Счастье двигаться медленно
Почему мы так любим бороться с детской
ленью?
Может, мы просто не умеем различать лень и
попытку уделить время себе?
Властительница лень! Как сладко
безвольно в тебе раствориться, затаптывая
свербящее внутри «надо, надо». И пусть потом
человек будет проклинать себя, и времени не
хватит ни на что, придут стыд и сожаления, но ведь
это – потом, потом… А сейчас можно успокоить
себя старой баечкой: что делать, если человеку не
хочется работать? Лечь полежать, само пройдет!
– Надо повторить английский!
– Сейчас.
Проходит полчаса.
– Как английский?
– Ой, еще пять минуточек, я устала, мне надо
отдохнуть.
Через следующие полчаса:
– Так, я не понимаю, что здесь происходит!!
– Уже сейчас, вот через секунду начинаю…
Истомленное тело, дремлющий ум. Не найти такую
силу, чтоб подвигла шевельнуться. Проседают
мышцы, мысли. Вялость, апатия. Лень?
Вспоминаю рассказик Чехова «Моя «она»: «Она, как
авторитетно утверждают мои родители и
начальники, родилась раньше меня. Правы они или
нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня
в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не
чувствовал над собой ее власти».
Взрослый, родитель, вынужден быть крайне активен,
чтоб просто выжить, выдюжить, выкормить. Мы
привыкаем, что просмотр фильма сочетается с
обязательной штопкой или глажкой, планы
обдумываются во время стряпни. Голова думает – а
руки крутят, чинят, прибивают, отрывают.
Тем вкуснее бывает в редкие минуты затишья перед
боем вяло передвигаться в дому, когда
разъехались домочадцы. Понимаете ли вы это
счастье – двигаться медленно? Никуда не бежать,
никому не быть должным, не иметь насущных дел?
Даже у лютых трудоголиков случаются такие
моменты.
Но ребенка мы жучим, гоним, требуем все и сразу, и
на самом высоком уровне.
Обломовщиной ругаемся!
Вспоминаю, как моя матушка, входя в мою комнату и
видя, что придраться не к чему, все же восклицала:
«Света, делай же что-нибудь!»
Родители мои хорошие, братья-трудоголики!
Давайте примем как аксиому, что у школьников
большая нагрузка. Дети устают. А потом, им просто
нужно время… побыть с самим собой! Это не лень и
не тупой взгляд в пространство. Им же надо и
повспоминать, и осмыслить, и подумать. Мы
уплотняем детский день под завязочку: уроки,
секции, спорт, домашние задания, помощь по дому,
ответить маме стихотворение, прочесть главу
книжки. А бумажечки перекладывать? А в секретный
дневничок записать? А прожекты безумные
продумать?
Мы, большие, носимся по жизни метеорами, руки
нервно трясутся, в глазах безумие. Теряем сами
себя и уже из цельного разумного человека
превращаемся в кучку необходимых дел и
непреложных обязанностей.
Как-то раз приехала в гости к родственникам, и
выяснилось, что у меня температура. Родня
всполошилась и оставила – болеть. Три дня
человек без обязанностей продавливал
раскладушку, лежа ел, за ним ухаживали. Все три
дня человек читал томик стихов Бунина и вдруг
понял, что последний год он прожил зря. Суетился,
суетился, суетился…
Мы рассыпаемся на мелочи. На работу и транспорт.
Нервы и неприятности. Ремонты и ужины.
Собственно, это уже с натяжкой можно называть
жизнью.
Вот и ребенка надо втиснуть в тот же ритм и стиль,
по образу и подобию своему.
Мне кажется, надо научиться различать лень и
попытку уделить время себе. Апатию и ярое
безделье.
А кстати, чем последнее плохо?
На последних каникулах моя дщерь отрывалась по
полной программе. Ребенок так упоительно гонял
балду, аж приятно посмотреть было! Так
подумалось: ладно, пусть – позже наверстаем!
А вот затяжная вялость может служить поводом для
беспокойства: не случилось бы болезней или
переутомления. Лучше с доктором
проконсультироваться.
Бывает, что ребенок ленив от природы. Ну, все
недостатки и достоинства чада родитель знает
лучше чем кто-либо. Нужно найти якоря, цепляясь за
которые ленивый сперва с помощью родителя, а
затем и сам сможет себя вытянуть в рабочее
пространство. Лучше всего здесь помогают
радостные стимулы: сделаешь инглиш – как раз
начнется твой сериал, в субботу в гости – значит,
надо все дела закончить в пятницу. То есть не
растягивать проблему в пространстве, а
ограничивать ее конкретным временем.
Расскажите про себя, как неприятное дело вы
оттягивали, томились, а потом, набрав воздуха как
перед нырянием, стремительно выполняли.
Вот как получается: нужно позволять ребенку (и
себе) лениться. Но нужно и бороться с этим дивным
явлением!
Будем же учиться сочетать несочетаемое: успевать
все и оставаться собой, напряженно работать и
всласть отдыхать, воспитывать в ребенке
трудоголизм и желание поваляться.
Как говорил про себя Фигаро: «Трудолюбив по
необходимости, ленив до самозабвения!»
|