Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Школа во Франции – люди и идеи

Педагогика, которая в поисках новых путей открывает не системы преподавания, а мировоззрение и стиль – возможно ли такое? Похоже, французская система образования готова ответить на этот вопрос утвердительно

Смысл образования – смысл жизни

В конце ноября 2000 года в Версале состоялась педагогическая конференция “Смысл образования – смысл жизни”. Открывая ее, Филипп Мерье описал состояние французской школы в 2000 году и указал на центральную проблему современного развития системы образования. “Именно подростки, – сказал он, – обращаются к нам с экзистенциальными вопросами. Мы встречаемся у них с глубокими размышлениями о любви, рождении и смерти. Но в школе они не получают ответа. В 1998–1999 годах были проведены специальные исследования, которые показали, что ученики чаще всего упрекают учителей в том, что с ними невозможно говорить о смысле жизни. Это, вероятно, существеннейший недостаток мира взрослых, если созданная ими модель обучения детей не отвечает подобным ожиданиям”.
Секретарь Ассоциации католического образования Андрэ Бландэн еще раз напомнил коллегам, что школа – прежде всего социальная лаборатория. Общество завтрашнего дня будет таким, каким мы видим лицеи, колледжи и университеты для нынешнего. Поэтому необходимо, чтобы полученные знания в целом поощряли жизнь и возвращали ей смысл, во многом утраченный современными людьми. Это можно сделать только в том случае, если удастся найти новые формы диалога между гуманитарным, классическим и техническим, утилитарным образованием. Нужно уже сейчас создавать культуру, в рамках которой Вселенная со всеми ее противоречиями поддается осмыслению. Простое изучение технических приемов и освоение естественно-научных сведений ни к чему не приводит. Не видя целостности, ребенок отчуждается от цивилизации взрослых. Необходимо восстановить доверие между взрослыми и детьми, показать, что старшие мучаются теми же проблемами, что и младшие. Нет никаких окончательных решений. Образовательная среда должна освобождать мысль и помогать детям искать ответы на те фундаментальные вопросы, которые волновали всех людей во все времена.
Нужно уже в младших и средних классах вводить знание в контекст философского дискурса, согласился с Бландэном преподаватель университета Поля Валери и нескольких лицеев в Монпелье Мишель Тоцци. Идеальной формой для этого могли бы стать своеобразные “философские кафе-клубы” при учебных заведениях, где можно было бы проводить дискуссии, участвовать в широких неформальных обсуждениях, формировать навыки правильного логического мышления. Сам Тоцци и его единомышленники вот уже пять лет ведут занятия в подобных кафе-клубах на юге Франции. Сторонники этой идеи убеждены, что участие в философских диспутах должно формировать у детей не только более глубокий взгляд на образование, взросление и окружающую жизнь, но и способствовать выявлению риторических способностей, умению аргументировать свою позицию и терпимо относиться к мнению окружающих, воспитывать политическую культуру демократического общества.
В несколько ином контексте выступила Брит-Мари Барт, профессор педагогического факультета Парижского института высшего образования. Главное, по ее мнению, привить детям желание трудиться. Нужно совсем немного взаимопонимания и сотрудничества, чтобы успешное и осмысленное образование стало возможным. Ученики должны понимать свой интерес, школа и преподаватели призваны быть компетентными профессионалами, следует сохранять порядок на всех уровнях и во всех областях. Только в таком случае ученики захотят учиться, а преподаватели смогут преподавать. Бесконечные же разговоры никогда не дадут желаемого результата.
Завершая дискуссию, член Французской академии Мишель Серре в совершенном соответствии с классическими традициями просветительской философии предложил ввести в учебные планы курс, который в будущем мог бы стать единым для школ всего мира и изменяться в соответствии с особенностями культур и традиций. С его точки зрения, начинать обучение следует с универсального рассказа о всех науках – от астрофизики и геофизики до медицины и взаимоотношений человека с природой. Туда же нужно включить элементы политических знаний и экономических теорий, описание типов государственного устройства и печальную историю о распределении богатств на земле. Таким образом, заметил Серре, мы сможем погрузить учеников в море культурного многообразия, показать им единство и осмысленность знания, наконец, быть может, найдем ключ ко всеобщему миру и взаимопониманию.
Как ликвидировать отставание школы?

