Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Светлана ПОПОВА

Счастье двигаться медленно

Почему мы так любим бороться с детской ленью?
Может, мы просто не умеем различать лень и попытку уделить время себе?

Властительница лень! Как сладко безвольно в тебе раствориться, затаптывая свербящее внутри «надо, надо». И пусть потом человек будет проклинать себя, и времени не хватит ни на что, придут стыд и сожаления, но ведь это – потом, потом… А сейчас можно успокоить себя старой баечкой: что делать, если человеку не хочется работать? Лечь полежать, само пройдет!

– Надо повторить английский!
– Сейчас.
Проходит полчаса.
– Как английский?
– Ой, еще пять минуточек, я устала, мне надо отдохнуть.
Через следующие полчаса:
– Так, я не понимаю, что здесь происходит!!
– Уже сейчас, вот через секунду начинаю…

Истомленное тело, дремлющий ум. Не найти такую силу, чтоб подвигла шевельнуться. Проседают мышцы, мысли. Вялость, апатия. Лень?
Вспоминаю рассказик Чехова «Моя «она»: «Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти».
Взрослый, родитель, вынужден быть крайне активен, чтоб просто выжить, выдюжить, выкормить. Мы привыкаем, что просмотр фильма сочетается с обязательной штопкой или глажкой, планы обдумываются во время стряпни. Голова думает – а руки крутят, чинят, прибивают, отрывают.
Тем вкуснее бывает в редкие минуты затишья перед боем вяло передвигаться в дому, когда разъехались домочадцы. Понимаете ли вы это счастье – двигаться медленно? Никуда не бежать, никому не быть должным, не иметь насущных дел? Даже у лютых трудоголиков случаются такие моменты.
Но ребенка мы жучим, гоним, требуем все и сразу, и на самом высоком уровне.
Обломовщиной ругаемся!
Вспоминаю, как моя матушка, входя в мою комнату и видя, что придраться не к чему, все же восклицала: «Света, делай же что-нибудь!»

Родители мои хорошие, братья-трудоголики! Давайте примем как аксиому, что у школьников большая нагрузка. Дети устают. А потом, им просто нужно время… побыть с самим собой! Это не лень и не тупой взгляд в пространство. Им же надо и повспоминать, и осмыслить, и подумать. Мы уплотняем детский день под завязочку: уроки, секции, спорт, домашние задания, помощь по дому, ответить маме стихотворение, прочесть главу книжки. А бумажечки перекладывать? А в секретный дневничок записать? А прожекты безумные продумать?
Мы, большие, носимся по жизни метеорами, руки нервно трясутся, в глазах безумие. Теряем сами себя и уже из цельного разумного человека превращаемся в кучку необходимых дел и непреложных обязанностей.
Как-то раз приехала в гости к родственникам, и выяснилось, что у меня температура. Родня всполошилась и оставила – болеть. Три дня человек без обязанностей продавливал раскладушку, лежа ел, за ним ухаживали. Все три дня человек читал томик стихов Бунина и вдруг понял, что последний год он прожил зря. Суетился, суетился, суетился…
Мы рассыпаемся на мелочи. На работу и транспорт. Нервы и неприятности. Ремонты и ужины. Собственно, это уже с натяжкой можно называть жизнью.
Вот и ребенка надо втиснуть в тот же ритм и стиль, по образу и подобию своему.
Мне кажется, надо научиться различать лень и попытку уделить время себе. Апатию и ярое безделье.
А кстати, чем последнее плохо?
На последних каникулах моя дщерь отрывалась по полной программе. Ребенок так упоительно гонял балду, аж приятно посмотреть было! Так подумалось: ладно, пусть – позже наверстаем!
А вот затяжная вялость может служить поводом для беспокойства: не случилось бы болезней или переутомления. Лучше с доктором проконсультироваться.
Бывает, что ребенок ленив от природы. Ну, все недостатки и достоинства чада родитель знает лучше чем кто-либо. Нужно найти якоря, цепляясь за которые ленивый сперва с помощью родителя, а затем и сам сможет себя вытянуть в рабочее пространство. Лучше всего здесь помогают радостные стимулы: сделаешь инглиш – как раз начнется твой сериал, в субботу в гости – значит, надо все дела закончить в пятницу. То есть не растягивать проблему в пространстве, а ограничивать ее конкретным временем.
Расскажите про себя, как неприятное дело вы оттягивали, томились, а потом, набрав воздуха как перед нырянием, стремительно выполняли.

Вот как получается: нужно позволять ребенку (и себе) лениться. Но нужно и бороться с этим дивным явлением!
Будем же учиться сочетать несочетаемое: успевать все и оставаться собой, напряженно работать и всласть отдыхать, воспитывать в ребенке трудоголизм и желание поваляться.
Как говорил про себя Фигаро: «Трудолюбив по необходимости, ленив до самозабвения!»



Рейтинг@Mail.ru