Возможен ли в России
общественно-образовательный договор?
Да, возможен, если каждая школа найдет
пять влиятельных, известных и порядочных
граждан, готовых стать попечителями.
Нет, невозможен, если попечительский совет будет
создан для галочки
Звонок на Марс
– У вас есть электронная почта?
... Мне недавно позвонили с Камчатки, стали
расспрашивать о том, как провести первое
собрание попечительского совета школы.
Разница во времени была ощутимой: на Камчатке
рабочий день был в разгаре, а в Москве еще не
рассвело.
Тема для меня была чрезвычайно интересной, но я
не жаворонок, скорее сова, пишу в основном ночью (когда
еще писать, если не ночью?), и я спросил:
– У вас есть электронная почта? Может быть, я вам
пришлю письмо? У вас нет электронной почты?
На другом конце провода помолчали, а потом
неуверенно сказали:
– У нас есть Интернет... Но его нам отключили.
Вернее, телефон отключили за неуплату, а заодно и
Интернет... Поэтому мы звоним в такое время – из
переговорного пункта, с почты...
Господи, ну конечно, они же заказали разговор
через телефонистку, поэтому и звонят в такую рань
по московскому времени... И вопрос мой был даже не
бестактным, а как будто с другой планеты, как
будто с Марса или Венеры:
– У вас есть электронная почта?
Какая там почта – света нет неделями, школы
замерзают, снег никто не чистит...
И все-таки в таких условиях люди думают о
создании попечительского совета, у них не
опустились руки, они ищут информацию и еще тратят
деньги (наверняка свои, личные) на телефонный
разговор с Москвой.
– Запомните или запишете?
– У нас с собой тетрадка и ручка – мы записываем...
Диктуйте...
Такой консультации у меня еще никогда не было.
В конце разговора они пообещали прислать письмо-отчет
о том, как у них все прошло, только просили не
называть имен, если буду что-то публиковать.
Какая все-таки несправедливость: брошенное на
произвол судьбы школьное образование
поддерживают учителя и директора и их же делают
стрелочниками за все школьные неудачи и провалы
последних лет.
Типичные вопросы попечительства
А недавно состоялся долгий разговор о
попечительстве с вице-спикером Государственной
Думы Ириной Хакамадой.
– В чем мотив становиться попечителем? – вопрос
прямой и жесткий.
И любая попытка на него ответить рационально,
глубоко и убедительно, обосновав выгодность
попечительской деятельности, – бесперспективна.
Сейчас, после двух лет мучительных, но довольно
успешных попыток реанимировать российское
попечительство (или, как говорит мой старший
товарищ, философ Феликс Михайлов, – земство), я
могу откровенно признаться – никаких
рациональных мотивов становиться попечителем
нет. Нет ни прямой выгоды, ни налоговых льгот, нет
особого положения во властных структурах, нет
даже морального поощрения, потому что пресса и
вообще средства массовой информации так боятся
поднять чей-то рейтинг, что заодно ничего не
пишут и о благих делах людей, никак не связанных с
политикой.
Идеальная ситуация, об этом, собственно, и был
разговор с вице-спикером И.Хакамадой,
заключается в том, чтобы попечители имели все это:
налоговые преимущества, огромную моральную
поддержку, преимущества в конкурсах на заказы –
муниципальные или федеральные, не важно. Чтобы
они имели и прямую, и непрямую выгоду.
– Это сегодня нереально, – оценила ситуацию
Ирина Хакамада.
Ну да, к сожалению, сегодня это невозможно.
Парадокс сегодняшней ситуации в попечительстве
в том, что для того, чтобы возникнуть заново
попечительству, нужны условия, а с другой стороны,
чтобы иметь выгодные условия, попечительство
должно себя хоть как-то проявить.
Поэтому сейчас такой напряженный момент, когда
директора школ – а это единственная сила,
действительно заинтересованная в
попечительстве как в институте гражданского
общества, а не как в фискальном органе, – ищут
хотя бы пять человек – известных, влиятельных,
возможно, богатых (необязательно), которые вошли
бы в попечительский совет и поработали год без
выгодных видимых условий.
Все придет – потом.
