Личностно-ориентированная педагогика:
какие общие закономерности и приемы нужно
знать, чтобы создать условия для внутреннего
роста ребенка
Сегодняшний семинар – о том, как может работать
учитель обычной массовой школы, поддерживая
личностное развитие ребенка. Авторы метода –
Сергей ПОЛЯКОВ, доктор педагогических наук,
Александр РЕЗНИК, кандидат психологических наук,
Галина МОРОЗОВА, кандидат психологических наук,
Инна ЕГОРОВА, преподаватели Ульяновского
государственного педагогического университета.
Наша массовая школа напоминает большого слона,
топчущегося на развилке дорог, – подгоняемого,
уговариваемого, толкаемого на одну из троп...
По нашему мнению, новые программы должны быть,
во-первых, личностно-ориентированными, а
во-вторых, не должны требовать радикальных
изменений в деятельности школы.
Поэтому Ульяновский государственный
педагогический университет предлагает
программу развития индивидуальности личности
(РИЛ), вполне осуществимую в рамках традиционной
классно-урочной системы и обычного содержания
обучения.
В нашем понимании развитие индивидуальности
личности предполагает развитие нескольких
процессов.
Самопознание – интерес к своему Я, познание себя
как субъекта учебной деятельности и познание
своих личностных неучебных способностей с
использованием учебного материала.
Самоопределение – самостоятельный, осознанный
выбор учебных целей, задач и форм учебной работы.
Самореализация – проявление своего творческого
потенциала в учебных заданиях, учебных
ситуациях.
Совместное развитие – восприятие себя как
источника для развития других и их как источника
своего развития.
Саморегуляция, по нашему мнению, вряд ли может
быть актуальной в ситуации урока, скорее на нее
должен направить усилия школьный психолог или
психологически ориентированный классный
руководитель.
И, наконец, саморазвитие, объединяющее все эти
процессы, – целенаправленное изменение себя как
субъекта учения ради собственного
совершенствования. Задача учителя – оказать
школьнику педагогическую помощь в развитии этих
потребностей.
По мнению американского психолога Абрахама
Маслоу, развитие индивидуальности является
естественным, во многом спонтанным процессом,
происходящим под влиянием неистребимой
человеческой потребности в самоактуализации.
Почему же так мало самоактуализирующихся
личностей, спросит учитель, и почему процесс
развития индивидуальности превращается в
специальную педагогическую задачу? Потому что
взрослые, вдохновленные идеей саморазвития
ребенка, нередко забывают об одном простом
условии: потребность в самоактуализации
просыпается в человеке, только если
удовлетворены его основные человеческие
потребности: физиологические, потребности в
безопасности, любви, уважении и самоуважении.
Успевают ли ваши ученики позавтракать?
Начнем с утра, когда полусонный пятиклассник
переступает порог классной комнаты. Там его
ожидает интересное задание, стимулирующее
процессы самопознания. Правда, единственное, что
ему сейчас хочется узнать о себе, – когда же
наконец удастся выспаться.
Но это только цветочки! Торопясь в школу, он не
успел позавтракать и забыл взять деньги на обед.
До окончания уроков еще так далеко, а пока нужно
заняться самореализацией.
В перерыве приятель поделился бутербродом. Есть
больше не хочется. Хочется пить. Но учитель
предлагает задание на самоопределение и уже не
разрешил выйти из класса соседу по парте. Так что
приходится самоопределяться.
Прошло четыре урока. В помещении душно, парта
неудобная, от длительного сидения затекла спина.
И пятиклассник начинает думать, вероятно, что бы
такое устроить соседу с целью совместного
развития?
И снова – самоопределение! Учитель предлагает
выбрать либо очень легкое, либо очень творческое
домашнее задание. Знал бы он, сколько задали на
дом другие учителя! Всего и до двенадцати не
переделаешь. Придется выбирать между алгеброй и
английским. Дома определимся. Само-…
Проблемы этого школьника, как вы уже догадались,
связаны с неудовлетворенными физиологическими
потребностями. Они касаются биологического
выживания организма и в случае неудовлетворения
быстро оттесняют все другие. Чтобы преодолеть
эту ступень на пути к самоактуализации, задайте
себе несколько простых вопросов.
Успевают ваши ученики позавтракать? Хватает ли
им времени, чтобы пообедать в школьной столовой?
