Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2001

Первая тетрадь. Политика образования

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

Панорама реформирования школы

Взгляд на образование с государственных высот

В пресс-клубе РИА “Новости” состоялась пресс-конференция министра общего и профессионального образования России Владимира Филиппова и заместителя министра Виктора Болотова, посвященная вопросам модернизации российского образования.

В начале пресс-конференции Владимир Филиппов рассказал о своем видении основных задач, стоящих сегодня перед системой образования, и первой назвал проблему эффективного использования выделяемых средств и обеспечения доступности образования, причем качественного, для всех слоев населения.

Далее министр перешел к тем проблемам образования, которые, по его мнению, вызывают в последнее время наибольшее количество споров и вопросов, и прежде, всего к теме единого государственного экзамена, эксперимент по введению которого зафиксирован в планах правительства на 2001–2003 годы. Хотя уже около 90 процентов стран мира не имеют такой архаичной системы выпускных и вступительных экзаменов, мы, подчеркнул Владимир Филиппов, тем не менее не хотим спешить, а стремимся апробировать новые подходы. Единый экзамен будет проводиться вне стен школы, и каждый выпускник, получивший за него оценки, сможет разослать эти результаты в 5–10 университетов Российской Федерации, не тратя денег, сил и времени для поездок на экзамены в другие города. При этом вузы будут отбирать детей по оценкам. Все это способствует достижению главной цели, которую поставило перед собой правительство, – созданию и обеспечению механизма равной доступности образования для детей из обеспеченных и малообеспеченных семей, из крупных городов и дальних районов страны.
Что касается форм проведения государственного экзамена, то здесь Владимир Филиппов полностью согласен с аргументами тех, кто возражает против сведения его к простому тестированию. По словам министра, для экзамена предполагается применять несколько вариантов испытаний, причем простое тестирование здесь возможно только по тем предметам, где главный критерий – знание фактического материала (таким, как биология или география). Другая форма – так называемые открытые тесты с возможностью выбора верного варианта из пяти ответов с пояснением, почему именно этот ответ верен. И, наконец, третья форма экзамена, которую министр считает во многих случаях предпочтительной, – письменная работа.
Кроме того, министр подчеркнул, что единый экзамен может иметь разные уровни сложности, соответствующие задачам, которые ставит перед собой сам выпускник. Кто-то может просто сдать единый экзамен первого уровня, чтобы получить оценку за школьный курс. Тот, кто хочет продолжать образование, но еще не выбрал вуз, сдает экзамен второго уровня. А кто-то может сразу сдать экзамен третьего уровня и послать оценки в выбранный институт.

Но самая главная задача, которую, по мнению министра, поможет решить единый экзамен, – повышение качества образования в каждой российской школе. Ведь теперь у детей из пяти или десяти разных школ экзамен будут принимать не те учителя, которые вели соответствующие предметы, а специальная комиссия. При этом станет видно, насколько разнятся знания выпускников разных школ, а их директора, педагоги и родители учеников получат материал для сравнения и соответствующих выводов. Таким образом, и аттестация учителей перестанет быть пустой формальностью.
При этом критерии, предъявляемые к знаниям выпускников, должны соответствовать обязательному минимуму образования и ни в коем случае не выходить за его пределы, поскольку и при вступительных экзаменах в вузы запрещено требовать знания, выходящие за рамки школьной программы. Но поскольку необходим дифференцированный подход к знаниям тех, кто намерен поступать в серьезные вузы, и тех, кто хочет лишь получить аттестат о среднем образовании, экзаменационные вопросы должны быть составлены так, чтобы большинство школьников могли ответить на них, набрав 20 баллов по многобалльной шкале, а хорошо подготовленные – получить оценку и в 100, и в 200 баллов.

Затем Владимир Филиппов ответил на вопросы корреспондентов.
Он категорически отверг возможность введения платного общего образования, однако отметил, что правительство примет ряд законодательных актов, устанавливающих возможность финансирования дополнительных предметов за счет средств родителей и иных внебюджетных источников. Но речь идет только о тех предметах, которые не включены в нормативы финансового обеспечения.
Что касается распределения школьных средств, то в нем, по мнению Владимира Филиппова, должен проявиться государственно-общественный характер образования. В области государственного финансирования большинство школ должно получить некоторую самостоятельность, став юридическими лицами и открыв бюджетные счета. Следующая задача – сделать так, чтобы в каждой школе появился внебюджетный счет. И именно здесь нужен совет попечителей. Нужно разбудить общество, чтобы привлечь его к организации и руководству школьной работой.

На вопрос о перспективах компьютеризации сельских школ Владимир Филиппов ответил, что речь должна идти не о компьютеризации, а об информатизации, то есть не только о поставке в школы компьютерной техники, но и переподготовке учителей, создании ресурсных и ремонтных центров в районах и, наконец, о подключении к сети Интернет. Здесь вновь многое будет зависеть от попечительских советов и от поддержки спонсоров. Но в любом случае министерство уже к осени этого года намерено поставить в школы компьютерные программы с уроками по различным предметам, в частности по физике, математике, истории и т.д. Для этого в ближайшее время будет объявлен конкурс на разработку этих программных продуктов. Весь этот комплекс мероприятий планируется реализовать в течение года.

И, наконец, на вопрос о судьбе эксперимента по переходу на 12-летнее обучение министр ответил, что, поскольку намечено не просто увеличение сроков обучения, а пересмотр программы с целью разгрузки и создания профильного обучения, на отработку нового содержания образования понадобится не менее 7–8 лет. Эксперимент действительно начнется с 1 сентября 2001 года, но только в первых и десятых классах и лишь в 1,5–2 процентах школ. Для других учителей, по словам министра, останется еще 7–8 лет на переквалификацию. Это очень тяжелая работа, заключил Владимир Филиппов, но во благо наших детей это надо сделать, потому что без введения профильной школы единый экзамен будет во многом неэффективен и репетиторство просто сместится на подготовку к этому экзамену.

Наталья ИШТРИКОВА



Рейтинг@Mail.ru