Авиационные афоризмы
Настоящий летчик-испытатель должен
свободно летать на всем, что только может летать,
и с некоторым трудом на том, что летать не может
В памяти нет незначительного.
Подробности, минутные эпизоды, мало кем
подмеченные детали становятся со временем тем
драгоценнее, чем они мельче и чем труднее памяти
извлечь их из темноты.
Этот закон обратной перспективы подтверждает
замечательная книга Марка Лазаревича Галлая «Я
думал: это все давно забыто», недавно выпущенная
издательством «Машиностроение». Сборник
составили непридуманные истории, по разным
причинам не вошедшие в предыдущие книги Галлая,
летчика Великой Отечественной войны, доктора
технических наук, легендарного испытателя,
инструктора первого отряда космонавтов. Эти
легкие, чудесные заметки выросли из устных
рассказов самого автора и вместе складываются в
необычно прозрачную, захватывающую повесть
эпохи.
Рукопись Марк Лазаревич закончил за три дня до
своей смерти, и так выходит, что эти мемуары
еще и прощальный портрет автора, удивительно
талантливого и достойного человека, «слишком
громоздкого для летчика, совсем негероического
для Героя» (из послесловия Михаила Кураева).
Сегодня мы предлагаем вам три рассказа из этой
великолепной книжки.
Лучшая часть мужества
Наверное, в каждой профессиональной корпорации
– у артистов, врачей, геологов – имеют хождение
свои анекдоты, байки, афоризмы. Есть они и в среде
авиаторов.
Автор первого запомнившегося мне авиационного
афоризма – наш первый инструктор парашютного
дела Виноградов, – наверное, и сам не обратил
внимания на то, что изрек афоризм. Он просто учил
нас тому, как следует вылезать из кабины самолета
“У-2” и занимать исходное положение для прыжка:
встать в кабине, схватиться руками за стойку
центроплана, вынести левую ногу на крыло, правую
руку перенести на борт кабины – и так далее.
Виноградов с секундомером в руках наблюдал, как с
отвратительными суетливыми движениями, замирая
в самых нелепых позах, какие только можно себе
представить, мы это проделываем. Он поморщился и
спросил:
– Ребята, вы понимаете, что значит быстро вылезти
из кабины на крыло и изготовиться к прыжку? Это
значит: делать медленные движения без перерывов
между ними.
Лучше сформулировать разницу между быстротой и
суетливостью вряд ли возможно.
Уже работая в ЦАГИ, я услышал из уст одного из
старейших наших летчиков-испытателей, Сергея
Александровича Корзинщикова, соображение об
универсализме (что означало “любое задание на
любой машине”) как обязательной черте
профессионального облика испытателя:
– Настоящий летчик-испытатель должен свободно
летать на всем, что только может летать, и с
некоторым трудом на том, что, вообще говоря,
летать не может.
Было к чему стремиться!
Чаще всего прибегал к афористичным
формулировкам летчик-испытатель Александр
Петрович Чернавский, человек большой культуры,
прекрасно разбирающийся в литературе. Он, кроме
всего прочего, заботился о воспитании своих
молодых коллег, причем последнее умел делать
ненавязчиво и с юмором.
Однажды я, освоив новую для себя и довольно
строгую в пилотировании машину, выразил это
внешне эффектным, но далеко не самым умным
способом: загнув сразу после отрыва от земли
крутой разворот с подъемом. После полета, когда я
вернулся в летную комнату, Чернавский встретил
меня сообщением:
– Осторожность – лучшая часть мужества.
Эту мысль я по молодости лет оценил не в полной
мере. Потребовались время и опыт, чтобы она до
меня всерьез дошла. Но в конце концов дошла. Иначе
вряд ли получил бы я возможность писать эти
заметки.
Иногда Чернавский выдавал и афоризмы явно
шуточные, например:
– Лень – не порок, а естественная самозащита
организма от переутомления.
Однако, высказав это, Чернавский незамедлительно
наткнулся на встречный вопрос слушателей:
– Что ж ты сам, Петрович, этому постулату не
следуешь?
Возразить автору афоризма – большому трудяге –
было нечем. Но это и не требовалось: высказывание
было явно не всерьез.
