Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта для девочек KLUBD.RU. На сайте интернет проекта KLUBD.RU собрано большое количество самых разных мультиков, игр и публикаций для девочек. К Вашим услугам представлена возможность бесплатно и без регистрации смотреть мультик тачки онлайн, и другие советские и зарубежные анимационные фильмы, играть в браузерные игры, которые помогут развить в девочке чувство стиля и вкуса, и просто интересно провести свое время. А полезные публикации расскажут о подростковых субкультурах, рецептах правильного питания, отношениях с подругами, мальчиками и родителями, новинках моды и многом другом.


Какие фильмы нравятся нашим ученикам

И как соединить их пристрастия и учебные интересы?

Телевизор – воспитатель?

Дайте ребенку картинку, и он заговорит – эта мысль К.Д.Ушинского поразительно точно выражает соотношение между зрительным образом и

Телевизор – воспитатель?

Дайте ребенку картинку, и он заговорит – эта мысль К.Д.Ушинского поразительно точно выражает соотношение между зрительным образом и словом. Очевидно, это заложено в самой природе ребенка – откликаться на все то, что он видит, что вызывает эмоции.
Наверное, экранные искусства именно поэтому очень рано привлекают внимание детей. Уже в дошкольном детстве многие из них с большим удовольствием смотрят мультипликационные фильмы и детские телепередачи. К сожалению, родители очень часто используют телеэкран как домашнюю няню, к которой можно пристроить ребенка на час-другой, чтобы он не скучал и не шалил.
Еще несколько лет назад существовало негативное отношение большинства учителей к просмотрам детьми телевизионных передач и фильмов, поскольку они видели в них лишь угрозу школьной успеваемости. Сейчас ситуация не выглядит столь однозначно, поскольку педагоги поняли, что дети благодаря телевидению узнают много нового, расширяется круг их интересов, а телевидение подчас дает им такие знания о современной жизни, которые не может дать учитель на традиционных уроках.
И вместе с тем осмыслить возможности использования экранных искусств, осознать их роль в развитии личности ребенка школе еще только предстоит. Сейчас надо решать задачу использования кино, телевидения и видео в эмоционально-интеллектуальном развитии школьника, и начинать эту работу надо буквально с первых классов школы.

От детского мультика к взрослому смыслу

Несмотря на то что дети готовы смотреть подчас все что угодно, существуют все же те произведения, которые наиболее соответствуют развитию ребенка в тот или иной его период, ведь даже в рамках одной возрастной группы различие между детьми шести и десяти лет достаточно велико.
Так, дети шести лет с удовольствием смотрят и обсуждают мультипликационные фильмы несложного содержания. Предпочтение отдается рисованным фильмам. Как правило, им нравится динамичный сюжет. Фильм меньше привлекает, если герои больше рассуждают, чем действуют, хотя в этих словах и заключено важное содержание. Почему так происходит: фильм, по оценке взрослого, очень интересен, а вот дети смотрят его довольно вяло? Дело здесь, очевидно, в том, что многие мультфильмы не являются детскими по своей сути. Создают их взрослые мультипликаторы, и в сюжеты, казалось бы, детские они вкладывают смысл, доступный лишь взрослым. Детям не хватает ни жизненного, ни художественного опыта, чтобы по достоинству оценить эти произведения. Они не видят тех скрытых смыслов, которые содержатся в словах и действиях героев.
Второклассники с интересом смотрят короткометражные художественные фильмы, но к ним предъявляется то же требование, что и к мультфильмам, – действие должно быть динамичным. В этом отношении интересен и такой факт: дети более внимательно смотрят мультипликационный фильм, даже если он скучный, чем не очень интересный игровой фильм. Происходит это скорее всего из-за того, что детям нравится наблюдать за рисованными героями, которые действуют в фильме, чем за актерами в игровом фильме. Сказочность, вымысел, условность оказываются предпочтительнее правдоподобия игровых фильмов.
Третьеклассники также любят смотреть мультипликационные фильмы. Однако если им предлагать для просмотра короткие мультфильмы типа тех, которые они любили смотреть в первом классе, то интерес к ним начинает падать. Конечно, увлеченные происходящими событиями, дети будут смотреть эти фильмы, но при обсуждении выясняется, что сама идея фильма им ясна и понятна, поэтому в дополнительном разговоре они не нуждаются. Повышается интерес школьников к полнометражным мультипликационным фильмам. Чаще всего это сказки или фантастика. Вместе с тем третьеклассники охотно смотрят и игровые фильмы: о жизни сверстников, фильмы-сказки или смешные истории из детского киножурнала “Ералаш”.
Зрительские предпочтения четвероклассников существенно изменяются. Значительно расширяется сфера их интересов: они охотно смотрят фильмы не только сказочно-фантастической тематики и приключенческие, но и из жизни сверстников с четко выраженной нравственной проблемой. Поскольку ученики уже могут высказать свои суждения и оценки по поводу нравственных конфликтов, их привлекают именно такие фильмы, где присутствует проблема выбора, происходит столкновение характеров, где герой борется со злом или несправедливостью. Растет интерес ребят к фильмам разных видов кинематографа, поэтому надо давать им возможность смотреть короткие научно-популярные, документальные фильмы, телевизионные передачи, адресованные этому возрасту.

