Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Первый кинофестиваль в стенах школы

Что на нем увидели и услышали взрослые и дети

Ученица восьмого класса написала рецензию на внутришкольный кинофестиваль. Вроде ничего особенного, частное дело конкретной школы. Но нам это частное дело показалось значительным, многое объясняющим. В предыдущих публикациях “Зрительного класса” мы говорили о том, что, как нам кажется, происходит с нашими учениками, когда они смотрят фильмы. А сегодня мы решили предоставить слово им, сопроводив текст последующим комментарием одного из организаторов детского фестиваля. Получился такой своеобразный тест на взаимопонимание.

Есть кинофестиваль в Каннах, есть и в Сочи, прошел кинофорум «Восток – Запад» в Баку, а совсем недавно, в январе, состоялся кинофестиваль в Школе самоопределения А.Тубельского. И результат был совсем не хуже, чем у других, выше перечисленных.
Вот он, долгожданный момент: погашен свет, звучит торжественная музыка, на экране вспыхивают слова: «Нет сигнала». Естественно, нет, ведь почетные гости только рассаживаются по местам и быстро пробегают в зал опоздавшие ученики. Наконец все расселись, и ведущая кинофестиваля Ольга Александровна Калмановская начинает рассказ про далекие-далекие времена, когда в школе еще существовал кинотеатр: старые черно-белые фильмы, молодые актеры шестидесятых, кино про комсомол, пионерию, летние лагеря. Зал охватывает общая атмосфера воспоминаний, настроение поднимается.
В руках у каждого – листочек с программой фестиваля. Выглядит заманчиво, особенно вторая часть – работа площадок. На площадках люди собирались, чтобы посмотреть и обсудить фильмы, сделанные профессионалами: «Шоу Трумэна», «Вид на жительство», «Плюмбум, или Опасная игра». Фильмы воспринимались зрителями с трудом. Вот, например, «Плюмбум». Этот сложный психологический фильм про очень умного юношу, который помогает искать опасных преступников, смотрела аудитория восьмых классов. Многие фильм не поняли и долго возмущались, особенно досталось герою. Видите ли, он такой плохой, что попало делает, странно себя ведет… Так что после фильма больше размышляли над тем, как развести совершенно разные понятия “герой “и “фильм”, чем думали над сюжетом.
А первая часть программы фестиваля – просмотр конкурсных фильмов, которые сняли ученики и выпускники нашей школы. Чего стоят одни названия: «Быть или не быть» (Алексей Старостенков, ученик 8 класса), «Перевоплощение» (Дмитрий Стежин, ученик 10 класса), «Побег» (Александр Семенов, выпускник 98-го года), «Усатый-полосатый» (Алиса Сивакова, Александра Чесская, ученицы 8 класса).
Попробую поделиться размышлениями о фильмах наших ребят. «Путешествие по Zоопарку» (Екатерина Демидова, ученица 9 класса) показалось мне интересным по замыслу. Это была история общения серой мышки с разными животными, в которой реплики зверей были озвучены девчонками. Но были фильмы, которые совсем не понравились зрителям, например «Побег». Это история о постоянной суете, неумении отдыхать, напряженности, сопровождавшаяся злобной музыкой. Она заканчивалась очень странно: человек, который во время фильма только и делал, что бегал и работал, в конце расслабился и начал жить новой жизнью. Сделал он это очень странно – снял свои кроссовки. Зрителей раздражал не только клубок событий, развивающийся быстро и непонятно, но и слишком яркое оформление фильма, от которого болели глаза. Зато зал дружно хохотал, наблюдая разные забавные сценки из жизни знакомого школьного народа, поехавшего на экскурсию во Владимир. И громко хлопал режиссеру фильма Алексею Старостенкову, подарившему нам “Злобных детишек”.
Но если вы думаете, что содержание фильмов было самым главным на кинофестивале, то вы здорово ошибаетесь. Самым главным было то, что фильмы ребят отражали их отношение к школе. По их работам можно было узнать, каков же на самом деле тот или иной ученик нашей школы, как ему помочь, если есть какие-то проблемы, как с ним работать на уроках.
Особенно показательным был фильм выпускницы 1999 года Ольги Чарушиной «Как это было». Она рассказывала о том, что она переживала в школе, о том, что для нее значит это место, рассказывала все самое главное, самое сокровенное. Но не менее важно, что Ольга подумала вот о чем: что делать выпускникам после окончания этого трудного времени, как продолжать участвовать в разных школьных мероприятиях.
...Можно сказать, что фестиваль удался: плюсов было больше, чем минусов. Один из плюсов в том, что ребята не боялись пробовать себя в этом непростом деле. Они показали, как относятся к школе и что она значит в их жизни. Ну а минусом было то, что на кинофестивале не было площадок для обсуждения школьных фильмов, а через них и проблем школы. А ведь это очень нужно!
Но мы изменяемся, совершенствуемся, и я точно знаю, что второй фестиваль будет еще лучше. А вообще здорово, что фестиваль был, это самый большой плюс.