Что делать, если ребенок забыл взять деньги на
обед? Отпускаете ли вы их с урока попить?
Уверены ли ваши ученики, что их просьба отпустить
их на пять минут с урока не вызовет ни отказа, ни
замечания, ни насмешки? А может быть, у вас и не
надо отпрашиваться?
Как вы думаете, в котором часу ложатся спать ваши
ученики и когда они просыпаются? Если интервал
времени окажется меньше восьми часов, попробуйте
приблизительно определить продолжительность
выполнения вашего домашнего задания. Полученный
результат умножьте на количество уроков.
Контролируете ли вы утомляемость учеников на
уроке? Даете ли им возможность отдохнуть?
Соизмеряете ли сложность материала с
возможностями учеников?
Удобно ли вашим ученикам сидеть за партами?
Хорошо ли им слышно и видно учителя? Как часто
проветривается классная комната? Каковы
температурные условия в кабинете?
Есть ли у ваших детей возможность проявлять
двигательную активность на уроке? Проводите ли
вы на уроке физкультминутки и двигательные игры?
Чем заняты ваши ученики на перемене?
Безопасность или развитие?
Если физиологические потребности удовлетворены,
на первый план выдвигаются потребности в
безопасности, проявляющиеся в избегании боли,
страха, гнева, потерь и опасности; стремлении к
порядку и стабильности. Эту потребность можно
назвать альтернативой развития. Ведь всякое
новое проявление индивидуальности – прыжок в
неизвестность, содержащий немалый риск и
требующий отваги. Поэтому неизбежен выбор между
самосохранением и развитием, риском и
безопасностью, желанием приобрести и боязнью
потерять уже имеющееся. Учитель, чтобы склонить
ребенка к движению вперед, должен снизить
привлекательность безопасности, одновременно
уменьшив «опасность» развития. Там, где
господствует терпимость, доброжелательность,
поддержка и защищенность, исчезает
необходимость цепляться за прошлое, заботиться о
сохранении уже достигнутого, там появляется
дерзкое желание проявить себя.
Но даже если потребность ребенка в безопасности
полностью удовлетворена, движение вперед пугает
своей неизвестностью: а вдруг не получится? Чтобы
движение вперед воспринималось как радостная
перспектива, а не страшная угроза, оно не должно
содержать труднодостижимые цели. Но как учителю
узнать, сколь далеко готов устремиться ребенок в
своем развитии, какие масштабы не кажутся ему
пугающими? Ответ на этот вопрос может дать только
он сам, совершив – или не совершив – выбор в
пользу развития. Никто не может решить за него, по
какому пути он должен идти; его нельзя втолкнуть
в развитие. Все что мы можем сделать – это
поманить его вперед, помня, что должны с
уважением отнестись к любому выбору ребенка,
признать за ним право на страх и медлительность
или отклонения в развитии.
А если ребенок рискнул осваивать собственную
индивидуальность, он особенно нуждается в
поддержке и помощи других людей. Об этом надо
помнить, особенно когда проявления
индивидуальности кажутся нам необоснованными,
несвоевременными и нелепыми. Критические
замечания на этот счет со стороны учителя или
сверстников только заставляют школьника
испугаться собственной смелости и отступить к
прежнему спокойному состоянию.
Явите ребенку приятие и любовь
Потребность в безопасности соприкасается с
потребностями в любви и принадлежности. Их
значение объясняется тем, что большая часть
наших нужд удовлетворяется при посредстве и
помощи других людей. Поэтому маленький ребенок
страстно ищет заботы, любви и ласки, старается
заслужить одобрение окружающих. Поскольку
другие люди жизненно важны для беспомощного
ребенка, страх потерять их заставляет искать
одобрения окружающих в ущерб собственным
побуждениям и желаниям. И вновь мы должны помочь
ему сделать правильный выбор.
Чтобы мнение других потеряло свою
гипнотизирующую привлекательность, нужно
максимально удовлетворить потребности в любви и
принадлежности. Учитель как главный
«законодатель» мнений на уроке должен явить
ребенку приятие и любовь. Для начала
постарайтесь обращаться к ребятам по именам.
Возможно, подражая вам, школьники так же станут
называть друг друга. Попробуйте изменить
практику оценивания устных ответов. Вместо
традиционного: «Кто обнаружил ошибку?» –
спросите у класса, что им понравилось в ответе
одноклассника. И обязательно отметьте тех детей,
кто нашел наибольшее количество достоинств.