Парадоксы восприятия

Одной из важных особенностей детского восприятия (по сравнению с развитым взрослым) является его наивно-реалистический характер. Дети воспринимают все показываемое в фильмах как жизненную правду. Они не осознают “созданности” кинопроизведения, воспринимая все происходящее на экране как зафиксированную жизненную реальность. В большей степени это относится к художественным игровым фильмам, в меньшей – к мультипликационным. Возможно, именно поэтому младшие школьники и отдают предпочтение мультипликационным фильмам, которые для них являются “настоящими” фильмами, показывающими то, чего в жизни нет, чего не увидишь нигде. Игровые же больше напоминают обыкновенную жизнь, особенно если в них не происходит чего-то сказочного или фантастического. Большинство детей уже в первом-втором классах знают о том, что в фильмах “играют артисты”, что “фильмы снимают”. Обычно источником таких знаний являются взрослые, которые рассказывают это ребенку, чтобы разрядить его негативные эмоции, возникшие при просмотре страшных фильмов или таких, которые вызывают сильные эмоции (печали, жалости, сострадания), вызванные судьбой героя. Но, даже зная об этом, ребенок не осознает до конца роли авторского вымысла, его отличия от подлинного факта.
Другая особенность заключается в том, что дети находятся на уровне фабульного постижения произведения экрана. Иными словами, они способны понять только смысл происходящего и уяснить, что происходит с героем: что было вначале, что потом, то есть уяснить фабулу событий.
Ребенок должен прожить полноценно этот этап своего развития и с помощью педагога перейти к следующему этапу, более высокому. Начинать же срочно преодолевать “фабульность” восприятия не следует. Ведь даже просто понять смысл происходящего в фильме, правильно это оценить, осознать “нравственный урок”, пафос фильма ребенку шести лет непросто. А если добавить сюда пересказ фабулы, оценку и характеристику действующих лиц и многое другое, то окажется, что для данного возраста это не такие уж простые задачи.

В поле экранной культуры

Интересный фильм – как в процессе его восприятия, так и после окончания просмотра – сильно увлекает детей. Они активно сопереживают героям, идентифицируют себя с ними. Этот процесс иногда происходит вполне сознательно. Сильное эмоциональное впечатление, произведенное фильмом, побуждает детей играть в его героев, придумывать им новые приключения. Уходя с занятия на прогулку, дети говорят между собой: “Давай играть в сказку. Чур, я буду волшебником, а ты – дровосеком…”. Такое полное погружение в мир фильма свойственно детям 6–7 лет. С возрастом столь эмоциональный отклик может стать более сдержанным в своем проявлении, но экранный образ и на подростков продолжает оказывать очень сильное впечатление.
Учитывая то, что экранные искусства оказывают на младших школьников такое сильное эмоциональное воздействие, входят в сферу интересов детей, имеют большой нравственно-эстетический потенциал, школа должна проводить занятия с детьми, воспитывая грамотных зрителей, формируя аудиовизуальную культуру как часть общей культуры личности. Именно эти задачи и решает разработанный специально для учащихся начальной школы предмет “Основы экранной культуры”. На занятиях по программе этого курса ученики, с одной стороны, приобщаются к основам аудиовизуальной грамотности, а с другой – получают большую возможность для своего эмоционально-интеллектуального и творческого развития.
Программа основывается на четырех видах деятельности:
– восприятие экранных произведений (просмотры кинофильмов разных видов и жанров), телевизионных передач, видеозаписей, подобранных в соответствии с возрастными возможностями учеников;
– интерпретация результатов восприятия в процессе обсуждения просмотренного произведения, обмен мнениями, эстетическая оценка и анализ впечатлений от просмотра;
– художественно-творческая деятельность, создание своих небольших произведений на языке экранных искусств;
– освоение знаний о языке экранных искусств, необходимых для совершенствования восприятия, анализа и творческой деятельности.
Все перечисленные виды деятельности используются на занятиях с учениками всех четырех классов начальной школы, год от года усложняясь. На каждом занятии эти виды деятельности могут использоваться в комплексе, дополняя друг друга с целью максимального развития образно-эмоциональной сферы детей.

Лариса БАЖЕНОВА



Рейтинг@Mail.ru