Дебютанты нового века
Они – разные.
Илья Сергеев, астеник, хрупкий, чернявый, не шибко
внимательный к своему внешнему виду, много и
нескладно разговаривающий, а прислушаешься –
всегда мыслит наособицу, всегда неординарно...
Сергей Раевский – под стать фамилии,
гвардейского роста, косая сажень в плечах,
красавец, артистичен, в кожаном «прикиде»,
размашист в жестах, ироничен, с тонким чувством
юмора, неотразим, трудолюбив и пашет, пашет... пока
не придет озарение. И оно приходит.
Дамиан Войцеховски тоже хорош, но иной,
утонченной, большеглазой интеллигентной
красотой. Не шумен и не тих, внимателен, всегда
ровен и спокоен, не взорвется и не закричит...
Они – одинаковые: выпускники мастерской
авторского неигрового фильма Высших курсов
сценаристов и режиссеров 2000 года.
Повторюсь: они – разные. По возрасту,
впрочем, близкие, после тридцати, чуть меньше,
чуть больше. Илья не женат, у Сергея – двое детей,
Дамиан одинок, таким и останется: дал обет...
Мальчик из благополучной семьи, Илья Сергеев
раньше других отяготился благополучием...
Невезуха – болезни, травмы... подозреваю, бунт
против чрезмерного внимания к своей особе в
семье, скитания духовные и физические – по всей
стране! – тяга к высокому.
Сергей – лидер с детства, выходец с Украины
(Раевский!), а затем петербуржец с актерской
закваской и образованием, с «университетами»
питерского телевидения и питерской богемы, а
потом и службой в московской тележурналистике.
Приобрел петербуржский интеллектуализм, но
счастливо избежал питерского снобизма:
размашистость натуры, мужской склад не
позволили... В работах на ТВ был и тонок, и забавен.
Но потянуло к серьезному, утомил телевизионный
галоп по поверхности.
Дамиан вроде бы и не наш, не российский. Поляк.
Работник польского католического телевидения,
со студии видеофильмов в Новосибирске. Был
корреспондент, теперь – директор студии. Позади
знаменитый философский факультет в Кракове. Но
не это главное. Дамиан – «брат О.И.». Он не просто
ревностный католик, он член ордена иезуитов,
монах, давший обет безбрачия. Сто раз слышав
многое об ордене, немало прочитав про него, я стал
понимать смысл и высоту этого служения, лишь
прожив более двух лет рядом с Дамианом.
...Они, разумеется, разные, но они – еще раз! – и
одинаковые. По предназначению: делать кино в XXI
веке. Кино то же, что и делалось, но и кино иное,
новое.
* * *
Я убежден в их будущем, прежде всего
потому, что знаю их настоящее. Конечно, жизнь все
способна перевернуть, но все-таки...
Шалый и трудноуправляемый Илья никогда не брал в
руки кинокамеру. И вдруг, именно «вдруг», с первых
упражнений выявил свой дар. Именно дар видеть мир
кинематографично.
Дебютант Сергеев с маленькой видеокамерой
практически поселился в «нехорошей квартире»,
среди давно знакомых ему людей. В этом доме давно
уже нет мира. Пожилая мать и красавица-дочь
изживают время в пьяных склоках на глазах у
десятилетнего внука-сына, усвоившего уроки жизни
в болоте несчастья. Но и как не увидеть, что
монолог дочери, несмотря ни на что, – о Любви, и
спор с матерью – о том же, и вот оно – синеглазое
дитя «незаконной» любви, требующее законную
десятку за съемку...
Что делать? Снимать. И Сергеев снимает: нервно,
неожиданно наезжая и отъезжая, не боясь
перекосов и сверхкрупностей, острых движений и
смазок. А потом монтирует так же нервно, резко, с
черными провалами между «кусками» действия, с
точной логикой алогичности. Эстетика неполных
двадцати минут фильма «Жильцы», конечно, новая. А
суть?.. Старая. Старая, в той благородной,
нетускнеющей жажде если не победы Добра, то, во
всяком случае, надежды на эту победу.