Гораздо более серьезную тему затронул
выдающийся летчик-испытатель Герой Советского
Союза Григорий Александрович Седов. Одно время с
легкой руки журналистов и
телерадиокомментаторов героизм стал всячески
превозноситься как главная и едва ли не
единственная черта облика летчика-испытателя.
Другие свойства характера, знания, осмысленный
опыт, умение предвидеть возможный ход событий,
сделать “заготовки” на любой их поворот и
многое другое, без чего настоящего испытателя
нет, оставались за бортом. Упускалось из виду, что
работа испытателя – прежде всего умственная.
Хуже всего, что подобные концепции начинали
находить отклик и у части летной молодежи. И
тогда Седов сказал:
– Если летчик, отправляясь в испытательный
полет, считает, что идет на подвиг, значит, он к
полету просто не готов.
При всей афористичности формы сказанное Седовым
– чистая правда. Так оно в действительности и
есть – подтверждено многолетним опытом.
Вот такие авиационные афоризмы. Некоторые из
многих.
Однако, если вдуматься, только ли авиационные
они?
Встреча с суперразведчиком
Один из моих друзей (мне в жизни вообще везло на
незаурядных людей), Эрнст Теодорович Кренкель –
участник многих вошедших в историю Арктики
экспедиций, включая зимовку на первой полярной
дрейфующей станции, – был человеком
государственного признания, орденами и званиями
не обойденным. Но людей к себе он привлекал не
этим, а природным умом, нестандартной манерой
мышления, органическим демократизмом, прекрасно
развитым чувством юмора. Словом, незаурядный был
человек, и общаться с ним всегда было интересно.
Впрочем, в положении народного любимца он бывал
не всегда. Когда началась война, Эрнста, немца по
национальности, наши великие интернационалисты
сняли с одного из руководящих постов в нашем
полярном ведомстве – Севморпути и отправили аж в
Красноярск начальником метеостанции со штатом в
десять человек. Не помогли ни его всемирная
слава, ни все его заслуги. Впрочем, все эти
зигзаги судьбы никак на него не повлияли. Как
пелось в популярной песне, “каким ты был, таким
ты и остался”.
Рассказов “из жизни” у него был запас поистине
необозримый. Воспроизведу один из них, имевший
впоследствии некоторое отношение ко мне.
“Иду я однажды по Кузнецкому мосту, –
рассказывал Кренкель, – вдруг вижу среди
встречных чье-то знакомое лицо. Знаешь, как оно
бывает: вроде бы знакомое, а кто именно, не
помнишь. Он тоже, вижу, в меня всматривается. И
когда между нами оставалось несколько шагов, мы
оба синхронно заорали:
– Эрнст! Эрнст Кренкель!
– Фишер! Вилли Фишер!
Это действительно был Вильгельм Фишер, слушатель
школы радистов, которую мы оба окончили в конце
двадцатых годов. Распределили нас кого куда, меня
– в полярку, и так наши пути, да вообще пути всех
выпускников школы разошлись. И вот такая встреча.
– Ну, ты человек известный, – сказал Фишер. –
Читал, читал о тебе.
– А ты что поделываешь? – спросил я.
– Видишь ли, я работаю экспонатом.
– То есть как это экспонатом?
– Ну, считается, что я читаю лекции, провожу
занятия с молодыми коллегами, но фактически
представляю собой экспонат – наглядное
свидетельство того, что можно, занимаясь нашей
профессией, дожить благополучно до пенсии.
– Какой это профессией?
– Слушай, тебе что-нибудь имя и фамилия Рудольф
Абель говорят?
– Еще бы, знаменитый разведчик!
– Так вот, это – я”.
Когда Кренкель рассказал мне об этой
удивительной встрече, я спросил:
– А какое у него все-таки настоящее имя:
Вильгельм Фишер или Рудольф Абель?
– Ну, – ответил Эрнст, – свое настоящее имя он,
наверное, уже и сам не помнит.
Некоторое время спустя Кренкель пригласил меня
зайти к нему домой, в Большой Харитоньевский
переулок, посидеть, как он выразился, “в
небезынтересной мужской компании”. Компания
действительно оказалась небезынтересной: среди
нескольких человек был Абель.
