Мы захотели создать ситуацию
успеха для каждого ребенка
Но оказолось, что для этого в школе нужно
многое изменить. Так и родился наш эксперимент
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Хочу принять участие в разговоре «круглого
стола» по теме «Зачем нам нужен эксперимент?»
(«ПС», 28 ноября 2000 г.)
Восемь лет назад я стала директором обычной
средней школы с давно сложившимся коллективом,
своими традициями. Мне казалось, что я неплохо
знаю своих учителей, педагогический потенциал
каждого. Без всякой мысли об экспериментировании
я и многие мои коллеги в школе вводили на уроке
игры, новые способы деятельности на обычных
уроках: работали в группах, парами, давали
интегрированные уроки. Став директором и
походив, уже по долгу службы, на уроки каждого
учителя, я порадовалась, что у меня такие сильные
предметники.
Но вскоре почувствовала, что моя благополучная
школа потихоньку превращается в казарму для
детей: уроки, внеклассные мероприятия,
контрольные, оценки, участившиеся проверки со
стороны РОО создавали какую-то нервозную
обстановку в коллективе и текучку, от которой
руки опускались, сил не оставалось.
Аттестация на разряды сделала учителей
озабоченными, хмурыми, коллектив поскучнел.
Невесело, конечно, стало и ребятам, у которых
кроме учебы были развлечения в школе, но они
стали носить характер какой-то обязаловки.
Особенную тревогу вызывал 6”Б”. Беспокоили
больше девочки – грубые, крикливые, драчливые,
неряшливые. Обидные прозвища, клички, даже
матерные слова слетали с их языка так легко и
просто, будто это был их самый естественный
способ общения.
Это печально, но объяснимо. В свое время почти все
взрослые жители нашего поселка работали на
железной дороге, получали приличную зарплату. Но
произошли сокращения, большая часть поселка,
особенно женщины, осталась без работы. Сельским
хозяйством в наших условиях занимаются только на
собственных огородах, да и то не все. В поселке
прибавилось пьющих, прижилось воровство.
Но что нужно делать школе, чтобы дети из этих
семей стали успешными в жизни, не опустились, не
спились, не возненавидели жизнь?
Я пришла к мысли: чтобы в школе начались перемены
– а они обязательно нужны,– необходимо начать
экспериментальную работу по введению школы в
режим развития. И мы решили именно в самом
тяжелом шестом классе предоставить детям выбор
предметов. Многие в школе узнали, что в 6 “Б”
предлагается выбор предметов. Ходят, спрашивают,
а почему им нельзя выбирать предметы по желанию.
Весь 6”Б” ходит в именинниках. Такие важные!
Девочки стали задумываться о себе, своем
поведении, вообще о нравственных качествах
человека. Стали спокойнее, исчезли клички и
обидные слова.
Для меня главное в педагогике – это налаживание
всяческих отношений между всеми участниками
педагогического процесса: родителями, учителями
и учениками.
Все дети и родители пришли на собрание, составили
и подписали договор об условиях проведения
эксперимента. Его подписали по три человека от
всех сторон: дети, родители, администрация школы.
Конечно, в этом эксперименте наши цели, цели
детей и родителей, наверное, не во всем совпадают.
Я хочу, чтобы в школе изменилось отношение к
ребенку, чтобы он почувствовал себя личностью.
Хочется создавать ситуацию успеха у всех детей.
Пусть хоть в выборе предметов некоторые из них
это почувствуют! Хорошо бы у ребят появилась
ответственность за то, что они выбрали сами.
Хочется, чтобы и учитель, открывший студию,
занялся творчеством, повышением своей
квалификации, ведь каждому придется строить
особую программу вместе с учеником, пришедшим на
студию.
Хочется, чтобы и родители посмотрели на своих
детей по-другому.
Для достижения этих целей школа должна
развиваться. Под развитием я разумею освоение
новых технологий, отношений, способов
деятельности.
Любой учитель со стажем становится
исследователем. Учителя постоянно мучают
вопросы: почему ребята плохо учатся, плохо
усваивают, плохо ведут себя, плохо выстраивают
собственные отношения друг с другом, с
родителями? И если эти вопросы не дают учителю
покоя, он ищет ответы, меняет свой стиль общения,
подачу нового материала, думает над оценками и
способом контроля знаний и, самое главное, о том,
как помочь конкретному ребенку.
Мы вместе размышляем над этими же вопросами.
Остались многие наши традиции, появились новые,
но отсутствовала общая цель, скорее даже не цель,
а идея, которой бы зажил весь коллектив или хотя
бы его часть, чтобы у других тоже появилось
второе дыхание для перемен.
Отсюда возникла идея школы педагогики
сотрудничества. Мне многие говорили, что не может
быть школы педагогики сотрудничества, что
педагогика сотрудничества – это все, что
окружает школьника, что это якобы само собой
разумеющаяся вещь – сотрудничество. Мы ведь не
кричим, не браним ребенка, не жалуемся родителям,
двоек не ставим, бываем вместе с детьми на всех
мероприятиях, проводим КВНы, чаепития, сажаем
картошку на школьном поле, соревнуемся, на уроках
вводим элементы нового.
А сутью моего эксперимента является
исследование и изменение среды, окружающей
ребенка и учителя, исследование и изменение
содержания образования.
Смешно говорить об эксперименте, если не
меняется главное – содержание образования. У
меня сложилась за последние три года своя
команда единомышленников, которые не во всем со
мной согласны, а это очень хорошо, так как я
натура увлекающаяся. В моей команде есть парочка
консерваторов, которые быстро возвращают меня на
грешную землю, но мне все что-то «мало одной
приземленности, если все-таки есть небеса».
Мы живем на маленькой станции и не можем
рассчитывать на поддержку ученых, нет у нас и
материального стимула. Но есть желание сделать
жизнь детей и свою собственную, учительскую
жизнь более осмысленной. Эксперимент для меня и
моих коллег – это один из способов нашей работы,
позволяющий оставаться в форме, не выгорать. Я
заметила, что те, кто помогает мне, выросли
профессионально, они читают, принимают живое
участие в наших совещаниях, спрашивают у меня:
что еще почитать, где взять? Изменилась лексика
этих учителей. Конечно же, наш и без того тяжелый
труд усложнился, но мы уже без этого не можем,
поэтому, как вы пишете, мы сейчас и пытаемся
«выстраивать мизансцены» в общем спектакле,
который задумала я.
Эксперимент ли это? Я думаю, все, что не во вред
детям и самим учителям, все, что ведет к
подвижкам, к поиску, к размышлениям, – на пользу
любой школе. Мы просто понимаем, что маленькие
шажки от школы авторитарной к школе педагогики
сотрудничества все равно надо делать. А как их
делать, если не экспериментировать, не вводить
инновации? Без этого школа не может жить!
Тамара ПАКУЛОВА
ст. Горхон, Бурятия
|