Михаил Зощенко – клоун-философ,
закрытое сердце
Покончив с меланхолией, он обещал новую
«Похвалу глупости» – «с эпиграфом из Кромвеля:
“Меня теперь тревожат не мошенники, а тревожат
дураки”»... Бродит по Сестрорецкому кладбищу
ожесточенная тень, трогает тростью прутья
ограды.
В двух шагах от редакции «Дела», на углу
Кирочной и Таврической, прозябает трехъярусная
цитадель оловянного гарнизона. На главной башне
– огромный мозаичный герб князя Италийского, на
крепостных стенах – тоже смальтой – сюжеты из
его послужного списка: «Отъезд Суворова из
Кончанского в поход 1799 года» и «Переход Суворова
через Альпы в 1799 году» – однако же в порядке,
обратном хронологии: слева – война, справа – мир.
На картинке справа фельдмаршал выходит из
сельской церкви, где только что отслужен
напутственный молебен, – и остановился на
крыльце, и крестьяне с хлебом-солью его обступили
в восторге и слезах, и уже поданы сани с рогожною
кибиткой, запряженные в тройку гуськом...
А в левом нижнем углу картины – две елочки из-под
снега. Младшая – совсем дитя, пять лапок
короткопалых, одна из них с неестественной
кривизной. Эту веточку выложил Миша Зощенко,
девятилетний сын мозаиста. В отцовской
мастерской – на седьмом этаже, где-то на
Васильевском – он чувствовал себя хорошо, как
нигде на свете и никогда в дальнейшей жизни.
Суворовский музей открыли в девятьсот четвертом,
13 ноября. Художника Зощенко наградили золотой
медалью. В девятьсот пятом он умер от разрыва
сердца у сына на глазах.
«– Папа, я возьму твой ножичек очинить карандаш.
Не оборачиваясь, отец говорит:
– Возьми.
Я подхожу к письменному столу и начинаю чинить
карандаш.
В углу у окна круглый столик. На нем графин с
водой.
Отец наливает стакан воды. Пьет. И вдруг падает.
Он падает на пол. И падает стул, за который он
задел».
Это из последней книги «Перед восходом солнца»
1943 года, недопечатанной: между двумя сражениями,
Сталинградским и Курским, другой полководец
разрубил ее, как дождевого червя.
Похвала меланхолии
Писать такую книгу в сорок втором году, печатать
в сорок третьем!
Это ведь, кто не знает, как бы трактат о победе. О
полной и окончательной победе автора над
собственной неврастенией. Так назывался тогда в
советских поликлиниках данный недуг – не
исключено, что подобный английскому сплину или
там русской хандре, но вряд ли в точности: это
когда тошнит от беспричинного страха –
непередаваемого – сильнее смерти. Когда он,
внезапно подкравшись, хватает вас за горло –
цвет жизни гаснет, звук становится глухим и
угрожающим, вы, короче говоря, переноситесь в ад,
в толпу злорадных демонов: кто зовет к столу, кто
– к телефону, а самые безжалостные пытаются
вовлечь вас в разговор...
«Во всей медицине, – пишет в трактате
«Страдание» К.С.Льюис, – нет ничего столь
страшного, как хроническая меланхолия».
Зощенко мучился ею, сколько себя помнил, но к
врачам обратился в начале двадцатых, когда его,
так сказать, приняли в литературу, когда
кончилась для него гражданская война за кусок
хлеба. Лечили его в точности как Евгения Онегина:
«Мне прописывали воду и вовнутрь, и снаружи. Меня
сажали в ванны, завертывали в мокрые простыни,
прописывали души. Посылали на море –
путешествовать и купаться.
Боже мой! От одного этого лечения могла
возникнуть тоска».
Главное – он боялся есть. Не мог себя заставить.
«Я безумно похудел. Я был как скелет, обтянутый
кожей. Все время ужасно мерз. Руки у меня дрожали.
А желтизна моей кожи изумляла даже врачей. Они
стали подозревать, что у меня ипохондрия в такой
степени, когда процедуры излишни. Нужны гипноз и
клиника».
Наконец в 1926 году, осенью, на краю гибели после
очередного приступа Зощенко поставил жизнь на
последнюю карту: он будет сам себе Зигмунд Фрейд
и академик Павлов. Разыскать в глубине ума, в
потемках памяти как бы взрывное устройство этого
ужаса – и обезвредить.
Через восемь лет он добился успеха и воспел его в
повести 1935 года «Возвращенная молодость». Ну а
еще через восемь этот случай самоисцеления
описал: чтобы помочь другим страдальцам, но на
свою беду.
