Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Александр Адамский

Возможен ли в России общественно-образовательный договор?

Да, возможен, если каждая школа найдет пять влиятельных, известных и порядочных граждан, готовых стать попечителями.
Нет, невозможен, если попечительский совет будет создан для галочки

Звонок на Марс
– У вас есть электронная почта?
... Мне недавно позвонили с Камчатки, стали расспрашивать о том, как провести первое собрание попечительского совета школы.
Разница во времени была ощутимой: на Камчатке рабочий день был в разгаре, а в Москве еще не рассвело.
Тема для меня была чрезвычайно интересной, но я не жаворонок, скорее сова, пишу в основном ночью (когда еще писать, если не ночью?), и я спросил:
– У вас есть электронная почта? Может быть, я вам пришлю письмо? У вас нет электронной почты?
На другом конце провода помолчали, а потом неуверенно сказали:
– У нас есть Интернет... Но его нам отключили. Вернее, телефон отключили за неуплату, а заодно и Интернет... Поэтому мы звоним в такое время – из переговорного пункта, с почты...
Господи, ну конечно, они же заказали разговор через телефонистку, поэтому и звонят в такую рань по московскому времени... И вопрос мой был даже не бестактным, а как будто с другой планеты, как будто с Марса или Венеры:
– У вас есть электронная почта?
Какая там почта – света нет неделями, школы замерзают, снег никто не чистит...
И все-таки в таких условиях люди думают о создании попечительского совета, у них не опустились руки, они ищут информацию и еще тратят деньги (наверняка свои, личные) на телефонный разговор с Москвой.
– Запомните или запишете?
– У нас с собой тетрадка и ручка – мы записываем... Диктуйте...
Такой консультации у меня еще никогда не было.
В конце разговора они пообещали прислать письмо-отчет о том, как у них все прошло, только просили не называть имен, если буду что-то публиковать.
Какая все-таки несправедливость: брошенное на произвол судьбы школьное образование поддерживают учителя и директора и их же делают стрелочниками за все школьные неудачи и провалы последних лет.

