Из предисловия П.А.Бадмаева к книге
“Жуд-Ши”
“Хотя “счастье”, “разумная жизнь” и
“разумный труд” – понятия относительные…
безусловного счастья, понимаемого всеми
одинаково, не может быть на свете: всякий
сообразно гармонии своего умственного и
физического развития понимает счастье по-своему.
Но под словом “счастье” врачебная наука Тибета
понимает удовлетворенность умственную и
физическую в данный момент…
Разумною жизнью врачебная наука Тибета называет
умение содержать в чистоте ум и тело и оберегать
себя от всяких излишеств, потому что они
препятствуют умственному и физическому
развитию. Одним из средств для достижения
разумной жизни должен считаться разумный труд.
Что означает слово “разумный” труд? Труд,
производимый каждым лицом по состоянию своей
индивидуальности. Врачебная наука Тибета…
трактует, чтобы труд умственный не утомлял бы
центральной нервной системы, как часть тела, и
труд физический не задерживал бы проявления
умственных способностей.
Физический труд только тогда приносит пользу
организму, когда он целесообразен в самом
широком смысле этого слова и совершается на
открытом воздухе. Физический же труд в виде
гимнастических упражнений… танцы, фехтование и
т.д. безусловно вреден, если он совершается в
душных помещениях.
Из всех видов физического труда врачебная наука
Тибета рекомендует сельскохозяйственный труд…
этот труд имеет значение воспитательное, и он
легче всего способствует умственному и
физическому развитию.
Благодаря сельскохозяйственному труду человек
может избегнуть экономической катастрофы, так
как этот вид труда… одевает и кормит не только
его самого, но и его семью и весь живой инвентарь.
Этот труд дает полное благосостояние и
довольство… Сельские хозяева по существу жители
мирные, доброго нрава, и у них больше, чем у
ремесленников, зарождается чувство сострадания
к животным и любовь к ним, и возникает легче всего
идея человеколюбия. Они враги всевозможных
беспорядков, грабежей, разбоя, войн. Они более
всех сочувствуют ближним, ценят время и следят за
временем года, чтобы предупредить могущие быть
бедствия. Они больше всего ценят природу и
понимают значение собственности и труда.
Все другие отрасли труда имеют место только при
процветании сельскохозяйственного труда, иначе
они являются началом, нарушающим умственное и
физическое развитие. И влекут за собой гибель
рабочих и даже вырождение целой страны”.
|