Задача учителя – обратить внимание на
мельчайшие особенности личности школьника и с
уважением отнестись к ее самым незначительным
проявлениям. Даже когда эти проявления не вполне
отвечают ожиданиям педагога. А ребенок,
увлеченный неожиданным озарением, безнадежно
ломает тщательно спланированный порядок урока.
Учитель должен убедить растущего человека в
ценности, полезности и необходимости проявлений
его индивидуальности.
Как же создать реальные условия, способствующие
продвижению ребенка к вершине самоактуализации?
В личностно-ориентированной педагогике на этот
вопрос существует ответ: любить детей. И вроде бы
нечего возразить на это.
Вот только любовь проявляют по-разному. Когда
маленькая девочка сжимает в железных объятиях
котенка, она выражает любовь. Правда, котенку от
этого не легче. Или другая крайность – учитель,
искренне симпатизирующий детям и скрывающий
свое отношение за напускной строгостью.
Получается, одной любви недостаточно. Учителю
необходимы особые умения, специальная
технология коммуникации. Именно в ежедневном
общении с учителем дети постигают: в самом ли
деле он предлагает им поиграть или только делает
вид? Будет ли в дальнейшем поощряться их
инициатива или лояльность учителя продлится до
тех пор, пока это будет ему удобно?
Какие же задачи решает РИЛ-ориентированный
учитель в процессе коммуникации на уроке?
Во-первых, генерирует информацию, прямо или
косвенно удовлетворяющую потребности, о которых
мы уже говорили. Во-вторых, чтобы информация эта
воспринималась с доверием, формирует
впечатление о себе как о доброжелательном и
авторитетном партнере.
Первая решается при помощи вербальных средств, а
для второй очень важны невербальные: походка,
мимика, жесты.
Правило вытянутой руки
Один из ключевых невербальных феноменов –
личное пространство. Это территория вокруг нас.
Вторжение в него на бессознательном уровне
воспринимается нами как агрессия.
Важнейшая ее часть, интимная зона, находится в
пределах вытянутой руки. Вторгаться в нее, не
вызывая тревоги, могут только очень близкие люди,
относящиеся к интимному кругу.
Если же вы стремитесь к тому, чтобы ученики
преодолели страхи и опасения, запомните,
пожалуйста, правило вытянутой руки: старайтесь
не приближаться к ребенку ближе чем на 45
сантиметров. Впрочем, у этого правила есть одно
приятное ограничение. Если нам каким-то образом
удается вторгнуться в интимную зону, не вызвав
чувства тревоги, у ребенка возникает повышенное
чувство доверия и симпатии к нам.
Но как определить, возникает ли у ребенка чувство
тревоги? Снова воспользуемся невербальной
информацией: отстраняясь от вас даже
незначительно, ребенок сигнализирует о том, что
ваше приближение нежелательно. Если он
наклоняется, сокращая дистанцию между вами,
значит, вы относитесь к самому узкому кругу
интимных друзей.
Противники – те, кто сидит напротив
Имеет ли значение, как разместились участники
коммуникации в пространстве класса? Безусловно.
В одном эксперименте семерых испытуемых
пригласили для участия в дискуссии. Их в
случайном порядке рассаживали вокруг стола,
причем стулья были прикручены к полу. Наблюдения
показали, что участники дискуссии вели себя
удивительно однообразно в зависимости от места,
которое занимали. Испытуемый 1 выполнял функцию
лидера: предоставлял слово, мирил спорщиков,
подводил итоги. Испытуемые 2 и 3 принимали в споре
одну и ту же точку зрения и вступали в полемику с
сидящими напротив 4, 5 и 6. Седьмой же участник,
приткнувшийся в уголке, до поры до времени
отмалчивался, но как только наступала пауза,
выступал против всех, особенно против лидера (см.
схему 1).
Учитель, выстраивающий коммуникацию, может
использовать правило диагонали: позиции друг
напротив друга провоцируют конфронтацию, а
диагональное размещение склоняет нас к
солидаризации.
Существует два типа диагональных размещений (см.
схему 2).
Необходимо помнить, что второй тип из-за
вторжения в интимную зону может вызвать
негативную реакцию, о которой мы снова можем
узнать по наклону партнера.
