Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЖУРНАЛЫ

ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА, № 1 (11), 2000

Согласно теории систем всякая система склонна к разрушению, если она слишком жесткая. Такими жесткими системами, как известно, были типовые учебные программы в общеобразовательных школах. Некоторые из жестких систем, например классно-урочная, до сих пор формируют образовательный процесс.
По той же теории систем всякая система склонна к разрушению, если в ней слишком много степеней свободы. Показателем излишнего множества степеней свободы стало появление учебных заведений самых различных типов с их собственным содержанием.
Одним из наиболее эффективных средств удержания образования в едином пространстве стало создание таких образовательных систем, которые бы гибко сочетали в себе стандарты и вариативность. При этом была выбрана гуманистическая, личностная парадигма образования. Деятельностная парадигма, доминировавшая в отечественном образовании многие десятилетия, заметно устарела.
Но как только выбор был сделан, в глубине решенной проблемы возникла новая, т.е. новый виток неясностей, предполагающий новый выбор. Дело в том, что в современном гуманистическом, личностном образовании может доминировать либо технократический, либо экзистенциальный подход. При технократическом подходе все возвращается на старые «потребительские», «деятельностные» рельсы, а управление становится системой управленческих заданий и исполнительских решений. При экзистенциальном подходе образование становится системой, личностно-ориентированной деятельностью. При этом складывается особый тип отношений между управляющей и управляемой системами в образовании: если с экзистенциальной точки зрения общение представляет собой обмен ценностями, то и управление (экзистенциальное) также можно представить как обмен ценностями.
(Методологические подходы к управлению образованием в современных условиях». В.Т.Фоменко)


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ.
Материалы Всероссийской науЧной конференции.
Комсомольск-на-Амуре, 1999

Это социально-педагогическая иллюзия, будто человека можно «задать»: найти универсальную цель и определить содержание воспитания, пригодное для всех. Отсюда и стремление создать идеальную модель личности и потребность педагогов-практиков получить четкую программу воспитания.
К иллюзиям можно отнести и безграничную веру во всесилие педагогического влияния на человека воспитательной работы. Многие стереотипы, к которым привыкли и педагоги, и родители, и даже дети, оказались неэффективны. Имитация воспитательности стала ненужной, как и «онаучивание» решений высоких инстанций и вырабатывание нормативных установок. Обнажилась внутренняя суть человека, проявились его естественные потребности, социальные устремления, право быть самим собой.
Глобальность проблематики, с которой столкнулось общество, требует гораздо больших степеней свободы и разнообразия людских проявлений. Поэтому внедрение современных подходов к реализации целей воспитания возможны при условии
– поддержки индивидуальности и самобытности ребенка;
– возвращения воспитания от коллектива к человеку;
– возвращения воспитания от коллектива в семью, к родителям;
– возвращения воспитания из тисков доктрин и социальных утопий в контекст национальной и мировой культуры.
(«Современные подходы к разработке целей воспитания». Н.Е.Седова, Н.В.Устюжанина)


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, № XI–XII, 2000

Выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность. Саморазвитию научить напрямую нельзя – эта способность не передается. Но педагог может создать условия для «выращивания» этой способности. Умение создать такие условия становится профессиональным требованием к педагогу.
Для реализации новых целей образования нужен новый учитель – педагог-профессионал. В отличие от специалиста в предметной области профессионал должен уметь работать с процессами образования и развития. Педагог-профессионал – это уже не транслятор предметных знаний, он становится организатором учебной работы по решению творческих задач, многоплановой социально значимой деятельности подростков и юношей.
Педагог имеет дело с человеком развивающимся, его действия строятся на знании психологии личности, основных подходов к пониманию и объяснению характера, развития личности в определенные периоды жизни. Поэтому каждый учитель должен получить психологическое образование и психологическую подготовку. Психологическое образование невозможно получить путем простого суммирования различных психологических дисциплин, а психологическую подготовку – несколькими часами студенческой практики. Поэтому при обучении студентов в педагогических вузах и на курсах повышения квалификации учителей целесообразно ввести курс «Психологической антропологии» – целостного учения о субъективной реальности человека, его становлении и развитии в образовании. Этот курс должен стать основой психологического образования педагога.
(«Теория и практика психологического образования педагога». Е.И.Исаев)

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Сборник науЧных статей. Вып. 7. Москва, 2000

Психологический возраст – это не только результат индивидуальной самооценки человека и степени личностной реализованности, но и качественная и количественная характеристика личности, отражающая меру индивидуального психологического прошлого (так же как хронологический возраст отражает меру хронологического прошлого).
Всестороннее изучение такой характеристики личности, как психологический возраст, необходимо и важно для педагогов. Пренебрежение ею недопустимо, т.к. приводит к некорректному и ошибочному объяснению индивидуального процесса развития человека, к искаженной интерпретации данных и фактов, полученной информации.
Без знаний о психологическом возрасте личности, о влиянии его на процесс обучения и воспитания индивидуума педагогическая деятельность заметно теряет свою эффективность.
(«Психологический возраст личности как критерий и показатель социализированности индивида». В.А.Плешаков)

По материалам Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского



Рейтинг@Mail.ru