Спастись?
Методика излечения представлена двояко.
Во-первых, научными терминами как бы сквозь зубы:
что-то такое силой ума удалось разорвать –
неверные условные связи условных нервных
раздражителей. Во-вторых, слогом высоким, даже
чересчур: «Свет моего разума осветил ужасные
трущобы, где таились страхи, где находили себе
пристанище варварские силы, столь омрачавшие мою
жизнь.
Эти силы не отступали, когда я вплотную подошел к
ним. Они приняли бой. Но этот бой был уже неравный.
Я раньше терпел поражения в темноте, не зная, с
кем я борюсь, не понимая, как я должен бороться. Но
теперь, когда солнце осветило место поединка, я
увидел жалкую и варварскую морду моего врага. Я
увидел наивные его уловки. Я услышал
воинственные его крики, которые меня так
устрашали раньше. Но теперь, когда я научился
языку врагов, эти крики перестали меня страшить.
И тогда шаг за шагом я стал теснить моего
противника. И он, отступая, находил в себе силы
бороться, делал судорожные попытки остаться,
жить, действовать.
Однако мое сознание контролировало его действия.
Уже с легкостью я парировал его удары. Уже с
улыбкой встречал его сопротивление.
И тогда объятья страха стали ослабевать. И
наконец прекратились. Враг бежал.
Но чего стоила мне эта борьба!»
Это написано – вы помните – в сорок третьем.
Зощенко уморил себя голодом в пятьдесят восьмом.
Страх свел его с ума не торопясь – было время
поразмыслить, чем заплачено за передышку, за
несколько лет покоя. Ведь это был не самообман:
какой-то камень – или демон – отвалился тогда от
сердца.
Я и сам неохотно скажу то, что сейчас скажу.
Но это факт: как раз в 1935 году литературный дар
его оставил.
Вот и получается, что художником он был, пока не
выздоровел, – лет пятнадцать. Пока не истратил
весь талант на борьбу с талантом.
Перед заходом солнца
“Я ведь организую свою личность для нормальной
жизни, – говорил, например, в двадцать седьмом
еще году Корнею Чуковскому (тоже, кстати, безумцу
и с похожим сюжетом). – Надо жить хорошим третьим
сортом. Я нарочно в Москве взял себе в гостинице
номер рядом с людской, чтобы слышать ночью звонки
и все же спать. Вот вы и Замятин все хотели не
по-людски, а я теперь, если плохой рассказ напишу,
все равно печатаю. И водку пью”.
Догадывался ли он, что так называемое чувство
юмора как бы изотоп, что ли, страха смерти; вернее,
двойная инверсия; что смех и страх, короче, –
сиамские близнецы, сросшиеся лбами?
А только не слишком дорожил Михаил Зощенко этим
своим знаменитым смехом – «который был в моих
книгах, но которого не было в моем сердце». С
горькой гордостью приговаривал: клоун должен
уметь все – и что он временно исполняет
обязанности пролетарского писателя; а на самом
деле продолжать без конца «Декамерон» для бедных
прискучило. Покончив с меланхолией, он обещал
своим бедным новую «Похвалу глупости» – «с
эпиграфом из Кромвеля: “Меня теперь тревожат не
мошенники, а тревожат дураки”».
А написал – что написал. И в сорок третьем году
был вполне доволен своей литературой, как и
состоянием здоровья. Видно, изменило ему чувство
реальности. Видно, думал, что дар у него
неразменный.
Лично я не сомневаюсь, что сгубила Зощенко
последняя повесть – «Перед восходом солнца».
Сквернословие в докладе Жданова и в
постановлении ЦК явственно отдает жарким
дыханием Генералиссимуса. Так он обходился
только с лютыми личными врагами. В «Приключениях
обезьяны» вы не найдете – современники тоже
недоумевали, – не найдете ничего такого, что
распалило бы злобу даже в последнем дураке.
Легкомысленная такая детская сказка на мотив
«Колобка». Что Сталин был дурак – не верится,
хотя действительно в данном эпизоде Великий
Вождь смешон, насколько может выглядеть смешным
существо, уничтожающее атомной бомбой три
странички про мартышку и автора страничек
заодно.