Полина МАКСИМОВА,
ученица восьмого класса


Что происходит с ребенком, когда он смотрит фильмы, сделанные его товарищами? Юный автор создает фильм, как правило, для себя. Кто смотрит его работу? Учителя, родители и несколько друзей. Кстати, многие фестивальные ленты оценивались ребятами положительно только потому, что это работы их друзей или одноклассников. Фильм не воспринимается пока как способ общения с другим, незнакомым человеком, как возможность ему что-то сказать. Ради создания этой ситуации общения и был организован фестиваль, когда каждый автор фильма мог проверить, получается ли у него диалог со зрителями. Например, смеются они там, где он задумал, или нет. Я согласна с этой девочкой-восьмиклассницей, написавшей рецензию на фестиваль, что обязательно нужно было подумать более тщательно над тем, как устроить обсуждение просмотренных лент. Потому что оказалось, что старшеклассникам сложно высказывать на широкую аудиторию фестивальной пресс-конференции сокровенные мысли, разбуженные фильмами. В этой ситуации, конечно, больше подходит камерное обсуждение в малых группах.
Работая над организацией фестиваля, мы так настраивали всех учителей нашей школы, чтобы дети, которые до этого не увлекались кино, могли поискать себя здесь – как они могли бы реализоваться сейчас, каким мог бы стать результат. Еще мне кажется важным сказать о том, что кинофестиваль был совместным проектом взрослых и детей. В нашей школе потрясающие художники, благодаря им существует многолетняя традиция оформления школьной среды под какой-нибудь глобальный проект, как это бывает, например, в лицейскую неделю. Когда все стены, окна и двери задействованы, когда они переносят ребенка в другое пространство и время. По этому же принципу мы действовали и сейчас. Для нас было важно, чтобы на два этих фестивальных дня вся школа буквально пропиталась кино. Мы отменили уроки во всех параллелях старшеклассников, стены были покрыты многочисленными афишами, коллажами, фотографиями. Старшеклассники работали в организаторской группе, участвовали в составлении программы, оформлении школы. Но самое интересное, что когда дети делились своими впечатлениями, никто об этом не говорил. Возможно, как раз потому, что создание определенной среды – уже устойчивая школьная традиция, а не особенное, чисто фестивальное переживание, хотя много детей и взрослых подолгу рассматривали все, что их окружало.
Многие учителя говорили потом, что они просто потрясены: два дня, в пятницу и субботу, зал полон детьми. После просмотра конкурсной детской программы почти все оставались смотреть и обсуждать фильмы, профессионально сделанные взрослыми режиссерами, заполняли многочисленные анкеты, анализировали увиденное. Учитель математики сказал мне: “Я даже не мог себе представить, что просмотр фильма – такое сложное дело!”
То, что фестиваль состоялся именно в этой школе, – совершенно не случайно. Потому что здесь существует давняя традиция использования кино для образования в самых различных формах. Есть штатный кинооператор, который помогал ребятам монтировать их фильмы и консультировал в процессе работы. Есть школьный видеоархив, где запечатлена хроника многих лет, есть учителя литературы, истории, обсуждающие со своими учениками фильмы на уроках, есть киноклуб по пятницам. Есть замечательные преподаватели предметов художественного цикла, которые создают питательную среду для общения детской души с искусством. И, конечно, именно благодаря тому, что кино уважаемо здесь как способ открытия мира, способ самоопределения человека, стало возможным проведение детского кинофестиваля “Первый дубль”, родившегося не на пустом месте, а потому, что за это взялись люди, верящие в развивающие возможности экрана.

Ольга КАЛМАНОВСКАЯ



Рейтинг@Mail.ru