Пьер Лена, известный астрофизик, профессор Парижского университета Дени Дидро, обратил внимание педагогической общественности на вопиющее отставание школы от современного мира. Более того, заметил Лена, отстает не только школа, отстает и фундаментальная наука. Это явление характерно для всего мира – как для развитых, так и для развивающихся стран. Технологии прогрессируют с калейдоскопической быстротой. Мы не успеваем осмыслить новые явления, проанализировать и использовать их. Все меняется как бы помимо нас. И хотя это всемирный феномен, следует, по мнению Лена, искать национальное решение в рамках французской системы образования. Ибо та страна, которая ликвидирует этот разрыв первой, будет лидировать в ХХI веке.


Новый учебник по истории религий

Парижский институт гражданских и правовых проблем образования представил в самом конце 2000 года новый учебник по истории религий. Работа по его созданию, как заметил директор института Христиан Дэфебр, продолжалась почти десять лет. Сложность ситуации, по его мнению, в том, что светский характер образования обернулся отказом от Бога в школе. Вера и богословие оказались отчуждены от отрочества и юности. Только постепенно удалось вернуться к преподаванию истории религий. Однако учителя и ученики долгое время страдали от отсутствия взвешенной литературы и методически выверенных пособий в такой тонкой отрасли знания. Выход нового учебника необходим в общекультурной и гражданской перспективе. “Необходимо понять себя и открыться другому”, – заключил господин Дэфебр.

“Да здравствует свободная школа!”

Бывший министр образования Клод Аллегр и его дочь Екатерина Пападакки, лицейский преподаватель истории и географии, в самом конце 2000 года выпустили книгу “Да здравствует свободная школа!”, которая сразу же стала одной из самых популярных педагогических работ ушедшего десятилетия. Как объяснил сам Аллегр, речь идет об освещении проблем образования с двух точек зрения, сверху и снизу. Авторы книги много полемизируют, излагают интересные концепции, шутят и резвятся. Министр настаивает на том, что в каждом учебном заведении должна быть треть постоянных обязательных и общенациональных программ, треть – тоже общенациональных, но меняющихся каждые пять лет и треть – авторских. Его дочь предлагает учить детей грамоте в четыре года, а для неспособных устраивать дополнительные классы. Русскому читателю-педагогу также может показаться забавным, что высокопоставленный Клод рекомендует многоступенчатую систему экзаменов в старших классах, а его сострадательная Екатерина сокрушается о судьбе тех учеников, которые не смогут продолжить обучение. Это напоминает наши дискуссии о двенадцатилетнем обучении, только во Франции сторонники различных точек зрения – близкие родственники, и написали они о своих разногласиях милую и полезную книгу.

Вкус к гражданственности – на уроках физкультуры

Мартин Делдем, член Национальной ассоциации, преподаватель спорта, предложил оригинальную и в то же время достаточно остроумную идею. По его мнению, детям, еще не знающим правовых принципов и не имеющим представления о культуре подчинения, можно привить вкус к гражданственности и праву во время занятий спортом. Спорт не только объединяет группу вокруг общей задачи, он требует уважения к определенным правилам и авторитетам. Таким образом, игра обеспечивает социализацию ребенка и его вхождение в мир взрослых. Благодаря спорту может быть установлено наилучшее взаимопонимание между поколениями.

Худшая модель педагогики

Известный психолог и педагог Оливье Молини описал на исходе 2000 года худшую модель педагогики. В принципе учитель способен учинить только одну катастрофу – обратиться к детям с парадоксальным посланием: “Делайте не то, что я делаю, а только то, что я говорю”.

Станислав НИКОЛЬСКИЙ



Рейтинг@Mail.ru