И отбоя не будет от желающих стать попечителями
– поверьте.
Нам пока удалось главное – сбить волну
чиновничьего угара и бюрократического азарта по
поводу попечительства.
– Выполним план по попсоветам!
– К 1 ноября в каждой школе вверенной нам
республики должен быть создан попечительский
совет во главе с главой!
– Позор отстающим районам – немедленно
сформировать недостающие попечительские советы!
Все так и начиналось, но то ли люди уже на местах
другие, то ли надоело начальникам – как-то не
пошла у них бюрократизация попечительства. И
слава Богу.
Уверен, что сейчас немало наших уважаемых
читателей про себя подумали – ошибаетесь,
иллюзии строите: у нас в городе как раз все так и
происходит – план попечительства по валу, вал по
плану. Что я могу сказать? Жаль. Вот в этом и вред
бюрократии: она действует формально, а тут самое
вредное – формализм. Потому что, как мы уже
сказали, нет формальных мотивов, нет видимой
выгоды. Но такие советы, созданные для галочки,
они ведь очень скоро отомрут – людям станет
неинтересно, скучно.
Потому что попечительство, как мы уже не раз
заявляли и не устаем повторять, – это прежде
всего:
1. Согласование с администрацией школы и с
учительским коллективом образовательной
программы.
2. Согласование бюджета этой образовательной
программы.
3. Переговоры с учредителем – согласно договору с
учредителем – относительно его возможностей
профинансировать этот бюджет. Можно предугадать,
что учредитель согласится профинансировать не
весь бюджет, а какую-то его часть. Хорошо, но пусть
это будет результат переговоров мэра с
гражданами – влиятельными, известными и
уполномоченными вести переговоры. И пусть в
результате появится протокол их совместного (мэра
и граждан) решения.
Наконец, главное – если в итоге государство не
может обеспечить реализацию согласованной между
гражданами и школой образовательной программы,
то пусть граждане решат – они хотят сокращать
программу или они могут покрыть дефицит бюджета.
Эти три договоренности и есть составляющие части
общественно-образовательного договора:
– согласование образовательной программы и
бюджета между школой и гражданами;
– согласование между гражданами и учредителем (мэром)
соотношения образовательных потребностей
граждан (в виде школьной, с ними согласованной
образовательной программы) и возможностей
государства удовлетворить эти потребности;
– согласование решения граждан между собой
относительно итоговой образовательной
программы школы.
Все это вместе и есть общественно-образовательный
договор.
И это тяжелая и очень ответственная работа,
потому что то, какой будет итоговая программа,
повлияет на судьбу детей – это же их образование.
Это здесь, в Москве, легко играть в шахматы БУПов,
стандартов, предметных программ и концепций
структур и содержания школы. Как будто атмосферу
Марса исследовать – научный интерес безусловный,
а вот напряжения жизненно важного решения, от
которого зависит судьба твоего ребенка, нет.
Да, конечно. Я согласен с Ириной Хакамадой:
сегодня массово создать такие попечительские
советы – нереально.
И не надо – массово.
Но если в России осталось хоть немного, пусть
единицы, честных и порядочных, здравомыслящих
людей, у них, строго говоря, нет другой ниши, чтобы
себя проявить, кроме как общественно-образовательный
институт – попечительский совет.
Вчера в ижевской гимназии № 56 (один из лидеров
фэповского движения) директор Валентина
Харитонова провела заседание попечительского
совета по нашей схеме – удачно.
Нижегородская авторская академическая школа №186,
директор Михаил Гуров, разработала целую
концепцию попечительства – действует!
В южносахалинской гимназии директор Лариса
Полунина по такой же методике организовала
попечительский совет – работает!
В Ульяновской области федеральный инспектор А.Иванов
разработал схему участия попечителей в движении
бюджетных средств.
Приволжский федеральный округ собирается
создавать движение попечителей и
благотворительный фонд.
А депутат Государственной Думы Любовь Глебова
объявила о разработке законопроекта о
попечительстве.
...Что-то я успел рассказать по телефону свои
камчатским собеседникам, а что-то пообещал
написать для них в газете.
Что и выполняю, пользуясь возможностью.
|