НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ
Мой педагогический стаж составляет 28
лет, из которых десять лет я работала в школе
учителем физического воспитания, а затем в
детском саду в качестве воспитателя еще десять
лет. Затем, когда в детском саду ввели должность
инструктора по физической культуре, я
согласилась на эту должность, т.к. имею
специальное образование. В отделе социальной
защиты мне отказали в праве на льготную пенсию за
выслугу лет, мотивируя отказ тем, что должности
“инструктор по физической культуре”, на которой
я проработала более пяти лет, нет в списках на
получение льготной пенсии. Почему я оказалась
выброшенной из этого списка? И кому пришла в
голову мысль назвать мою должность инструктором
по физической культуре? Ну какой же я инструктор?
Скорее всего я преподаватель, хоть и в детском
саду.
И еще прошу ответить на вопрос: почему я, имея
высшую категорию, получаю оплату по 13-му разряду,
а не по 14-му наравне с воспитателями, имеющими I
категорию?
Есть вопросы, на которые мы ответить не можем.
Например, почему должность, которую занимает
наша читательница, называется “инструктор”, а
не “преподаватель”. По опыту своей деятельности
она считает, что выполняет работу преподавателя
или воспитателя. Возможно, что фактически дело
обстоит именно так. Однако эта должность в
штатное расписание детского сада включена
исходя из тех функций и того объема, которые
поручаются работнику, занимающему эту должность.
Очевидно, что, соглашаясь занять предложенную
должность инструктора, наша читательница
обратила внимание только на то, что у нее
достаточно образования и опыта работы. А другие
существенные условия оставила на потом. Ведь уже
в 1991 году действовал Список профессий и
должностей работников образования, дающих право
на получение пенсии за выслугу лет, в котором не
было ни руководителя физического воспитания, ни
инструктора по физической культуре (см.
“Документы” № 3, с. 4). А как пишет наша
читательница, ей до пенсии осталось пять лет.
Точно так же обстоит дело и с разрядами, которые
утверждены для должностей работников учреждений
образования по согласованию с Министерством
труда (см. “Документы” № 3, с. 6). В то же время в
интересах нашей читательницы обратить внимание
на то, что в “Список должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу лет”, утвержденный
постановлением Правительства РФ от 22.09.99 г. № 1067,
включена должность “руководитель физического
воспитания”. Если в детском саду, где работает
автор письма, нет другого руководителя-физкультурника,
то, сравнив фактически выполняемую работу с
должностными обязанностями (см. “Документы” № 6,
с. 6) инструктора по физической культуре, можно
сделать вывод, что многие инструкторы фактически
являются руководителями физического воспитания.
Если это так, то необходимые изменения в штатное
расписание и в трудовые книжки работников могут
быть внесены в установленном порядке органами
управления образованием или путем обращения
работников в суд с просьбой изменить название
должности и внести изменения в трудовые
документы соответственно фактически
выполнявшейся работе. Если такое несоответствие
фактически выполняемой работы наименованию
должности можно будет установить, то хотелось бы,
чтобы это было сделано при поддержке профсоюза,
органов управления образованием и без излишних
конфликтов. Если же сделать ничего нельзя,
придется смириться с существующим положением:
выполняемые трудовые обязанности должны
соответствовать наименованию должности, а все
права также не должны превышать те, которые
предоставлены по этой должности.
И последнее, на что обратила внимание наша
читательница. В пункте 4 постановления
Правительства РФ № 1067 Министерству труда и
социального развития РФ разрешено
“устанавливать тождественность должностей и
учреждений, предусмотренных списками, с
аналогичными должностями и учреждениями”. Но
это, во-первых, относится к ранее применявшимся
наименованиям и, во-вторых, рассматривается по
представлению Министерства образования РФ и по
согласованию с Пенсионным фондом РФ.
Отвечал экономист Владимир МАЛЮТИН
Работаю воспитателем в группе
продленного дня. Мой педагогический стаж
составляет 22 года, образование – среднее
специальное. В 1995/96 учебном году аттестовывалась
на вторую квалификационную категорию, которая
соответствует 12-му разряду по оплате труда.
Сообщите, пожалуйста, обязательно ли надо мне
аттестовываться в 2001 году. Если не будет
возможности аттестоваться, по какому разряду
будет производиться оплата моего труда.
Оплата труда воспитателей производится в
диапазоне 7–14-й разряды Единой тарифной сетки.
При этом 7–12-й разряды по оплате труда
устанавливаются в зависимости от образования и
стажа педагогической работы, а 12–14-й разряды – в
зависимости от квалификационной категории,
полученной по результатам аттестации.
Квалификационная категория присваивается на
срок не более пяти лет. По истечении этого срока
педагогический работник, не пожелавший вновь
пройти аттестацию, оплачивается по разряду,
устанавливаемому с учетом его образования и
стажа педагогической работы.
