Сегодня – есть, завтра – нет
Согласно статистике три четверти всех
заключенных браков скорее рано, чем поздно,
распадется
Сегодня одной из самых заметных и
обсуждаемых проблем стала проблема депопуляции
(снижения численности населения). “Депопуляция,
которая происходит сейчас в России, лишь на два
процента зависит от смертности, а на 98 – от
рождаемости», – отмечает Анатолий Антонов,
заведующий кафедрой социологии и демографии
семьи социологического факультета МГУ. А падение
рождаемости напрямую зависит от кризиса семьи,
продолжает профессор, когда люди все больше
склоняются к одиночно-холостяцкому житью-бытью,
к удобствам независимости, “когда разрушается
сама ценность семейного образа жизни, когда
прелесть и очарование семейности исчезают”.
С другой стороны, также активно обсуждается и
проблема разрушения
идеолого-партийно-государственной солидарности,
когда граждане все больше замыкаются в семье,
ограничиваясь рамками своих узкосемейных
интересов. Социолог и публицист А.Каштанов особо
подчеркивает поразительный факт, что
террористы-камикадзе жертвуют собой не из
бескорыстного фанатизма, а ради обещанного
высокого вознаграждения семье.
Отметив эти два принципиальных момента,
отвлекусь на первый взгляд далеко – вспомню
сюжет русской былины об Авдотье-рязаночке. “Злы
татарове” разорили Рязань и угнали в полон много
русских людей, в том числе сына, мужа и брата
Авдотьи. Несчастная женщина преодолевает горы и
долы, приходит в ставку татарского хана и просит
освободить ее родных. Тот изумлен ее бесстрашным
походом, смотрит уважительно, но с изуверством
соглашается отпустить только кого-нибудь одного,
предлагая ей самой выбирать между сыном, мужем и
братом. Выбор Авдотьи и обоснование этого выбора
сегодня производят ошарашивающее впечатление,
но они вызваны, как объясняет наука, пережитками
материнского права. Авдотья говорит хану: “Не
смотри на слезы мои горючие, слушай слово мое
разумное”. Разумное слово заключается в том, что
она может найти и другого супруга и
соответственно родить другого ребенка, а вот
брата другого у нее не будет, потому что у ее
покойной матери не появится еще одного сына.
Поэтому в мучительной ситуации вынужденного
выбора она твердо указывает на брата. Хан
настолько был тронут ее разумным словом и мудрым
решением, что согласился освободить не только
брата, но и сына, мужа, и вообще всех захваченных
рязанцев.
Сегодня читатель былины и секунды не колебался
бы, представив себя на месте Авдотьи: выбор
совершается исключительно в пользу ребенка.
Собственно, тут и выбора-то никакого нет. Эти
взрослые мужики, супруг с братом, пусть сами о
себе позаботятся. Но если братец еще не
взрослый... тогда отчаяние и слезы горючие, но
выбран все равно будет сын.
Итак, исходить ли из представлений почти
тысячелетней давности или из нравов
сегодняшнего дня, никаких шансов, с какой стороны
ни подойди, нет только у мужа. Сын и брат – свои,
родные люди, а муж – человек посторонний и
заменяемый.
Культ любви, который исповедует молодежь, не
включает в себя культа семейной жизни. Любят друг
друга не супруги, а свободная пара. Всякие
женско-любовные романы увенчиваются, как
известно, свадьбой, но если чуть-чуть задуматься,
то такой конец преставляется трагикомическим и
напоминающим смерть героев: все кончено, больше
ничего интересного не будет. А если начнет
происходить что-то интересное, оно окажется
новым увлечением, адюльтером, тайными страстями
и разводом...
Статистика утверждает, что три четверти всех
заключенных браков скорее рано, чем поздно,
распадется. Считается, что женщины по-прежнему
хотят замуж и надеются на стабильную семейную
жизнь. Так оно и есть, но в ситуации до свадьбы.
После вступает в силу соображение, которое более
или менее откровенно высказывается вслух
вчерашними невестами: нельзя же всю жизнь
прожить с одним и тем же человеком... не может же
быть, чтобы в моей жизни эта любовь оказалась
единственной... Культ любви противоречит культу
супружества.
Сегодня у женщин много претензий к семейной
жизни. Большинство разводов совершается по
инициативе жен. Сильнейшие установки мужского
главенства, патриархальной семьи
жестко-болезненно сталкиваются с новым
матриархатом, утверждающимся явочным порядком. А
новый матриархат, уж парадоксально это или нет,
не предполагает пожизненного супружества и
многодетности. Женщина и сама справится, сама
обеспечит ребенка, но одного, максимум двоих.
“У тех, кто еще отважно решается на семейное
бремя, – с горькой иронией замечает Анатолий
Антонов, – брак получается какой-то
походно-туристический: быстренько
собрали-разобрали палатку и, оставив
одиночку-феминистку у потухшего костра семейной
страсти, двинулись дальше...”
Но феминистка останется у потухшего костра не
одна, а с ребенком. У нее-то семья сохранится –
семья, куда входят ее кровные родственники. Какая
ситуация встречается чаще: та, где мать не
допускает к ребенку его биологического отца,
своего бывшего мужа, или та, где мать ограждает
ребенка от своей родной матери, его бабушки?
Согласитесь, что вторая ситуация почти
невозможна, а первая – общераспространенное
явление, которое можно было бы назвать новой
нормой, если бы под нормальным не было принято
подразумевать нечто хорошее.
Если бы у Авдотьи-рязаночки были в плену только
муж и брат и ей пришлось бы выбирать между ними по
представлениям нашего времени, думаю, она все
равно выбрала бы брата: родной брат – это на всю
жизнь, а муж – явление временное – сегодня есть,
завтра развелись. Мужа брату не продпочтут.
Возлюбленного, который мужем вовсе не является,
– другое дело, но со временем возлюбленный
станет мужем и тем самым переменной деталью.
Вот и отец оказывается деталью переменной, а что
касается необходимого мужского влияния, того,
что ребенку нужны образцы мужественности, то
исполнители этой роли в современной семье
присутствуют – это дед и дядя по материнской
линии, отец и брат матери. Но откуда одинокие
феминистки будут брать исполнителей этой роли
уже в следующем поколении, когда появятся дети у
тех девочек, которые выросли без папы и остались
единственным ребенком в семье? По-моему, сегодня
становится заметна куда более тесная, чем
двадцать–тридцать лет назад, семейная близость
двоюродных братьев и сестер – опять же по
материнской линии. Они теперь все равно что
раньше родные.
И на глазах испаряется такой мотив для нового
брака, как «ребенку нужен отец»: мать не
предполагает и даже не хочет тесных отношений
между ребенком и новым мужем. Дети – это
навсегда, а мужья приходят и уходят.
Все так, только что же делать с депопуляцией?
Сергей КАМЕНСКИЙ
|