Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ТОЧКА БОЛИ

Главная территория риска – школа

Потому что дети знают о психотропных веществах больше, чем взрослые, и легко провоцируют друг друга их попробовать

Пять лет назад, когда перед нами впервые встал вопрос о разработке программы по профилактике наркозависимости, проблема эта казалась нам довольно экзотичной. Но, к сожалению, ситуация изменилась стремительно. В условиях современной российской действительности школа – единственное место, где в сверстнической среде провоцируются различные пробы, в том числе и токсических веществ. Вот почему мы считаем, что профилактические программы необходимо разворачивать именно в школах.
В красноярской гимназии “Универс” профилактические программы и диагностические методики, направленные на предупреждение наркозависимости, включают в себя как прямые, так и непрямые способы воздействия, адресованные детям, родителям, учителям.
Когда заговаривают о профилактических программах, в первую очередь начинают обсуждать идеи, связанные с предупреждающей, запугивающей информацией. Но прямая профилактика – далеко не самый эффективный способ. Более того, при его неумелом использовании возможны прямо противоположные эффекты, то есть провокации проб. Если взрослый мир что-то запрещает, это необходимо проверить.
Значит ли это, что прямые информационные программы не нужны?
Нет, конечно. Только они должны быть очень взвешенны и специально адресованы.
Сложилась парадоксальная ситуация: многие дети знают о наркотиках гораздо больше, чем взрослые. Вот и получается, что информационные программы необходимы в первую очередь учителям и родителям. Именно они должны быть хорошо осведомлены о признаках появляющегося любопытства, о том, как выглядят подростки после первых проб, о том, как обсуждать с ними эту непростую тему.
На наш взгляд, действенна и эффективна специальная прямая профилактика, предназначенная для дошкольников. В этот период ребенок реализует подражательное поведение, иными словами: “…если хочешь быть как большой – соблюдай определенные правила. Потому что все взрослые их соблюдают”. В детском саду, при гимназии, мы ввели авторские программы формирования негативного отношения к наркотикам через сюжетно-ролевые игры и конструирование сказочных сюжетов. Программы обеспечивают ребенку достаточно сильное и устойчивое переживание отрицательной установки по отношению к определенным факторам поведения (курение, алкоголизм, токсикомания, наркомания).
Специальная профилактика, адресованная подросткам, должна быть связана с идеей независимости, автономности, в которой зависимость от разного рода токсических веществ обсуждается как отрицательный идентификационный признак. Причем необходимо буквально культивировать эту ценность как ценность определенного общества – не взрослого, а подросткового. То есть, на наш взгляд, носителями профилактических идей должны быть сами подростки, наиболее авторитетные и активные.
Мы знаем, что общей предпосылкой формирования наркозависимости и заболевания наркоманией являются неспособность человека справиться с возникшими в жизни трудностями, неумение разрешить какой-то конфликт. Для того чтобы преодолеть дефицит конфликтной компетентности, мы разработали программы формирования умений разрешать конфликты с самого раннего возраста, с первых классов школьной жизни и до зрелых лет.
А для того чтобы школьные профилактические программы были более эффективны, внедрили методики, благодаря которым научились в довольно раннем возрасте – в 6–7 лет – выявлять степень и характер возможного будущего риска. Это чрезвычайно важно для родителей, школьных учителей и воспитателей, так как позволяет заранее построить предупреждающие условия развития.
Несмотря на все негативные процессы последнего времени, школа сохраняет высокое позитивное значение для детей и подростков, и, если оснастить учителей, родителей и детские общественные организации соответствующими средствами, я уверена – нам удастся защитить школу от наркотиков.

Наталья ДЮНДИК,
руководитель центра здоровья гимназии “Универс”
г. Красноярск



Рейтинг@Mail.ru