Лицам, имеющим среднее специальное образование и
стаж педагогической работы свыше десяти лет,
устанавливается 10-й разряд.
11-й разряд устанавливается лицам, имеющим высшее
образование и стаж педагогической работы от 10 до
20 лет, а 12-й разряд – при наличии высшего
образования и стажа педагогической работы свыше
20 лет.
Однако в соответствии с п. 7 Общих положений
тарифно-квалификационных характеристик (требований)
по должностям работников учреждений образования
Российской Федерации, согласованных с
Министерством труда России (постановление от
17.08.95 г. № 46), лица, не имеющие соответствующего
образования или стажа работы, установленных
квалификационными требованиями, но обладающие
достаточным практическим опытом и выполняющие
качественно и в полном объеме возложенные на них
должностные обязанности, по рекомендации
аттестационной комиссии учреждения (без
прохождения аттестации) в порядке исключения
могут оплачиваться так же, как и лица, имеющие
необходимые образование и стаж работы, т.е. до 12-го
разряда включительно.
В системе образования работаю уже 35 лет. Работала
учителем, лаборантом, а последние десять лет –
заместителем директора по хозяйственной работе.
Педагогические работники имеют право на льготы
по коммунальным услугам, хотя стаж работы у них
совсем небольшой. А вот секретарь школы,
лаборанты проработали уже более десяти лет, но
такими льготами не пользуются. Имеем ли мы право
на льготы по коммунальным услугам и на надбавку
за выслугу лет? Какие могут быть льготы у лиц,
имеющих звание «Ветеран труда»?
В соответствии с действующим в Российской
Федерации законодательством льготы по
коммунальным услугам предусмотрены для
педагогических работников, проживающих в
сельской местности или рабочих поселках (поселках
городского типа) и работающих в образовательных
учреждениях, расположенных в сельской местности
или в рабочих поселках (поселках городского типа).
Надбавка за выслугу лет действующим
законодательством для педагогических
работников не предусмотрена.
По вопросу установления надбавки за стаж
непрерывной работы в образовательных
учреждениях всем работникам этих учреждений
Министерством образования России вновь
подготовлены предложения для рассмотрения в
Правительстве Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 18 ноября
1998 года № 171-ФЗ «О внесении изменения в статью 7
Федерального закона «О ветеранах», вступившим в
силу с 1 января 1999 года, ветеранами труда являются:
1) лица, награжденные орденами или медалями, либо
удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или
Российской Федерации, либо награжденные
ведомственными знаками отличия в труде и имеющие
трудовой стаж для назначения пенсии по старости
или за выслугу лет;
2) лица, начавшие трудовую деятельность в
несовершеннолетнем возрасте в период Великой
Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не
менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Для лиц, указанных в части первой настоящей
статьи, устанавливается звание «Ветеран труда».
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран
труда» определяются Президентом Российской
Федерации.
Правом на льготы, установленные Федеральным
законом «О ветеранах», пользуются только те
ветераны труда, которые достигли пенсионного
возраста.
На основании ст. 10 Федерального закона «О
ветеранах» (с изменениями) ветеранам труда за
счет средств федерального бюджета учитываются
расходы на:
оплату проезда на железнодорожном, воздушном,
водном или междугородном автомобильном
транспорте;
получение разовых льготных кредитов банковских
учреждений на приобретение (строительство)
квартир, жилых домов, садовых домиков,
благоустройство садовых участков, организацию
подсобного или фермерского хозяйства;
оплату установки квартирного телефона и
абонентскую плату за пользование им;
санаторно-курортное лечение;
обеспечение инвалидов войны транспортными
средствами и на компенсацию расходов на
транспортное обслуживание.
За счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации учитываются расходы на:
оплату жилья ветеранам, проживающим в домах
государственного жилищного фонда, находящегося
в собственности субъектов Российской Федерации,
муниципального жилищного фонда и в
приватизированных жилых помещениях;
оплату коммунальных услуг, приобретение и
доставку топлива ветеранам, проживающим в домах
независимо от вида жилищного фонда;
оплату проезда на железнодорожном и водном
транспорте пригородного сообщения, на всех видах
городского пассажирского транспорта (за
исключением такси), а в сельской местности – на
автомобильном транспорте общего пользования (за
исключением такси) пригородного и
междугородного сообщения;
предоставление жилых помещений в домах
государственного и муниципального жилищных
фондов;
изготовление и ремонт зубных протезов (за
исключением протезов из драгоценных металлов) в
учреждениях государственной или муниципальной
систем здравоохранения по месту жительства;
обеспечение лекарственными средствами;
оплату услуг вневедомственной охраны.
Порядок возмещения указанных расходов
утверждается соответственно Правительством
Российской Федерации и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Отвечала Валентина СОКОЛОВА,
главный специалист Министерства общего и
профессионального образования РФ
|