Колонка редактора
Вот
и перестали прорастать после каждого выходного
костлявые призраки новогодних елок на окрестных
сугробах. Но год (обычный, а не учебный), все еще
почти целый, лежит передо мной как
соблазнительная ватрушка с зимними, не очень
вкусными краешками: но чем дальше, тем слаще,
солнечнее, праздничнее. И вот она лакомая
серединка – конец учебного года, лето, отпуск...
Но пока приходится трудолюбиво грызть суховатую
горбушку бесконечной третьей четверти. Зато она
и самая размеренная, рабочая, без суеты и спешки.
И ребят лучше видно в режиме ежедневной
спокойной работы. Хорошее время для того, чтобы
внимательно и заинтересованно всмотреться в
своих учеников.
А заодно и подумать, что видят они во мне.
Поговорить с коллегами о том, каким должен, хочет,
может быть учитель.
Очень радуюсь и боюсь до конца поверить, когда
слышу после воскресенья, каникул, болезни: “Так в
школу хотелось!” Или когда спрашивают: “А у вас
какое настроение? В выходные было что-нибудь
интересное?”
Вспоминаю вопрос молоденькой учительницы на
августовском педсовете: “Как правильно впервые
войти в класс? Что нужно сказать и сделать, чтобы
сложились отношения с ребятами?” Замялись даже
самые опытные и заслуженные. Наверное, потому,
что рецепт простой и безжалостный: прежде всего
быть самим собой. Неопытность, страх и
неуверенность не скроешь за напускной
строгостью и суровым видом. Я-человек и я-учитель
не должны прятаться друг за друга или работать
посменно. Кроме того, долго носить маску душно и
неудобно...
Читаю сочинения студентов педагогического
колледжа: сколько правильных слов и трогательных
иллюзий...
“Отдавать все самое лучшее ученикам. Помогать им
в жизни, в учебе, никому ни в чем не отказывать”.
“Учитель должен быть высоконравственным
человеком, ведь именно он дает детям
представление о добре и зле, о правде и лжи”.
“Учитель-экспериментатор должен разорвать цепь,
сковывающую его свободу в выборе форм и средств
преподавания”.
Но не все витают в облаках: “В школе должна быть
более жесткая субординация, чем сейчас, но это
надо осуществить, не нарушая прав ребенка”.
“Учитель должен прежде всего оставаться
человеком со всеми своими слабостями и
недостатками и не забывать, что перед ним сидят
такие же человечки, хотя и маленькие. Он должен
быть виртуозом своего дела, мудрым и чутким,
строгим и внимательным. Он должен быть актером на
уроке, но честным с детьми”.
Интересно, чего здесь больше: представления о
будущей профессии или мечты вчерашних
школьников об идеальном учителе? А может быть, из
детских школьных впечатлений, обид и восхищений
и вырастает потом собственный образ учителя.
Я часто ловлю себя на том, что почти всегда сверяю
свое поведение в классе с детскими школьными
воспоминаниями. И точно знаю, что не хотела
видеть в качестве учителя безличного
транслятора знаний, да еще наделенного властью
оценивать, карать и миловать.
Я хочу и в классе оставаться живым человеком. Это
не значит перекладывать на ребят свое плохое
настроение и раздражение. Конечно, нет. Но вполне
могу утром, придя в класс, сказать, как и любой из
ребят, что все у меня валится из рук и терпение
мое сегодня лучше не испытывать.
Правильно это или нет? По-моему, откровенность и
доверие лучше традиционной субординации. Кто мне
ответит?
А кстати, как мы, учителя, выглядим в
произведениях художественной и не очень
художественной культуры? Диапазон широк, но, увы,
безрадостен: от запуганного придворного учителя
из “Двенадцати месяцев” до монстров с замашками
потомственной старой девы из телерекламы.
Похоже, у их создателей было тяжелое школьное
детство.
Какими изобразят учителей наши сегодняшние
ученики через десяток лет? Это зависит от нас с
вами.
|