ЖУРНАЛЫ
ИННОВАЦИОННАЯ
ШКОЛА, № 1 (11), 2000
Согласно теории систем всякая система склонна к
разрушению, если она слишком жесткая. Такими
жесткими системами, как известно, были типовые
учебные программы в общеобразовательных школах.
Некоторые из жестких систем, например
классно-урочная, до сих пор формируют
образовательный процесс.
По той же теории систем всякая система склонна к
разрушению, если в ней слишком много степеней
свободы. Показателем излишнего множества
степеней свободы стало появление учебных
заведений самых различных типов с их собственным
содержанием.
Одним из наиболее эффективных средств удержания
образования в едином пространстве стало
создание таких образовательных систем, которые
бы гибко сочетали в себе стандарты и
вариативность. При этом была выбрана
гуманистическая, личностная парадигма
образования. Деятельностная парадигма,
доминировавшая в отечественном образовании
многие десятилетия, заметно устарела.
Но как только выбор был сделан, в глубине
решенной проблемы возникла новая, т.е. новый
виток неясностей, предполагающий новый выбор.
Дело в том, что в современном гуманистическом,
личностном образовании может доминировать либо
технократический, либо экзистенциальный подход.
При технократическом подходе все возвращается
на старые «потребительские», «деятельностные»
рельсы, а управление становится системой
управленческих заданий и исполнительских
решений. При экзистенциальном подходе
образование становится системой,
личностно-ориентированной деятельностью. При
этом складывается особый тип отношений между
управляющей и управляемой системами в
образовании: если с экзистенциальной точки
зрения общение представляет собой обмен
ценностями, то и управление (экзистенциальное)
также можно представить как обмен ценностями.
(Методологические подходы к управлению
образованием в современных условиях».
В.Т.Фоменко)
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ.
Материалы Всероссийской науЧной конференции.
Комсомольск-на-Амуре, 1999
Это социально-педагогическая иллюзия, будто
человека можно «задать»: найти универсальную
цель и определить содержание воспитания,
пригодное для всех. Отсюда и стремление создать
идеальную модель личности и потребность
педагогов-практиков получить четкую программу
воспитания.
К иллюзиям можно отнести и безграничную веру во
всесилие педагогического влияния на человека
воспитательной работы. Многие стереотипы, к
которым привыкли и педагоги, и родители, и даже
дети, оказались неэффективны. Имитация
воспитательности стала ненужной, как и
«онаучивание» решений высоких инстанций и
вырабатывание нормативных установок. Обнажилась
внутренняя суть человека, проявились его
естественные потребности, социальные
устремления, право быть самим собой.
Глобальность проблематики, с которой
столкнулось общество, требует гораздо больших
степеней свободы и разнообразия людских
проявлений. Поэтому внедрение современных
подходов к реализации целей воспитания возможны
при условии
– поддержки индивидуальности и самобытности
ребенка;
– возвращения воспитания от коллектива к
человеку;
– возвращения воспитания от коллектива в семью,
к родителям;
– возвращения воспитания из тисков доктрин и
социальных утопий в контекст национальной и
мировой культуры.
(«Современные подходы к разработке целей
воспитания». Н.Е.Седова, Н.В.Устюжанина)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ, № XI–XII, 2000
Выпускнику современной школы нужны не сумма
знаний и умений, а способности к их получению; не
исполнительность, а инициатива и
самостоятельность. Саморазвитию научить
напрямую нельзя – эта способность не передается.
Но педагог может создать условия для
«выращивания» этой способности. Умение создать
такие условия становится профессиональным
требованием к педагогу.
Для реализации новых целей образования нужен
новый учитель – педагог-профессионал. В отличие
от специалиста в предметной области
профессионал должен уметь работать с процессами
образования и развития. Педагог-профессионал –
это уже не транслятор предметных знаний, он
становится организатором учебной работы по
решению творческих задач, многоплановой
социально значимой деятельности подростков и
юношей.
Педагог имеет дело с человеком развивающимся,
его действия строятся на знании психологии
личности, основных подходов к пониманию и
объяснению характера, развития личности в
определенные периоды жизни. Поэтому каждый
учитель должен получить психологическое
образование и психологическую подготовку.
Психологическое образование невозможно
получить путем простого суммирования различных
психологических дисциплин, а психологическую
подготовку – несколькими часами студенческой
практики. Поэтому при обучении студентов в
педагогических вузах и на курсах повышения
квалификации учителей целесообразно ввести курс
«Психологической антропологии» – целостного
учения о субъективной реальности человека, его
становлении и развитии в образовании. Этот курс
должен стать основой психологического
образования педагога.
(«Теория и практика психологического
образования педагога». Е.И.Исаев)
ПРОБЛЕМЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Сборник науЧных статей. Вып. 7. Москва, 2000
Психологический возраст – это не только
результат индивидуальной самооценки человека и
степени личностной реализованности, но и
качественная и количественная характеристика
личности, отражающая меру индивидуального
психологического прошлого (так же как
хронологический возраст отражает меру
хронологического прошлого).
Всестороннее изучение такой характеристики
личности, как психологический возраст,
необходимо и важно для педагогов. Пренебрежение
ею недопустимо, т.к. приводит к некорректному и
ошибочному объяснению индивидуального процесса
развития человека, к искаженной интерпретации
данных и фактов, полученной информации.
Без знаний о психологическом возрасте личности,
о влиянии его на процесс обучения и воспитания
индивидуума педагогическая деятельность
заметно теряет свою эффективность.
(«Психологический возраст личности как критерий
и показатель социализированности индивида».
В.А.Плешаков)
По материалам Государственной
научно-педагогической библиотеки им.
К.Д.Ушинского
|