания
образования. Это самое главное. Иначе она просто
теряет смысл. Это же инструктивное письмо
нацеливает педагога на сбор документов,
проявляющих его околопедагогический труд:
методические разработки, участие в конференциях,
выступления на семинарах, участие в выставках, то
есть то, что не имеет непосредственного
отношения к работе педагога в классе.
Оказывается, для получения более высокого
разряда учителю необходимо позаботиться о целом
шлейфе справок, дипломов и документов. Но разве
можно по ним установить мастерство учителя в
работе с детьми? И ведь это уже не раз отмечалось
как недостаток прежних аттестационных
документов.
К сожалению, инструктивное письмо не проявляет
идеологии предлагаемой аттестации. Цели не
пересмотрены. Они идут в старом мышлении
чиновничьего аппарата как контролирующей
организации. Аттестация не становится
механизмом управления развития новых
направлений, новых форм образования, нового
подхода к пониманию учительского труда. Мы к
детям-то предъявляем все новые требования, а
аттестация учителя остается старой.
Так в чем же либерализация? В том, что педагогу
дано право полагаться на мнение о его работе
собственного коллектива? Но зачастую бывает, что
наиболее интересные и талантливые педагоги как
раз не укладываются в существующую традицию
школы и становятся изгоями в своем коллективе.
Педагога, который умеет делать нечто совершенно
другое, чем его коллеги, обычно воспринимают
раздраженно. Легко догадаться, как он будет
оценен. Спрашивается: в чем же аттестация поможет
таким учителям? А ведь они чаще всего и
составляют прогрессивную часть нашего
учительства.
Не все просто и с внешними успехами школы. Кто в
первую очередь обеспечивает учебному заведению
его внешний успех? Это пожилые, заслуженные
педагоги, далеко не всегда, к сожалению,
понимающие новые веяния, работающие хорошо, но по
старинке. Если предлагаемая «либерализация»
направлена на них, то нечего и мечтать о реальном
движении школы по пути модернизации. На поверку
выходит, что предлагаемая аттестация опять
становится преградой к свободе и творчеству
нестандартно работающего учителя и никак не
затрагивает гуманитарную сторону
педагогического труда. Поэтому аттестация
становится тормозом государственных реформ
преобразования школы.
Мне, несомненно, ближе подход к экспертизе школы,
который предлагает питерский психолог и педагог
Сергей Братченко. Он так и называет ее:
«гуманитарная экспертиза». Суть, мне кажется,
соприкасается с нашими идеями деятельностного
подхода к аттестации в русле модернизации
образования. Потому что деятельностный подход
постепенно помогает складыванию у человека
социальных навыков, дает ему и возможности
развиваться профессионально, и быть успешным в
этом обществе. Но то, что предлагает С.Братченко,
никак не соответствует аттестации
по-министерски. Как, впрочем, и разработки нашего
творческого коллектива, предложившего несколько
лет назад, как можно организовать
общественно-государственную экспертизу школы.
Все дело именно в деятельностном подходе,
который никак не хотят ни понять, ни принять
разработчики министерских документов.
Дмитрий ИВАНОВ
|