Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Вопросы после семинара

Можно ли утверждать, что учитель может полностью обеспечить удовлетворение физиологических потребностей учеников?

Ясно, что их удовлетворение связано с созданием объективных условий, которые не всегда находятся под контролем учителя. Однако, если ученики уверены, что учитель настроен по отношению к ним доброжелательно, всякая неопределенная ситуация толкуется ими в свою пользу. То есть ребенок не станет мучительно думать, можно ли отпроситься с урока, не станет связывать свою усталость со злой волей учителя.

Конечно, при общении с детьми доброжелательность и любовь очень важны, но как с ними уживается авторитет учителя?

С одной стороны, авторитетность необходима для поддержания дисциплины в классе, обеспечения поддержки. С другой стороны, чересчур высокая авторитетность другого лица может создать ощущение угрозы. Поэтому авторитетность должна сопровождаться безусловной доброжелательностью.
Значение доброжелательности учителя при удовлетворении потребности в любви и самоуважении очевидно. Даже если учитель не успел в ходе коммуникации выразить свое отношение, общая трактовка его отношения позволит ребенку быть уверенным, что он любим и защищен. При этом эффект усиливается, если учитель воспринимается как авторитетное лицо: ребенок скорее обратится к нему в конфликтной ситуации или если забудет деньги на обед. Кроме того, поощрения, поступающие от высокостатусного лица, ценятся больше, чем такие же поощрения от низкостатусного.

Существует ли четкая технология РИЛ, следуя которой учитель может строить свою работу и достигать заранее запланированных результатов?

Нет и не может быть исходного образца работы РИЛ-ориентированного учителя. А есть комплекс теоретических и практических идей и широкий спектр возможных, в русле этих идей, педагогических действий, из которых учитель волен собирать свой вариант РИЛ-работы. Нельзя говорить и о гарантированном педагогическом результате: ведь поведение человека как индивидуальности не может быть определенным, однозначным, точно предсказуемым, в том числе и в учебных ситуациях.

С какими трудностями может столкнуться учитель, решившийся работать над развитием индивидуальности личности?

Собственно учительские трудности: неуверенность учителя в своих действиях, неумелость, недостаточное владение средствами педагогической работы, плохое физиологическое и психологическое состояние, несложившиеся отношения с классом.
Особенности класса: страх значительного числа учеников перед необычными заданиями; настрой, перенесенный с прошлого урока, мешающий работе.
Внешние обстоятельства: стиль других учителей, мешающий педагогу осуществлять РИЛ-работу, недостаток учебного материала и методической литературы, помогающей РИЛ на уроке, отсутствие места, где возможен отдых, реабилитация между уроками, неподдержка новаций учителя родителями учеников.

Какие формы совместной творческой работы лучше использовать на уроке и как их организовать?

«Мозговой штурм», театрализацию, интеллектуальные командные игры, ролевые игры, групповую исследовательскую работу, совместное изготовление наглядных пособий, групповые творческие лабораторные работы, совместные сочинения.
Создавайте учебные ситуации, позволяющие школьникам выбирать путь индивидуального или совместного творчества.
Учитывайте и используйте при организации и анализе совместного творчества структуру творческих групп: кто лидер, кто генератор идей, кто критик, кто оказывается наиболее выпадающим из общей работы.
При совместной творческой работе оценивайте не только результат – знания, умения, не только их оригинальность, но и насколько совместно протекала работа, каков вклад каждого.

Как самопознание ученика может происходить во время учебной работы? Организует ли его учитель специально?

Для этого учитель может применять на уроке учебное тестирование; использовать самооценки, взаимооценки; сравнение себя и своих поступков с поступками персонажей; позволять ученикам осознанно корректировать свои знания и учебные действия; учить школьников задавать себе учебные перспективы, в том числе итоговые оценки.
Оставляйте для учеников выбор между заданиями на самооценивание, самопознание и оценкой учителя.
Помните, чтобы ребята стремились на уроке к ситуациям самопознания, необходимо обеспечить им чувство безопасности. Не оценивайте учебной оценкой акты самопознания школьников на уроке. Отмечайте, поддерживайте, стимулируйте, но не отметкой, самопознание.
Не забывайте, что стремление к самопознанию имеет свои ступени и растет с возрастом (если мы не мешаем ему расти).

Как выстроить работу в классе, чтобы научить ребят делать выбор?

Прежде всего нужно систематически создавать для учеников ситуации выбора изучаемого содержания, форм отчетности, форм и видов экзаменов, объема учебной работы, в том числе объема нагрузки на уроках физкультуры или факультативов.
Создавайте на уроке альтернативы между самостоятельно выбранными заданиями и предложенными учителем.
Не оценивайте негативно нежелание школьника делать самостоятельный выбор. Но стимулируйте, поддерживайте, в том числе оценкой, самостоятельные выборы школьников, особенно в случае принятия на себя повышенного объема и уровня работы.
И на уроке, и вне урока обучайте ребят приемам, способам рационализации своего выбора, учите оценивать возможные последствия совершаемых выборов.

Если вы заинтересовались методом развития индивидуальности личности, обращайтесь в Ульяновский государственный педагогический университет на кафедру психологии.
Адрес: 432700, г. Ульяновск, пл. 100-летия В.И.Ленина, д. 4.
Тел. (8422) 31-24-63.



Рейтинг@Mail.ru