На всю жизнь или на один спектакль?
Такой выставки действительно в Москве
еще не было. Да и не только в Москве. Об этом
многие говорили на вернисаже, состоявшемся 3
февраля в одном из лучших выставочных залов
столицы – в Новом Манеже и собравшем практически
всех режиссеров и сценографов города. Состав
собравшихся был отнюдь не случаен, ибо название
выставки – “Художники и режиссеры. Москва.
Вторая половина ХХ века”.
И.СУМБАТАШВИЛИ. “СМЕРТЬ ИОАННА
ГРОЗНОГО”. 1968 Г. РЕЖИССЕР Л.ХЕЙФЕЦ
А замысел ее состоял в том, чтобы зримо
продемонстрировать один из феноменов ушедшего
века – творческий союз режиссеров и художников
как сопостановщиков спектакля. ХХ век не только
сформировал новую театральную профессию –
профессию режиссера, выдвинул ее в лидеры
театрального процесса, но и кардинальным образом
изменил статус театрального художника,
превратив его из декоратора в
художника-постановщика. И начался тот век на
российской почве знаменательным творческим
союзом режиссера Станиславского и художника
Симова, содружество которых определило эстетику
начального этапа Московского Художественного
театра, а в северной столице – столь же
многолетним союзом режиссера Мейерхольда и
художника Головина. Устойчивые творческие пары
режиссеров и художников являются одной из примет
театрального столетия в европейском театре.
И на нынешней выставке такие пары представлены
достаточно убедительно: Юрий Любимов и Давид
Боровский – тридцать лет совместной работы,
создание стиля, принципов, облика Театра на
Таганке. Юрий Григорович и Симон Вирсаладзе – 17
спектаклей, среди которых такие шедевры, как
“Легенда о любви”, “Щелкунчик”, “Спартак”.
Анатолий Васильев и Игорь Попов с их театром
“Школа современного искусства”, который за 25
лет своего существования приобрел широкий
международный авторитет. И такая пара из Театра
имени Гоголя, как Сергей Яшин и Елена Качелаева,
– не только театральная, но и супружеская.
Но мало было только выбрать, необходимо еще и
показать своеобразие каждого варианта
творческого сотрудничества. Экспозиции делали
сами художники. Каждый по договоренности со
своим режиссером выставлял те работы, которые
полагал наиболее принципиальными, и делал это
так, как считал нужным.
Одни, как Д.Боровский, предпочли строгое обширное
пространство, в котором отлично смотрелись
несколько великолепных макетов к любимовским
спектаклям. Другие создали для этой выставки
специальные “объекты”. Так, С.Бенедиктов
выставил (в добавление к своим эскизам и макетам)
стол и два стула, сплошь обклеенных его рисунками
к “Королю Лиру” и фрагментами режиссерских
комментариев А.Бородина к этому спектаклю. Над
этой инсталляцией парил вырезанный из такого же
светлого дерева ангел. Наверное, тот самый, что
оберегал в течение 35 лет творческий союз
художника и режиссера. А Юрий Гальперин показал
несколько листов превосходной графики на темы
своих спектаклей с Сергеем Женовачем. Театр
“Школа современного искусства” предпочел
показать лишь один макет Игоря Попова и цикл
великолепных фотографий.
Об одной экспозиции хочется сказать особо.
Тридцать лет работали вместе режиссер Юрий
Погребничко и художник Юрий Кононенко. Пять лет
назад художник умер. Театр “Около дома
Станиславского” одел выделенное ему
пространство в листы ржавого железа, которые
Кононенко первым стал использовать в
сценографии, поставил реальные вещи из его
спектаклей, показал странные “не выставочные”
фотографии и несколько великолепных,
завораживающих картин Юрия Кононенко. Это не
эскизы, не портреты персонажей. А некие фантазии
на тему жизни, пьесы, режиссуры Погребничко,
которые задавали тон будущему спектаклю, внушали
актерам определенную манеру поведения,
предвосхищали сценическую атмосферу. Эта
экспозиция – свидетельство любви театра к
своему художнику, знак благодарной памяти о нем.
Тема памяти особенно явственно звучит в первом
разделе выставки, посвященном театру периода
1950–1975 годов. Здесь благодаря участию шести
крупнейших театральных музеев удалось показать
работы тех, кто составляет золотой фонд
театрально-декорационного искусства и
режиссуры: Николай Охлопков и Вадим Рындин,
Алексей Попов и Ниссон Шифрин, Леонид Баратов и
Борис Волков, Валентин Плучек и Александр Тышлер,
Юрий Завадский и Александр Васильев. Здесь есть
эскизы к знаменитым спектаклям Бориса Равенских
и Бориса Покровского, Марии Кнебель и Анатолия
Эфроса.
Не все режиссеры обретали одного-единственного
художника на всю жизнь. Некоторые предпочитали
искать нового партнера чуть ли не на каждый новый
спектакль или ставить одного автора с одним
художником, а других – с новыми сценографами.
Менялись взгляды на драматургию, подходы к ней,
менялись представления о задачах театра. С
разными художниками в разные периоды работал,
например, Анатолий Эфрос, а ныне работает Петр
Фоменко. С разными художниками ставил свои
спектакли Олег Ефремов, но чеховские пьесы
предпочитал делать с Валерием Левенталем.
В первом разделе выставки зритель увидел первые
работы тех сценографов, кто созидал облик
современного театра и успешно работает в нем уже
в ранге мэтров. Это упомянутые уже Левенталь и
Боровский, Борис Мессерер и Татьяна Сельвинская,
Энар Стенберг и Михаил Курилко, Иосиф
Сумбаташвили и Сергей Бархин...
Когда ходишь по залам выставки, вглядываешься в
эскизы, вспоминаешь знаменитые спектакли, то
видишь не только как менялся язык нашего театра,
его стилистический облик, но и каким нетленным
богатством он обладает, какое количество
оригинальных идей подарил он миру, какой
коллекцией уникальных мастеров он обладал и
обладает ныне.
И еще об одном отличии этой выставки от всех
предыдущих: наряду с эскизами, макетами,
рисунками важное место в экспозиции занимают
тексты. Кураторы выставки попросили художников и
режиссеров написать несколько слов друг о друге,
об особенностях совместной работы. И они
откликнулись на эту просьбу, несмотря на то что
приходилось касаться очень тонкой и сложной
сферы творческих и человеческих
взаимоотношений. Здесь можно найти и признания в
любви, и воспоминания о прошлых обидах, и
оригинальные словесные портреты партнеров, и
маленькие новеллы о давних встречах, и точные
характеристики постановочных методов (эти
тексты опубликованы в журнале “Сцена” № 17). Вот
слова Леонида Хейфеца:
“Я всегда считал театральных художников лучшими
людьми великого театрального братства. Мне
выпало счастье работать и встречаться со
многими, кто составил славу отечественной
сценографии, и я всегда восхищался и влюблялся в
большинство из них, потому что это были люди,
преданные театру свято. Я не видел среди них
людей жадных и лживых, они никогда не выпячивали
себя, в них присутствовало достоинство
мастеровых людей – людей, умеющих делать, а не
болтать...”
Поговаривают, что следующую выставку “Художники
и режиссеры” хорошо бы посвятить молодым
представителям этих профессий. Подтвердят ли они
слова известного режиссера?
Алла МИХАЙЛОВА
|