Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Когда у тебя в руках кинокамера...

О педагогических возможностях телевидения говорят создатели проекта “Телешкола” Валентина Кац и Александр Пчелинцев

Валентина. Как правило, детские программы делаются так же, как взрослые, и поэтому детям они неинтересны. Трудно сделать интересную детскую программу, потому что в нее надо заложить какой-то другой принцип, не такой, как во взрослую.

Александр. Сейчас очень много детей, которые закрыты. Которые не видят мира за пределами своей дружеской группки или своего одиночества. Когда же ребенок общается с разными людьми, он открывает этот мир с совершенно разных сторон. Я бы сказал, его душа становится более гибкой, пропадает ощущение, что жизнь заканчивается.
Создавая фильм или телепередачу, важно нагрузить педагогически весь процесс – обсуждать съемку сцен, костюмы, писать сценарий, продумывать вместе постановку света. Этот процесс съемки так увлекателен, что может быть хорошим толчком для ребенка, который хотел бы что-то делать, но еще не знает что. Кто-то освоит начала конкретной профессии, а кто-то решит свои личностные проблемы.
В. Однажды мои шпанистые мальчики, которых мы привели в Петровский парк, стали там бегать, прятаться и бог знает что еще вытворять. А потом они себя увидели на экране. Сначала задумались, а после загорелись: а можно мы сами свой сценарий придумаем? Они написали целых три сценария – один другого гуманнее – про благородных рыцарей, спасающих девочку. И каждое утро за полчаса до уроков отрабатывали свои бои.
Потом начались прогулки по Москве. Мы заранее выбирали место, определяли, кто кем будет. Возникала профессиональная детская творческая группа. Когда, например, Музей истории Москвы проводил на Лубянской площади большой праздник, мы сначала отправились в музей и снимали там, потом на площадь – смотреть и снимать “историческое действо”.
А следом – более трудоемкая и менее интересная работа: обработка материала, отбор главного и выстраивание сюжета. Но ребята все равно брались и делали все, чтобы довести идею до конца.
А. Этим летом мы сделали большой фильм в лагере. Обычно в лагере дети рассказывают страшилки, и мы сделали фильм-страшилку, привязав его точно к месту: место Вороново, боярин Ворон из свиты Марины Мнишек, много природы, развалины.
В. Конечно, все это не профессиональные фильмы. Профессионалы берут и используют ребенка, а мы устраиваем познание ребенком мира в процессе подготовки и съемки фильма. Сказки, мифы очень соответствуют детскому мировосприятию, такому целостному. Это особенно понимают в Голливуде. Сюжет, в котором заложен принцип сказки, благотворно влияет на ребенка и делает его более человечным, благородным.
А. А в школе ребенку говорят: мир уже открыт до тебя, запомни только, как в нем что называется. Это создает для него огромное напряжение. Ему-то хочется открывать! Его мир – дом, семья, двор. Это позже миром становится вся планета.
В. Мне кажется, сегодня надо выстраивать мир вокруг ребенка, в котором взрослые помогают ему преобразовывать самого себя и мир вокруг. Самый простой. Последний пример – после того как мы отсняли фильм о московских дворах, дети сказали: давайте сделаем лучше свой школьный двор. И посадили там елки. Так через участие в съемках их отношения с миром становятся деятельными.



Рейтинг@Mail.ru