А настоящую причину раскрыть он не мог. Не
исключено, что и самому себе не отдавал отчета,
что сделал с ним Зощенко. Много лет я подозревал
мотив отчасти метафорический: как-никак «Перед
восходом солнца» – трактат о страхе. То есть о
сверхсекретном стратегическом оружии. Не важно,
что формулу Зощенко вывел самодельную,
приблизительную. Отвращение к страху – вот что
вывело Сталина из себя, думал я. Он принял это как
личное оскорбление, хотя вряд ли мог
растолковать себе, в чем дело. Вероятно, полагал,
что ему противно само это возмутительное
зрелище: человек посреди войны, как Архимед
какой-нибудь, бесстыдно углублен в отвлеченные
мысли. Просто сил никаких нет не пронзить его
дротиком или там чем попало.
Но, как сам же М.М. и написал, отрицая Судьбу:
«Жизнь устроена проще, обидней и не для
интеллигентов».
Недавно нейрофизиологи установили, что мозг
агрессора действует в особом режиме. В США,
например, обследовали убийц, которые официально
были признаны вменяемыми. Обнаружилось, что
функции лобных областей их мозга ослаблены и
снижено потребление глюкозы в прифронтальных
отделах. Испанские и русские ученые доказали, что
в таком мозгу – избыток какого-то пептида
вазопрессина, зато недостача серотонина... И так
далее. Не в названиях дело. Главное, что у людей,
склонных к депрессии, все ровно наоборот. И
поэтому что меланхолику полезно – для холерика
травма или яд!
Должно быть, Сталин, читая Зощенко, страдал
невыносимо.
Философия слога
Пятнадцать лет он был поэтом. Владел блаженным
искусством лишних слов: «Вот опять будут
упрекать автора за это новое художественное
произведение.
Опять, скажут, грубая клевета на человека, отрыв
от масс и так далее.
И, дескать, скажут, идейки взяты, безусловно, не
так уж особенно крупные.
И герои не горазд такие значительные, как,
конечно, хотелось бы. Социальной значимости в
них, скажут, чего-то мало заметно. И вообще ихние
поступки не вызовут такой, что ли, горячей
симпатии со стороны трудящихся масс, которые,
дескать, не пойдут безоговорочно за такими
персонажами...»
(Прямо урок поэтики: уберите ненужное – и все
пропало!)
Он был писатель без иллюзий, работал под девизом
из Эпиктета: человек – это душонка, обремененная
трупом. Но в отличие от римского раба полагал, что
за это стоит человека пожалеть – именно за то,
что подловат, поскольку глуп и смертен. Так и
писал: бедняга-человек. И с охотой поступил в
гувернеры к Пришедшему Хаму. И смешил дикарей,
пресерьезно изображая говорящую обезьяну.
Всю жизнь обижался на дореволюционную русскую
литературу: зачем притворялась, будто допускает,
что какие-то там высокие чувства бывают сильнее
инстинктов? Покойного Александра Блока шпынял на
каждом шагу, пародировал каждой буквой: «Но вот
взгляните на русского поэта. Вот и русский поэт
не отстает от пылкого галльского ума. И даже
больше. Не только о любви, но даже о влюбленности
вот какие мы находим у него удивительные строчки:
О влюбленность, ты строже судьбы,
Повелительней древних законов отцов...
Слаще звуков военной трубы.
Из чего можно заключить, что наш прославленный
поэт считал это чувство за нечто высшее на земле,
за нечто такое, с чем не могут даже равняться ни
строчки уголовных законов, ни приказания отца
или там матери. Ничего, одним словом, он говорит,
не действовало на него в сравнении с этим
чувством. Поэт даже что-то такое намекает тут
насчет призыва на военную службу – что это ему
тоже было как будто нипочем. Вообще что-то тут
поэт, видимо, затаил в своем уме. Аллегорически
выразился насчет военной трубы и сразу затемнил.
Наверно, он в свое время словчился-таки от
военной службы...»
Михаил Зощенко – вероятно, единственный из всех
писателей – не верил в трагизм (и отменил его в
бессмертной повести «Мишель Синягин») и не
боялся на свете ничего, кроме приступов страха.
Но Джугашвили его разгадал – храбреца, гордеца,
дворянчика, офицера: обругать, как собаку, ни за
что на всю страну – сразу сломается и навсегда.
Тем более что товарищи по перу не останутся в
стороне – прогонят из литературы взашей.
«Эта отрубленная голова была торжественно
поставлена на стол. И жена Марка Антония, эта
бешеная и преступная бабенка, проткнула язык
Цицерона булавкой, говоря: “Пусть он теперь
поговорит”».
Бродит по Сестрорецкому кладбищу ожесточенная
тень, трогает тростью прутья ограды.
|