По пути социального партнерства
Шансы на выживание каждой поселковой
школы равны шансам самого поселка
Обойдемся без школьных кладбищ?
На
уроке в Салминской сельской школе дети раскрыли
замечательный смысл слова улица – место у лица
дома. На сельской школьной улице Карелии – 208
школ, 102 из них средние, 81 малокомплектная, 30 из
них имеют всего одну-две учительницы, 34
расположены в безработных деревнях и поневоле
носят статус деревнеобразующих предприятий.
В плане действий Правительства Российской
Федерации в разделе «Реформирование
образования» есть пункт: «Уже в ноябре 2001 года
установить принципы, сроки и порядок оптимизации
сети малокомплектных сельских школ». Конечно,
большая честь быть отмеченными в таком важном
государственном документе, но что стоит за
сложным словом оптимизация? Думаю, главное – не
торопиться, посмотреть на проблему со всех
сторон, основательно.
Что дороже – содержать маленькую школу или
ввести сеть школьных автобусов? Проселочные
дороги, погодные условия, квалификация
водителей, дороговизна бензина, техобслуживание
и очень большие расстояния не дадут экономии
средств. А вот что дадут – большой вопрос,
который может вырасти в огромную проблему.
На последнем педагогическом сельском сходе было
предложено создать ассоциацию сельских школ,
которые хотят перемен. Таких школ – «звездочек»
на селе – у нас 97. Педагоги, директора совхозов,
управляющие деревень волновались: «Главное,
чтобы не было больше школьных кладбищ», ведь
такое уже случалось в Карелии. Несколько лет
назад было закрыто 210 сельских школ, они так и
стоят – где покосившиеся, с забитыми окнами,
где-то уже пепелища.
Когда мы рассматриваем проблемы сельской школы
отдельно от проблем деревни, мы делаем серьезную
ошибку. Нам важно заниматься возрождением
деревни всем миром: образованием всех
деревенских жителей.
Проблемы у деревни комплексные, они касаются
прежде всего отсутствия финансовой поддержки,
физического и нравственного здоровья;
отсутствия образованности оставшегося
взрослого населения (более сильные бросили
деревню), потери культуры и традиций, отсутствия
цветов, песен, гордой кружевной изгороди возле
дома. Отсутствия интереса к жизни – жизни
ребенка, растений, стариков. Держат деревню
только учителя и ученики, так как они не
безработные.
Стремление нашего карельского министерства
образования – чтобы в каждом населенном пункте,
где есть дети, был и детский сад, и школа
(возможно, где-то только начальная или школа –
сад), а может, и система домашних учителей или
воспитателей.
Магнитная сердцевина
Полноценно оснастить сегодня все школы
на селе современными и качественными кадрами,
оборудованием невозможно. Есть предложение
организовать систему так называемых магнитных
сельских школ. «Магнитная» – притягивающая к
себе малокомплектные и малочисленные школочки
своими возможностями, щедростью, неравнодушием.
Магнитная школа – это центр образовательной
волости, учебно-методическая лаборатория.
В этой школе организованы сельские фонды
взаимопомощи. По нашим подсчетам, таких школ в
республике будет более шестидесяти, к ним
министерство подберет столько же городских
(продвинутых) школ из малых городов республики,
таких как Кондопога, Костомукша, Сортавала,
Сегежа, Кемь, Питкяранта; эти городские школы
должны состояться как открытые институты,
развивающие среды для учителей, детей сельских
магнитных школ.
Образ «магнитной» школы так характеризуется
директорами сельских школ: притягательная,
направляющая, перспективная, деятельная, щедрая,
крепко стоящая на земле, удобно расположенная.
Волостная методическая библиотека, центр
взаимодействия педагогов, школа дополнительного
образования деревенского детства,
информационный центр с доступом в Интернет,
центр медицинского обслуживания, центр
одаренных детей, сердце образовательной волости,
зеркало…
Объединяя силы
В каждом районе предполагается иметь
центральную школу под патронажем главы местного
самоуправления. Эта школа выбирается местной
администрацией среди самых мощных и в
материально-техническом плане, и в кадровом.
Центральная школа – межволостной
образовательный центр с районной школьной
библиотекой, районным информационным центром,
медико-психолого-педагогической службой,
районным попечительским советом и фондом
развития районного образования. Социальными
партнерами такой школы будут школы
Петрозаводска и Москвы (с Москвой имеется
серьезный договор о сотрудничестве), факультеты
университета. Все это и многое другое позволят
нам создать систему дополнительного питания
сельской школы, объединить лучшие силы и ресурсы.