Типичные вопросы попечительства
А недавно состоялся долгий разговор о попечительстве с вице-спикером Государственной Думы Ириной Хакамадой.
– В чем мотив становиться попечителем? – вопрос прямой и жесткий.
И любая попытка на него ответить рационально, глубоко и убедительно, обосновав выгодность попечительской деятельности, – бесперспективна.
Сейчас, после двух лет мучительных, но довольно успешных попыток реанимировать российское попечительство (или, как говорит мой старший товарищ, философ Феликс Михайлов, – земство), я могу откровенно признаться – никаких рациональных мотивов становиться попечителем нет. Нет ни прямой выгоды, ни налоговых льгот, нет особого положения во властных структурах, нет даже морального поощрения, потому что пресса и вообще средства массовой информации так боятся поднять чей-то рейтинг, что заодно ничего не пишут и о благих делах людей, никак не связанных с политикой.
Идеальная ситуация, об этом, собственно, и был разговор с вице-спикером И.Хакамадой, заключается в том, чтобы попечители имели все это: налоговые преимущества, огромную моральную поддержку, преимущества в конкурсах на заказы – муниципальные или федеральные, не важно. Чтобы они имели и прямую, и непрямую выгоду.
– Это сегодня нереально, – оценила ситуацию Ирина Хакамада.
Ну да, к сожалению, сегодня это невозможно.
Парадокс сегодняшней ситуации в попечительстве в том, что для того, чтобы возникнуть заново попечительству, нужны условия, а с другой стороны, чтобы иметь выгодные условия, попечительство должно себя хоть как-то проявить.
Поэтому сейчас такой напряженный момент, когда директора школ – а это единственная сила, действительно заинтересованная в попечительстве как в институте гражданского общества, а не как в фискальном органе, – ищут хотя бы пять человек – известных, влиятельных, возможно, богатых (необязательно), которые вошли бы в попечительский совет и поработали год без выгодных видимых условий.
Все придет – потом.
И отбоя не будет от желающих стать попечителями – поверьте.
Нам пока удалось главное – сбить волну чиновничьего угара и бюрократического азарта по поводу попечительства.
– Выполним план по попсоветам!
– К 1 ноября в каждой школе вверенной нам республики должен быть создан попечительский совет во главе с главой!
– Позор отстающим районам – немедленно сформировать недостающие попечительские советы!
Все так и начиналось, но то ли люди уже на местах другие, то ли надоело начальникам – как-то не пошла у них бюрократизация попечительства. И слава Богу.
Уверен, что сейчас немало наших уважаемых читателей про себя подумали – ошибаетесь, иллюзии строите: у нас в городе как раз все так и происходит – план попечительства по валу, вал по плану. Что я могу сказать? Жаль. Вот в этом и вред бюрократии: она действует формально, а тут самое вредное – формализм. Потому что, как мы уже сказали, нет формальных мотивов, нет видимой выгоды. Но такие советы, созданные для галочки, они ведь очень скоро отомрут – людям станет неинтересно, скучно.
Потому что попечительство, как мы уже не раз заявляли и не устаем повторять, – это прежде всего:
1. Согласование с администрацией школы и с учительским коллективом образовательной программы.
2. Согласование бюджета этой образовательной программы.
3. Переговоры с учредителем – согласно договору с учредителем – относительно его возможностей профинансировать этот бюджет. Можно предугадать, что учредитель согласится профинансировать не весь бюджет, а какую-то его часть. Хорошо, но пусть это будет результат переговоров мэра с гражданами – влиятельными, известными и уполномоченными вести переговоры. И пусть в результате появится протокол их совместного (мэра и граждан) решения.
Наконец, главное – если в итоге государство не может обеспечить реализацию согласованной между гражданами и школой образовательной программы, то пусть граждане решат – они хотят сокращать программу или они могут покрыть дефицит бюджета.
Эти три договоренности и есть составляющие части общественно-образовательного договора:
– согласование образовательной программы и бюджета между школой и гражданами;
– согласование между гражданами и учредителем (мэром) соотношения образовательных потребностей граждан (в виде школьной, с ними согласованной образовательной программы) и возможностей государства удовлетворить эти потребности;
– согласование решения граждан между собой относительно итоговой образовательной программы школы.
Все это вместе и есть общественно-образовательный договор.
И это тяжелая и очень ответственная работа, потому что то, какой будет итоговая программа, повлияет на судьбу детей – это же их образование.
Это здесь, в Москве, легко играть в шахматы БУПов, стандартов, предметных программ и концепций структур и содержания школы. Как будто атмосферу Марса исследовать – научный интерес безусловный, а вот напряжения жизненно важного решения, от которого зависит судьба твоего ребенка, нет.
Да, конечно. Я согласен с Ириной Хакамадой: сегодня массово создать такие попечительские советы – нереально.
И не надо – массово.
Но если в России осталось хоть немного, пусть единицы, честных и порядочных, здравомыслящих людей, у них, строго говоря, нет другой ниши, чтобы себя проявить, кроме как общественно-образовательный институт – попечительский совет.
Вчера в ижевской гимназии № 56 (один из лидеров фэповского движения) директор Валентина Харитонова провела заседание попечительского совета по нашей схеме – удачно.
Нижегородская авторская академическая школа №186, директор Михаил Гуров, разработала целую концепцию попечительства – действует!
В южносахалинской гимназии директор Лариса Полунина по такой же методике организовала попечительский совет – работает!
В Ульяновской области федеральный инспектор А.Иванов разработал схему участия попечителей в движении бюджетных средств.
Приволжский федеральный округ собирается создавать движение попечителей и благотворительный фонд.
А депутат Государственной Думы Любовь Глебова объявила о разработке законопроекта о попечительстве.
...Что-то я успел рассказать по телефону свои камчатским собеседникам, а что-то пообещал написать для них в газете.
Что и выполняю, пользуясь возможностью.



Рейтинг@Mail.ru