Высокая честь не попасть в рейтинг
Такое кино, как у Кустурицы, не снимает никто.
Невозможно представить, что поток жизни,
льющийся с экрана, срежиссирован волей человека.
Он не просто верит в чудо, он умеет его увидеть во
всем или даже придумать, если захочет
В одном из последних номеров
еженедельник “Семь дней” опубликовал
результаты опроса, проведенного социологической
службой “Гэллап-медиа” с целью выявить
пятьдесят самых известных отечественных
актеров. Если вам от 16 до 56 лет, но вас не сочли
возможным включить в число респондентов
означенной службы, вам, пожалуй, интересно будет
сравнить собственные предпочтения с выбором, как
принято говорить у социологов,
представительской группы населения, то есть
пожилых и юных, бизнесменов и домохозяек, ну и так
далее.
Молодые мамы и опытные кулинарки, как выяснилось,
по-разному оценивают сексуальность своих
кумиров, впрочем, как и бизнесмены. И если
последние в качестве лидера выдвигают Ивара
Калныньша, то ход их мыслей вычислить можно – и
хорош сам по себе, и на “мерседесе” въехал в
“Зимнюю вишню” куда как эффектно. Но,
оказывается, этого еще недостаточно, чтобы
увлечь сердца молодых мам (пример героини Елены
Сафоновой это тоже подтверждает), домохозяек и
женщин вообще. Им больше по душе не мягко
стелющий Калныньш, а жестко укладывающий спать
Дмитрий Певцов. Одна коллега, узнав итоги
дамского плебисцита, некстати воскликнула: “У
него же такие уши!” Вот уж полное невладение
темой, при чем тут это? А может, сработал какой-то
подсознательный инстинкт – ведь недаром
существует расхожая мудрость о том, что женщины
любят ушами.
А еще любят за роскошные усы. Увы, Михаил Боярский
может обидеться, но прекрасный пол вообще
отказал ему в специфических качествах, не
включив даже в двадцатку самых сексуальных, хотя
все вместе – и мужчины, и женщины – дружно
поставили его на абсолютно первое место среди
пятидесяти самых известных актеров. Надо
полагать, всех времен и народов нашей страны.
Читатели “Культурной газеты” могут быть
довольны – она как в воду глядела, пригласив
Михаила Боярского в один из своих новогодних
выпусков на стыке столетий. И читатели смогли
убедиться, что актер не только ярок и
многосторонен, но еще и умен. Поэтому, испытав
чувство внутреннего удовлетворения, он вполне
может задаться вопросом: среди кого он первый? В
число пятидесяти не вошли ни Алексей Баталов, ни
Иннокентий Смоктуновский, ни Евгений Леонов, ни
Юрий Никулин, ни Олег Борисов с Евгением
Евстигнеевым, ни Андрей Миронов и Анатолий
Папанов – если продолжать список мастеров
такого ряда, полсотни тоже наберется.
Щекотливое положение: и в реестре
“Гэллап-медиа” тоже замечательные актеры. Что
не номер (на лестнице славы), то имя. Олег
Янковский, к примеру, 13-й, Гафт с Калягиным делят
22–23-е места, Ульянов с Садальским – 25–26-е, Сергей
Маковецкий – 44-й. Но о чем все эти места говорят?
Только о специфическом уровне отобранной
аудитории и бессмысленности игры в опросы
общественного мнения, когда она только игрой и
является для очередного развлечения публики.
Телевизионные рейтинги популярности программ
тоже предполагают некий ощутимый результат.
Исходя из него, те или иные передачи снимают с
эфира, передвигают по вещательной сетке, делая
вид, что публика, а не само ТВ заказывает музыку.
Но, скажите на милость, какая такая публика
пожелает смотреть хорошие фильмы только на
исходе суток?
Уже началась суббота, когда на российском канале
пошел грандиозный фильм Эмира Кустурицы “Черная
кошка, белый кот”. Имя этого победителя и призера
всех последних фестивалей не нуждается в
представлении. Такое кино, как у Кустурицы, не
снимает сейчас никто. Невозможно себе даже
представить, что поток жизни, льющийся с экрана,
срежиссирован и упорядочен волей человека.
Кажется, что вся эта жизнь, виртуозно
раздробленная на крошечные эпизоды, движется
сама по себе. Ну невозможно, просто невозможно
заставить белого и черного котов сыграть
отношение к происходящему, а они, скупые на жест,
широко раскрывая глаза и поворачивая шеи вослед
окружающей неразберихе, заставляют вспомнить
самого Станиславского, утверждавшего, что
маленьких ролей не существует. Не сюжет, не
интригу доносит до зрителя Кустурица – он
возвращает кино ту силу, которую оно утрачивает
все больше и больше. Он не просто верит в чудо, он
умеет его увидеть во всем или даже придумать,
если захочет.
Перекормленному сериалами зрителю, наверно,
нелегко переключиться на серьезное кино, хоть и
снятое в жанре гротескной комедии, да еще
показанное в такое позднее время. А между тем
фильм Кустурицы – одно из самых значительных
явлений ТВ последних недель. Тому, кто его не
посмотрел в столь поздний час, оставалось
лицезреть репортажи в программах новостей. Сам
Кустурица гостил в это время в Москве и выступал
с крутыми рок-группами в качестве музыканта. Его
и показывали по всем каналам – тусовка для ТВ
святое дело. А для Кустурицы – она только
тусовка. Дело его жизни – кино.
На этой неделе по каналу “Культура” запущен
новый проект – своеобразная история стилей
киноязыка и киномышления, от авангарда до
видеоарта. Цикл ведет авторитетнейший киновед
Кирилл Разлогов, и нет сомнений, что зрителя
ожидает роскошное зрелище. К сожалению, не
всякого зрителя. Многие благодаря телевидению
кино-то как раз смотреть разучились, принимая за
него все, что движется на экране. Когда мы ничего
не видели и были в глухой изоляции от мирового
кинопроцесса, можно себе представить, что
творилось бы у касс кинотеатра, решившего
показать ретроспективу Луи Маля. Нате –
получите, она началась на канале “Культура”.
Честь и хвала каналу, оправдывающему свое
название. Но и укор нелюбопытным, кому это
совершенно чуждо и неинтересно и кто выберет
очередную жвачку для глаз. Потом их попросят
назвать пятьдесят лучших фильмов или лучших
режиссеров, и они от всей души проголосуют.
Все-таки рейтинг – это убойная сила.
Александр АВДЕЕНКО
|