Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Тактика осады и взятия учебника

Приемы, которые помогут прочитать
и понять даже самый сложный текст

Как лучше понять учебник

В школе я была хорошей ученицей, получала высокие оценки и всегда была в списке лучших. Но один предмет, историю, недолюбливала. Причиной всему был учебник, текст в котором казался мне слишком сложным.
Помню, какая неодолимая сонливость наваливалась на меня всякий раз, когда я бралась за эту книгу. Немалых усилий стоило заставить взгляд двигаться по строкам, но в памяти тем не менее не оставалось ни единого слова. Напрягая волю, я одолевала строку за строкой, абзац за абзацем, но не понимала ни слова. Как всякий хороший читатель, я останавливалась, когда переставала понимать текст, возвращалась взглядом к последней красной строке и перечитывала абзац. Иногда пыталась перефразировать только что прочитанное – и всегда безуспешно. Я перечитывала предложение и, отведя взгляд от страницы, пыталась повторить, но получалось это только если я успевала заучить его наизусть. Я задавала себе вопрос: «Что же хотел сказать автор в этом абзаце?» Но ответа не было, мысль автора оставалась тайной за семью печатями.
Любительница чтения, отличница, я вела настоящее сражение, не сдавалась, несмотря ни на что. В чем же было дело? Как вы заметили, я даже пыталась решить проблему, используя ряд эффективных приемов осмысленного чтения: останавливалась, когда переставала понимать текст; перечитывала трудные места; пыталась пересказать прочитанное своими словами; размышляла по поводу прочитанного, доискиваясь сути. Все это приемы, испытанные и знакомые каждому опытному читателю. Почему же они мне не помогли?

Какой из двух текстов ты лучше понял?

Многие учителя знают, что ребятам нередко бывает трудно понять учебник. Однако немногие понимают, почему это происходит. «Читать ведь они умеют, – говорят учителя, – а текст учебника ничем существенно не отличается от любого другого текста».
Одно из очевиднейших объяснений такой ситуации – новизна темы. В одном из исследований авторы (Стефенсон, Джоуг-Дев и Андерсон) составили два описания свадебной церемонии – в Америке и в Индии. Двум группам студентов, американских и индийских, было предложено прочесть оба текста и затем попытаться воспроизвести прочитанное. Как оказалось, американцы лучше поняли и запомнили текст о свадьбе в своей стране, индийские же студенты – соответственно о свадьбе в Индии. Группам было легче усвоить тот текст, с реалиями которого они были лучше знакомы. Этот вывод был впоследствии подтвержден и в других исследованиях.
Дополнительные трудности могут возникнуть из-за особенностей структуры учебного текста. Дети привыкли к повествовательному тексту. Он знаком им со времен «сказок на ночь». Учебный текст организован иначе: в нем отсутствуют место действия, характеры, сюжет, часто используются заголовки, подзаголовки, жирный шрифт, графики и таблицы. Эти составляющие учебного текста менее известны детям и поэтому затрудняют понимание.

Помоги мне прочесть учебник

Что же делают опытные читатели, сталкиваясь с новым содержанием и незнакомой структурой? Исследования Бейкер и Браун показали, что они, стремясь понять смысл текста, чаще всего используют набор мета-когнитивных методов. Я называю их методами понимания. Давайте подумаем, как моя учительница могла помочь мне при чтении учебника истории.
Немаловажным обстоятельством в моей эпопее с историей было то, что я не задумывалась о подготовке к чтению. Чаще всего начинала чтение, даже не взглянув на заголовок. Не сомневаюсь, что, проводи я до чтения своеобразную разминку, дело продвигалось бы куда успешнее.
Итак.
Перед чтением:
– Сформулируйте цель или желаемый результат чтения текста. Спросите себя: о чем я буду читать? Чего жду от этой главы, параграфа?
– Пробегите глазами главу, просмотрите заголовки и подзаголовки, рассмотрите иллюстрации. Если заголовки и иллюстрации отсутствуют, прочтите первые предложения каждого абзаца, чтобы составить примерное представление об организации главы в целом.
– Отметьте такие характеристики параграфа/главы, как длина и структура.
– Отметьте важные пункты, выделенные жирным шрифтом или вынесенные в подзаголовки.
– Определите, что может быть полезного в тексте в свете целей вашего чтения.
– Определите, на что стоит обратить особое внимание, а что можно проигнорировать.

Спросите себя: что я уже знаю по этой теме? Припомните прочитанное на эту тему раньше, если нужно, запишите то, что вспомнили. Рассмотрите иллюстрации и другие материалы по этой теме, вернитесь к своим записям.

Во время чтения:
– Особенно тщательно прочитывайте важные части текста, читайте выборочно.
– Прочтите вслух трудные, требующие особого внимания отрывки.
– Перескажите прочитанное своими словами.
– Не забывайте делать заметки.
– Делайте остановки, задавайтесь вопросом: что хотел сказать автор?
– Перефразируйте отдельные части главы/параграфа.
– Не пропускайте связки, выявляющие логическую организацию текста:
причина/следствие;
проблема/решение:
последовательность, хронология, порядок иного рода.
– Ловите себя на непонимании, бездумном чтении.
– Остановитесь, поняв, что не следите за мыслью автора.
– Пересматривайте цели чтения при поступлении новой информации.
– Особо отмечайте незнакомую для себя информацию.
– Пересматривайте свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации.
– Обращайтесь к дополнительным материалам/ресурсам, если новая информация не увязывается с ранее полученными знаниями.
– Не пропускайте ключевые предложения.
– Перечитывайте важные места.
– Подчеркивайте, обводите, помечайте важные места.
– Делайте выводы/заключения/догадки об авторе:
его цели, задачи, намерения;
его мировоззрение, взгляды, склонности;
социальный контекст, в котором был создан текст;
возможные источники информации, которыми пользовался автор.
Не пропускайте слова, выстраивающие логику текста, такие как «например», «в заключение», «во-первых», «далее», «наконец».
Зрительно представьте части прочитанного текста.

После прочтения:
– Перечислите важнейшие пункты.
– Решите, не нужно ли перечитать какие-то части текста.
– Изложите конспект/резюме прочитанного.
– Составьте вопросы по прочитанному тексту, задайте их себе и ответьте на них.
– Пересмотрите свои знания с учетом новой информации.
– Обозначьте места несовпадений между ранее имевшимися знаниями и новой информацией.
– Систематизируйте важнейшую информацию.
– Свяжите имеющиеся знания с новой информацией.


Если бы я сегодня преподавала природоведение, то обязательно повесила бы в классе таблицы и схемы, перечисляющие способы лучшего усвоения текста.
Помоги мне учительница истории в школе, мои результаты, несомненно, были бы более впечатляющими. Мне же пришлось придумать все самой, что я и сделала, но уже в университете. Я убеждена, что ученики должны познакомиться с методами эффективного чтения еще в начальной школе – хотя бы потому, что в старших классах они смогут активно использовать набор отработанных приемов. И тогда из самостоятельно работающего ученика получится самостоятельно мыслящий.



Рейтинг@Mail.ru