Барьеры
Значительно влияют на наше доверие к вербальной
информации жесты партнера.
Нежелание вступать в коммуникацию партнер
демонстрирует, воздвигая защитные барьеры: стол,
чашка, очки, папка. Явный признак того, что
партнер избегает контакта, – наглухо
застегнутый пиджак. Жесты-барьеры,
препятствующие коммуникации, – скрещенные на
груди руки, скрещенные ноги, руки, сложенные в
“замок” и выставленные перед собой.
Впечатление недоброжелательности создают
агрессивные жесты: кулак во всех его проявлениях
или, особенно, жест с плаката “Ты записался
добровольцем?”. Не стоит его использовать в
качестве указательного жеста, воспользуйтесь
лучше открытой ладонью. Подавляющим считается
любой жест, идущий сверху вниз.
Неискренность и корыстные намерения
сопровождаются жестами лжи, один из которых –
манипулирование ладонью около рта.
К сожалению, жестикулируем мы почти всегда
непроизвольно. И намерения отказаться от
нежелательных жестов неосуществимы.
Вместо этого попробуйте вытеснить их
позитивными. Вашу доброжелательность подтвердят
демонстрация открытых ладоней, кругообразные
жесты, прикосновение к груди, горизонтальная
жестикуляция.
Учитель, ориентированный на развитие
индивидуальности школьника, должен всерьез
задумываться не только над потребностями детей и
эффективностью коммуникации на уроке, но и над
проблемой собственного физического и
психического состояния. Управление своим
состоянием на уроке, когда есть маленькая
передышка: две минуты, одна минута, а то и
мгновение…
“Руки”
Это упражнение на снятие усталости. Урок. Класс
работает, например, решает задачи, занимается
контурными картами… Сядьте на стул, немного
вытянув ноги и свесив руки. Представьте себе, что
энергия вашей усталости стекает вниз в землю. Она
струится от головы к ногам, устремляется от плеч
по рукам и пальцам и через кончики пальцев уходит
в пол. Ощутив теплую тяжесть, скользящую по вашим
рукам, посидите так одну-две минуты. Затем слегка
встряхните кистями рук, пружинисто резко
встаньте, улыбнитесь, пройдите по рядам в классе,
помогите затрудняющимся, похвалите успешных...
“Выдох”
Для снятия ситуационного внутреннего
напряжения. Сделайте глубокий вдох и при выдохе
резким воображаемым (!) движением сорвите
напряженную “маску” со своего лица: представьте
себе, что вы снимаете “броню”, “панцирь” с шеи,
с плеч, с лица – глаз, губы, мышцы лица и шеи без
брони становятся мягче, легче. Меньше напряжения
в вас – больше безопасности для ребят.
“Жест”
Более мягкий вариант снятия напряжения.
Дотроньтесь кончиками пальцев до краев глаз и
сразу же проведите ладонями ото лба к подбородку,
как бы снимая мягким движением “маску”.
Упражнения
“Формулы самовнушения”
На спокойствие и легкость
Выберите утверждение из нижеприведенных или
сочините свой вариант. Только помните, что
формула для самовнушения должна быть для вас
естественной, принимаемой, легко мысленно
проговариваемой. Сразу не сработало? Повторите
второй, третий, а может быть, четвертый и пятый
раз.
“Я спокоен, уверен, легок. Я хочу быть спокойным,
уверенным, безопасным. Сегодня серьезный урок”.
“Я чувствую спокойствие, уверенность, легкость.
Я хочу быть спокойным, уверенным, безопасным, как
красивый и сильный корабль”.
“Я должен быть спокойным! Спокойствие!
Уверенность! Безопасность!”
На чувство общности
“Мы вместе, мы работаем. Я хочу работать вместе,
потому что вы мне интересны, и я хочу быть полезен
вам”.
“Я чувствую общность, я чувствую единство. Мы – в
одном кругу. Мы – одной крови”.
“Общность! Работа! Вместе! Мы!”
На интерес к школьнику
“Ты мне интересен. Чем ты меня поразишь? Я готова
помочь тебе в нашем общем деле”.
“Ты для меня любопытен. Как экзотический фрукт.
Как камешек в калейдоскопе. Ты для меня!”
“Интерес! Включенность! Помощь!”
Использование таких, внешне простых, формул –
вещь непростая и чаще всего требует
предварительной индивидуальной или групповой
тренировки.