Потому что нельзя понять иначе и объятия, и слезы
женщин после яростной ссоры, и вечерние розовые
сумерки на дворовом катке, где поддерживаемое
матерью падает и падает, но все же поднимается
отравленное жизнью, но и воскрешаемое ею чадо.
Итог?.. Первая премия на конкурсе студенческих
фильмов «Святая Анна».
* * *
Дебютант Раевский с такой же маленькой,
но уже не цифровой камерой (качество изображения
еще хуже) пришел в гости к коллеге и приятелю,
«сшибающему тугрики» в роли новогоднего Деда
Мороза: извечная халява для бедных актеров.
Грезилась новогодняя шутка, ироническая и
печальная: кому праздники, а кому работа на износ,
чистая халтура. Но жизнь всегда изобретательнее.
Дед Мороз, ерничая и балагуря, глубоко несчастен.
Ушла жена плюс «производственная травма» –
кровоточащая рана на голове – плюс запой... Проще
всего отложить камеру: замысел лопнул. Раевский
же чутко следует за ситуацией, интуитивно
ощущает дыхание подлинной драмы. Камера ищет и
находит... Из банального «утешительного» флирта
Деда Мороза и Снегурочки на глазах у зрителя
вырастает истинная любовь.
Итог?.. Премия критиков на екатеринбургском
фестивале «Россия». Премия жрецов искусства.
* * *
Забегу вперед: высокие лавры пока что не
увенчали работы Дамиана Войцеховски. Но не думаю,
что это хоть как-то лишает их достоинств. Дотошно
перепроверяя свои решения, возвращаясь вновь и
вновь к материалу, не чураясь переделок,
пересъемок, Дамиан как истый аналитик ищет
картезианскую ясность решений. Но самое
удивительное – сохраняет при этом
эмоциональность и темперамент. Вновь никакой
безоблачности, суровость жизни. Героиня фильма
Саша молода, хороша собой и... с детства инвалид,
лишена ног. Сострадание? Милосердие?.. Дамиан,
разумеется, не чужд этих христианских
добродетелей. Но он избирает иной язык: без
утешительства. Вновь маленькая камера в одних
руках: сценариста, режиссера, оператора. Но
прежде всего в руках друга, своего человека в
доме, помощника в беде, но никак эту беду не
смакующего, не педалирующего.
* * *
В который раз скажу: они разные. Но
теперь мне куда важнее подчеркнуть то общее, что
их роднит.
Честность и совестливость прежде всего.
Нежелание, а проще говоря, неумение лгать.
Приукрашивать жизнь. Если хотите, можете назвать
это жесткостью или даже жестокостью, но это будет
жестокость хирурга.
Близость к своим героям, к своим персонажам.
Ощущение их жизни – своей, их проблем – личными.
Отсюда прямое вживание в материал. И тут поможет
современная техника: негромоздкая, легкая,
бесшумная, не нуждающаяся в специальном
освещении и звуковой «машинерии». Да, все это
снято на видео, и, может быть, с этим связаны
огрехи изображения. Но пока еще им трудно
уследить за всем, и они выбирают главное: жизнь
человеческого духа.
Иное чувство ритма и темпа: более острое, нервное.
Монтаж без разжевывания, доверие к новому
зрителю-сверстнику, к его экранному (ТВ!) опыту.
Простота и ясность стиля. Отсутствие
самолюбования, недоверие к эффектам и
«находкам». Поиск смысла прежде всего.
И, может быть, самое важное: вера и надежда.
Никакого чернушного смакования. Чистота и
строгость взора в поисках разрешения конфликта.
Выхода из него.
Я никак не могу сказать, что эти принципы некоей
«новой школы» исчерпывают все направления
поиска молодых в отечественном неигровом кино.
Но это то, что я готов приветствовать, что мы на
Высших курсах хотим и пытаемся пестовать. Трое, о
которых я рассказал, не одиноки. Им предшествуют
удачи выпускников прошлых лет: Галины Евтушенко
и Светланы Стасенко, Владимира Попова и Светланы
Быченко, Ирины Колисниченко, Ольги Крыловой,
Дмитрия Завильгельского. Надеюсь, мы встретимся
и с ними на наших страницах.
Леонид ГУРЕВИЧ
|