Сеть – паутина – кружева. Как уловить
содержание?
Как в кружеве каждый узелок имеет свой
особый смысл, свою особую роль и место (в отличие
от унифицированности всех узлов в рыболовной
сети), так и в системе управления образованием
каждое звено должно быть наделено своей
собственной неповторимой миссией, своей
конкретной функцией.
К такому пониманию мы пришли не сразу. Сначала
заключили в «рыболовную сеть» уравнительных
отношений все больное в образовании в надежде
помочь ему стать здоровым. Этот путь оказался
крайне затратным и малоэффективным.
Затем стали пристально разглядывать тоненькие
паутинки инноваций, и за счет опережающего
присвоения статусов и званий поддерживали тех,
кто называл себя экспериментаторами. И так от
«рыболовной сети» нас бросило к «запутанной
паутинке», и, вероятно, мы могли бы долго ходить
там по кругу.
Затем мы сделали паузу и поняли, что социальная
политика – это прежде всего не помощь
нуждающимся, а инвестиции в будущее; поняли, что
образование уже не отрасль, а скорее форма
общественной практики. Мы стали задумываться над
понятием со=держание.
Ведь всякое со=держание определяется, с одной
стороны, некоторой предметностью (тем, что
держат), а с другой – своей ориентацией на
субъектов, совместно держащих эту предметность и
совместно действующих относительно нее (тем, как
держат). Так «рыболовная сеть» и запутанная
паутина стали превращаться в «кружевное
полотно», где узелки – образовательные
учреждения, получившие общественное признание, в
том числе школы-«звездочки». А ячейки этого
полотна заполнены образовательными
учреждениями, соседствующими со «звездочками»,
но при этом имеющими свое зерно, свой статус, свою
идею.
Можно согласиться с одним из великих, что
образовательный уклад школы – то, как она
устроена, как управляется, как к ней относится
общество, – это и есть со=держание образования.
Кружевное полотно – это не просто модель
взаимосвязи и взаимоподдержки, источник и
соучастия, и сотрудничества, но, кроме того, и
инструмент экономических отношений, способ
изменения отношения людей к школе, детскому саду,
к образованию вообще.
Вокруг «кружевного полотна» мы попытаемся
создать плотное окружение социального
партнерства. Есть идея: всем вместе –
министерствам культуры, здравоохранения,
сельского хозяйства, экономики, Петрозаводскому
университету, институтам повышения квалификации
– организовать Открытый крестьянский
университет для всех желающих жителей села по
всему спектру образовательных возможностей.
Режиссеры деревни
Учитель, директор могут стать
режиссерами и молодежных процессов, и
жизнеутверждающих событий в деревне. Мы будем
искать деньги, чтобы профинансировать
дополнительную деятельность педагога.
Народные чтения, народные дома, изба-читальня,
восстановление быта, сельские сходы – в этом я
вижу роль нашей государственной школы. Нам нужна
школа народного календаря, агрокультурная, школа
агрообразовательного сервиса, консалтинга.
Нужен выпускник, получивший полное фермерское
образование.
Школа может стать центром гражданской
активности на селе, если в ее стенах будут
обсуждаться вопросы изменения сельской жизни.
Велика вероятность того, что именно в школе
насущные проблемы села будут решаться успешно.
Ведь сейчас на дискотеку в деревне модно
приходить нетрезвым, а вот на школьный вечер до
сих пор приходят прилично одетыми и с ясным
взором.
Убеждена, что школа не будет одинокой на селе, не
будет усиливаться ее замкнутость, если директор
разглядит тех самых деревенских «стариков»,
которые снискали авторитет своей житейской
мудростью и безупречностью. Мы планируем в этом
году провести педагогический сход крепких
крестьянских домов. Районным управлениям
образования очень важно знать этих людей в лицо,
так как опыт показывает, что к авторитетным людям
прислушивается сельский сход, соглашается с их
советами деревенское общество и, возможно, семья,
в которой растут дети.
В который раз задаю себе вопросы: что нужно
сельской школе для ее благополучия? Возможно,
добрая, красивая, работящая деревня. Что нужно
деревне от школы? Может быть, уважаемый учитель,
небрезгливо относящийся к деревенскому укладу,
доброе отношение к ребенку, уважение к родному
языку – русскому, карельскому, вепсскому – как к
образу жизни, совместная работа с семьей,
маленькая теплая школа…
Галина РАЗБИВНАЯ,
министр образования и
по делам молодежи
Республики Карелии
|