Главная территория риска – школа
Потому что дети знают о психотропных
веществах больше, чем взрослые, и легко
провоцируют друг друга их попробовать
Пять лет назад, когда перед нами впервые
встал вопрос о разработке программы по
профилактике наркозависимости, проблема эта
казалась нам довольно экзотичной. Но, к
сожалению, ситуация изменилась стремительно. В
условиях современной российской
действительности школа – единственное место,
где в сверстнической среде провоцируются
различные пробы, в том числе и токсических
веществ. Вот почему мы считаем, что
профилактические программы необходимо
разворачивать именно в школах.
В красноярской гимназии “Универс”
профилактические программы и диагностические
методики, направленные на предупреждение
наркозависимости, включают в себя как прямые, так
и непрямые способы воздействия, адресованные
детям, родителям, учителям.
Когда заговаривают о профилактических
программах, в первую очередь начинают обсуждать
идеи, связанные с предупреждающей, запугивающей
информацией. Но прямая профилактика – далеко не
самый эффективный способ. Более того, при его
неумелом использовании возможны прямо
противоположные эффекты, то есть провокации
проб. Если взрослый мир что-то запрещает, это
необходимо проверить.
Значит ли это, что прямые информационные
программы не нужны?
Нет, конечно. Только они должны быть очень
взвешенны и специально адресованы.
Сложилась парадоксальная ситуация: многие дети
знают о наркотиках гораздо больше, чем взрослые.
Вот и получается, что информационные программы
необходимы в первую очередь учителям и
родителям. Именно они должны быть хорошо
осведомлены о признаках появляющегося
любопытства, о том, как выглядят подростки после
первых проб, о том, как обсуждать с ними эту
непростую тему.
На наш взгляд, действенна и эффективна
специальная прямая профилактика,
предназначенная для дошкольников. В этот период
ребенок реализует подражательное поведение,
иными словами: “…если хочешь быть как большой –
соблюдай определенные правила. Потому что все
взрослые их соблюдают”. В детском саду, при
гимназии, мы ввели авторские программы
формирования негативного отношения к наркотикам
через сюжетно-ролевые игры и конструирование
сказочных сюжетов. Программы обеспечивают
ребенку достаточно сильное и устойчивое
переживание отрицательной установки по
отношению к определенным факторам поведения
(курение, алкоголизм, токсикомания, наркомания).
Специальная профилактика, адресованная
подросткам, должна быть связана с идеей
независимости, автономности, в которой
зависимость от разного рода токсических веществ
обсуждается как отрицательный
идентификационный признак. Причем необходимо
буквально культивировать эту ценность как
ценность определенного общества – не взрослого,
а подросткового. То есть, на наш взгляд,
носителями профилактических идей должны быть
сами подростки, наиболее авторитетные и
активные.
Мы знаем, что общей предпосылкой формирования
наркозависимости и заболевания наркоманией
являются неспособность человека справиться с
возникшими в жизни трудностями, неумение
разрешить какой-то конфликт. Для того чтобы
преодолеть дефицит конфликтной компетентности,
мы разработали программы формирования умений
разрешать конфликты с самого раннего возраста, с
первых классов школьной жизни и до зрелых лет.
А для того чтобы школьные профилактические
программы были более эффективны, внедрили
методики, благодаря которым научились в довольно
раннем возрасте – в 6–7 лет – выявлять степень и
характер возможного будущего риска. Это
чрезвычайно важно для родителей, школьных
учителей и воспитателей, так как позволяет
заранее построить предупреждающие условия
развития.
Несмотря на все негативные процессы последнего
времени, школа сохраняет высокое позитивное
значение для детей и подростков, и, если
оснастить учителей, родителей и детские
общественные организации соответствующими
средствами, я уверена – нам удастся защитить
школу от наркотиков.
Наталья ДЮНДИК,
руководитель центра здоровья гимназии
“Универс”
г. Красноярск
|