Вперед, к общему знаменателю?
Реформа - это не то, что обсуждается
на семинарах и совещаниях,
а то, что реально за это время происходит в школе
Со времени принятия правительственного
плана модернизации социальной сферы – 29 июня
прошлого года – прошло девять месяцев. Первым
пунктом этого плана, как мы помним, стоит
модернизация образования.
Девять месяцев – хороший срок для
промежуточного подведения итогов.
Что меняется в школе, куда направлен вектор
перемен?
Хотим как лучше?
Хотим мы или не хотим называть изменения
в образовании реформой, а люди все равно
обсуждают изменения как реформу. При этом разные
люди говорят о происходящем по-разному. Одни
считают: школа должна реформироваться.
Это означает, что в системе образования есть, с их
точки зрения, совершенно устаревшие системные
основания, которые мешают школе быть современным
образовательным институтом.
В самом деле, как ни стараются объявить советскую
школу лучшей в мире на все времена, как ни
стараются объявить классно-урочную и
учебно-предметную средневековую школу готовой к
улучшению, как ни стараются подменить задачу
изменения качества образования задачей
улучшения прежнего качества образования –
эффект этих убеждений низок.
И общество, и профессионалы, и сами дети все
больше и больше убеждаются в том, что на самом
деле устройство школы безнадежно устарело.
– Вместо реформы в школе идет реставрация худших
советских бюрократических порядков, никаких
системных изменений не инициируется – такая
скептическая точка зрения все больше и больше
высказывается и родителями, и учителями.
Остались нерешенными важные теоретические
проблемы: что такое новое качество образования,
каким может быть современный уклад школы и,
наконец, каким может быть механизм изменения
содержания образования?
По старой советской привычке организаторы
реформы, прежде всего в Министерстве
образования, решают не главный вопрос – каким
может быть механизм перемен, а второстепенный –
какими должны быть сами перемены.
«Как? – спросит удивленный читатель. – Что вы
такое пишете, все как раз наоборот, главное –
какой будет новая школа!»
Для вас, уважаемый читатель, это действительно
главный вопрос, если вы его обсуждаете как
гражданин, как учитель или родитель.
А если вопрос, какой быть школе, решает чиновник в
министерстве или в любом другом учреждении, то
это означает, что главный общественный вопрос
попал не в те руки.
Чиновники никак не могут понять: главный вопрос
– не что должно происходить, а как должны
происходить перемены.
Не нужно определять содержание образования –
надо создать условия, чтобы школы,
профессиональное сообщество и граждане могли
договориться между собой о целях и содержании
образования. Вот этот механизм общественного
изменения образования и должен быть создан.
Кстати говоря, это и будет образовательной
основой гражданского общества.
А любая бюрократическая попытка модернизации
приведет к двум абсолютно предсказуемым
результатам.
Никакого обновления содержания не произойдет,
потому что настоящее обновление содержания в
рамках старого способа (программы по учебным
предметам, базисные учебные планы, фиксированные
зуновские результаты обучения) невозможно.
Содержание образования меняется инновационными
проектами учителей и научными экспериментами
ученых.
Ни то ни другое не возникает по предписанию
начальства.
Поэтому любые благородные и «правильно»
сформулированные сверху требования к новому
содержанию образования, придя в школу в виде
инструкций, тотчас же станут современной
модификацией средневекового способа обучения –
натаскивания учеников на заранее определенные
ЗУНы.
Другим предсказуемым результатом такого хода
изменений станет и уже становится усиление
бюрократии.
Бюрократия берет реванш за унижение начала 90-х
годов, когда под давлением идеологии
демократического движения ведомственная
бюрократия вынуждена была не только терпеть, но и
поддерживать инновационное движение. Венцом
такого временного альянса стало соединение
конкурса «Авторская школа» и ведомственного
статуса «Федеральная экспериментальная
площадка».
И вот инновационность и вообще общественный
характер изменений стали немодными, уже не надо
играть в демократию в образовании, маски
сброшены – бюрократия победила!
Вместо модернизации – реставрация
Циркулярно-административный способ
реформы приводит к тому, что в жизнь воплощаются
только те мероприятия, которые имеют отчетную
форму результативности.
Не реально эффективную, а
фиктивно-демонстративную.
Мы уже писали о том вале проверок и эпидемии
инспектирования, которые обрушились на школу.
В этих проверках инспекторы ведут себя так, будто
вариативность, инновационность,
экспериментирование в образовании уже отменили.
Право школы формировать собственную
образовательную программу забыто, это,
оказывается, были перегибы на местах.
Да ну что вы, не нужно сгущать краски, скажет
уважаемый читатель.
И я готов был бы с ним согласиться, если бы не
последний факт, который на самом деле выглядит и
неправдоподобно, и убедительно одновременно.
Речь идет о введении школьной формы.
Оказывается, в министерстве создана рабочая
группа по решению вопроса о введении школьной
формы – об этом недавно сообщили в прессе, и по
сетям Интернета прошла бурная дискуссия в связи
с этим сообщением.
Конечно, проблема введения школьной формы
поднимается родительской общественностью –
народом, который возмущается тем, что дети
одеваются кто во что горазд. К 1 апреля (осталось
чуть больше месяца) рабочая группа должна
сформулировать необходимость возвращения
школьной формы и даже утвердить ее варианты. Дать
«соответствующие рекомендации, методические
разъяснения».
«Все сходятся в одном – школьную форму надо
вводить» – так формулирует вероятный вывод
рабочей группы чиновник министерства. При этом
собираются мнения с мест: «В процессе
поступления к нам писем и анкет, разосланных по
регионам, мы сделаем вывод о допустимых пределах
вариативности».
Необходимо будет «сделать вывод и прийти к
общему знаменателю на основании общественного
мнения».
Ни сам чиновник, ни те, кто руководит этой
нелегкой работой по сведению к общему
знаменателю на основании общественного мнения,
даже не замечают, что вектор перемен уже
повернулся из направления «будущее» к
направлению «прошлое».
Потому что реформа – это не то, что обсуждается
на семинарах и совещаниях в течение девяти
месяцев, а то, что реально за это время происходит
в школе.
А происходит постепенное приведение к единому
знаменателю. Не пройдет и двух лет, как дети в
форме откроют одинаковые учебники в разных
школах и в единой двенадцатилетке будут писать
контрольную работу, присланную из министерства.
Не верите?
Александр АДАМСКИЙ
|