Управление своим состоянием, если у вас есть три
– пять минут (перемена!)
“Луч”
Упражнение на снятие эмоционального утомления.
Сядьте удобно и закройте глаза. Представьте, что
в верхней части вашей головы возникает светлый
луч, который медленно и последовательно движется
сверху вниз и теплым, ровным и расслабленным
светом изнутри освещает ваше лицо, шею и плечи. По
мере движения луча разглаживаются складки
бровей, зажимы в области губ, расслабляются мышцы
лица, исчезает напряжение в области затылка,
освобождаются от напряжения плечи. Внутренний
луч формирует вашу новую внешность – внешность
спокойного и уверенного в себе человека,
удовлетворенного собой, жизнью, профессией,
учениками.
“Пресс”
Это упражнение нейтрализует гнев, раздражение,
агрессию. Его полезно сделать перед трудными
педагогическими ситуациями, перед трудными
уроками. Представьте себе, что внутри вас, на
уровне груди, мощный тяжелый пресс, поршень,
который движется медленно сверху вниз, вытесняя
отрицательные эмоции, напряжение, энергию. Если с
первого раза результат будет не совсем
эффективным, повторите упражнение, убыстряя
движение поршня. Кстати, Н.В.Самоукина
предупреждает, что это упражнение не
рекомендуется людям с сердечно-сосудистыми
заболеваниями.
“Настроение”
(Идея этого упражнения принадлежит Н.Роджерс,
педагогический вариант – Н.Самоукиной.)
У вас прошел тяжелый, трудный, неудачный урок. Как
сделать, чтобы осадок от этого урока не повлиял
на последующие? Возьмите карандаши, лучше
цветные, и лист бумаги. Расслабленно левой (для
левшей – правой) рукой в течение 3–5 минут
рисуйте абстрактный рисунок: линии, пятна фигуры.
Подбирайте линии и цвета под свои переживания,
свое настроение. Переверните лист и напишите на
обороте любые 5–7 слов, отражающих ваше
состояние. Посмотрите еще раз на рисунок,
сосчитайте слова на обороте и… с удовольствием,
резко разорвите рисунок и выкиньте в урну. А
теперь – идите на урок без лишнего груза!
У вас 10–15 минут, причем совсем не обязательно в
школе, и вы готовы потратить их на развитие
способности управлять своим состоянием.
“Дерево”
Это упражнение на развитие ощущения свободы и
силы. Лучше его делать на ходу. Совсем идеально –
в парке, в лесу.
Представьте себя деревом, которое вам
симпатично: его мощный, гибкий ствол, шелестящие
зеленые листья, крону, открытую солнечным лучам и
влаге дождя, течение питательных соков в стволе и
в ветвях, корни, прочно вросшие в землю и
вбирающие ее соки. Побудьте 3–5–10 минут таким
деревом.
“Федя”
Упражнение на развитие чувствования другого
человека. Собственно, оно – развитие упражнения
“Иной мир”.
Выберите из ваших ребят ученика, с которым у вас
непростые, а может быть, конфликтные отношения,
“Федю”. Попробуйте поиграть в такого Федю:
подражайте его походке, его выражению лица,
попробуйте поговорить с его интонациями и
словами, постарайтесь подумать о мире, людях, о
вас, об уроках, о его заботах так, как думает он.
Есть немало шансов, что ваши отношения с Федей на
следующий день улучшатся и, что еще важнее, ваш
интерес к нему возрастет.
“Дыхание”
Это внешне простое упражнение, которое помогает
развитию способности к регулированию своего
состояния. Лучше его выполнять за 10–15 минут до
уроков. Сядьте удобнее, закройте глаза,
постарайтесь отключиться от внешних
воздействий. Сосредоточьтесь на своем дыхании,
прислушайтесь к нему. При этом не старайтесь им
управлять. Просто 10 минут внимательно слушайте
свое естественное дыхание.
(Гельштат-психологи называют эту технику
“включенным осознаванием”. Суть ее в том, что вы
концентрируете свое сознание на своих ощущениях.
Например, на том, как вы пьете воду. Старайтесь
медленно глотать и следить за тем, как вода
движется внутри вашего организма. Точно так же вы
можете наблюдать за разными фазами дыхания –
вдохом, выдохом, паузой между ними.)
|