Вечер за коньячком и разговорами (даже больше
разговорами, чем коньячком) прошел дружно. Один
только раз, когда Кренкель, не помню уж в связи с
чем, сказал Абелю: “Это было вскоре после того,
как ты засыпался”, – тот сдержанно, но
решительно поправил: “Я не засыпался. Меня
заложили”. И я понял разницу – вроде той, что
означает для летчика машина, разбитая по своей
вине или в силу непреодолимых внешних
обстоятельств.
Самое интересное, что потом, вспоминая этот
вечер, я поймал себя на том, что не могу сказать
ничего, четко характеризующего Абеля. Он был не
молчалив, не особо разговорчив, не подчеркнуто
сдержан, не заметно эмоционален, даже внешность
его была какая-то средняя. Проведя вечер с Абелем,
я, в сущности, не мог ничего интересного
рассказать о нем. Наверное, и это входило в набор
необходимых разведчику профессиональных
качеств.
Да, подарок мне Кренкель преподнес весомый –
“небезынтересную мужскую компанию”.
Сергей Анохин и Университет
марксизма-ленинизма
Одним из непременных элементов жизни советского
человека в течение нескольких десятилетий была
так называемая политучеба. Предполагалось, что
он должен регулярно повышать свой идейный
уровень. На практике это сводилось к
пережевыванию одних и тех же “источников” и
“Краткого курса истории КПСС”. Определенной
отдушиной служила возникшая одно время форма
политучебы, именовавшаяся “самостоятельное
изучение первоисточников”. Для этого
требовалось составить план – перечень
литературы, которую самостоятельно занимающийся
обязывался изучить в течение очередного
учебного года и сдать зачет комиссии парткома.
Перечень составляли из материалов либо самых
простых (что, однако, не всегда проходило при
утверждении индивидуального плана в парткоме),
либо, напротив, максимально сложных вроде
“Материализма и эмпириокритицизма” (в расчете
на то, что в парткоме на таковую тему не найдется
экзаменатор).
И вдруг в один прекрасный день наше партийное
начальство, убедившись в несовершенстве столь
удобного для нас метода “самостоятельного
изучения”, ввело новую форму политпросвещения –
вечерний Университет марксизма-ленинизма.
Занятия в этом университете сводились к тому, что
по вечерам, вдоволь налетавшись, мы усаживались в
институтском клубе и в меру своих сил,
преодолевая дремоту, слушали очередного, редко
мало-мальски интересного лектора. Особой любви,
как нетрудно понять, эти занятия у нас не
вызывали.
Успешнее всех приспособиться к сложившимся
обстоятельствам удалось нашему коллеге,
выдающемуся летчику-испытателю Сергею
Николаевичу Анохину.
В одном из испытательных полетов он потерпел
серьезную аварию, в которой потерял левый глаз.
Выздоровев, он продолжал летать. Это само по себе
было редкостью: мировая авиационная практика
знает считанных по пальцам одной руки одноглазых
летчиков. Сергей Анохин и среди них был уникален:
не просто летал, а летал как испытатель новых,
скоростных, реактивных (новинка того времени)
машин. Причем и тут был одним из лучших.
На месте отсутствующего глаза он поначалу носил
черную повязку, затем ему выписали из Германии
искусственный глаз. Но к повязке он привык и
носил попеременно то ее, то этот стеклянный глаз.
А иногда – тут мы приближаемся к тому, что
послужило поводом для этих заметок, – и то и
другое вместе: именно в таком комплексе он
приходил на занятия Университета
марксизма-ленинизма.
Когда занятие входило в привычное русло и лектор
терял необходимую бдительность, Сергей
перекидывал повязку на здоровый глаз, подпирал
голову и мирно подремывал, уставившись на
лектора немигающим стеклянным глазом.
Не знаю, точно ли все было так на самом деле, но
слух об этом получил широкое распространение.
Как, впрочем, и многие другие легенды об Анохине
– он был из того сорта людей, к которым легенды
легко пристают. Не случайно ведь жизнь одного
человека обрастает легендами, а жизнь
большинства других – нет. Наверное, в первом
случае, для того чтобы стать объектом
легендотворчества, надо сделать немало в
действительности – приучить людей к тому, что
именно с ним может случиться нечто
необыкновенное.
|