Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Возвращение Жуд-Ши

С писателем Борисом ГУСЕВЫМ, внуком знаменитого целителя Петра БАДМАЕВА, беседует наш корреспондент Елена ИВАНИЦКАЯ


Петр Александрович Бадмаев

Удивительно в начале XXI века разговаривать с человеком, родной дед которого родился в начале XIX. Писатель Борис Сергеевич Гусев – внук выдающегося врача и дипломата Петра Александровича (Жамсарана) Бадмаева. Монгол, получивший в Петербурге два высших образования, Петр Бадмаев открыл для русского общества врачебную науку Тибета.

– Борис Сергеевич, каким образом ваш дед, “друг степей” Забайкалья, оказался в Петербурге? Где и как он изучал врачебную науку Тибета?
– Мой дед Жамсаран был самым младшим сыном в большой семье скотовода, кочевавшего по Агинской степи. В детстве и ранней юности он пас овец, укрощал степных кобылиц. Самый старший сын, по имени Сультим, шестилетним мальчиком был взят эмчи-ламами, то есть ламами-целителями, для обучения тибетской медицине в Дацане. Детей отбирали очень строго и придирчиво: исследовали слух, зрение, обоняние, осязание, определяли душевные качества ребенка. Обучение тибетскому врачеванию продолжалось двадцать лет. Сультим стал врачом и посоветовал послать младшего брата Жамсарана в Читу, в русскую гимназию. Жамсаран был старше всех гимназистов, но проявил блестящие дарования и закончил гимназию с золотой медалью.
В начале 50-х годов в Забайкалье началась эпидемия тифозной горячки. Генерал-губернатором Восточной Сибири был граф Муравьев-Амурский, он приказал для борьбы с моровым поветрием найти самого сведущего в медицинской науке Тибета местного врача. Бурятский совет старейшин назвал Сультима. Семейное предание говорит, что тот потребовал у генерал-губернатора роту солдат: “Лекарства – моя, солдата – ваша. Кордон держать”. Эпидемию удалось быстро остановить. Он хотел быть русским военным врачом. Губернатор написал в столицу о необычном целителе.
В 1857 году Сультим был уже в Петербурге, лекарским помощником в Николаевском военном госпитале, а в 1860 году открыл аптеку тибетских лекарственных средств и вызвал к себе Жамсарана. В 60-е годы мой дед жил у брата и перенимал у него врачебную науку Тибета. В 1871 году Петр Александрович поступил на восточный факультет Петербургского университета и одновременно вольнослушателем с правом сдачи экзаменов в Медико-хирургическую академию. Оба учебных заведения он окончил с отличием, но его врачебный диплом остался в академии. Дело в том, что выпускник должен был давать клятву, что лечить будет лишь известными европейской науке средствами. А дед мечтал посвятить себя врачебной науке Тибета.
– Как и почему Жамсаран Бадмаев стал Петром Александровичем Бадмаевым?
– Мой дед писал: “Я был буддистом-ламаитом, глубоко верующим и убежденным, знал шаманизм и шаманов, веру моих предков. Я оставил буддизм, не презирая и не унижая их взгляды, но только потому, что в мой разум, в мои чувства проникло учение Христа Спасителя с такой ясностью, что это учение Христа Спасителя озарило все мое существо”. В конце 60-х годов, уже зрелым человеком, он крестился. Его крестным отцом был не кто иной, как наследник престола, будущий император Александр III.
– Как это произошло?

Дом, принадлежавший до революции
Петру Бадмаеву

– Мой дед часто посещал храм Св. Пантелеймона Целителя и рассказал настоятелю о своем желании перейти в православие. Настоятель храма Св. Пантелеймона Целителя сам привез моего деда в Аничков дворец, где и произошла его встреча с крестным отцом – с государем-наследником. Имя Петр дед выбрал в честь своего кумира – Петра I, а отчество традиционно давалось по имени царствующего лица. Вот так Жамсаран Бадмаев стал Петром Александровичем. В 1881 году дед отправился в длительную поездку на Восток, в Монголию, Китай и Тибет.
– В чем заключалась цель путешествия и каковы оказались результаты?
– Петр Александрович был и дипломатом, и врачом. Так что задача его восточной поездки была двоякая – дипломатическая и научная. Как дипломат, он должен был изучить политическую ситуацию Монголии, Китая и Тибета. Как врач и ученый – продолжать изучение тибетской медицины и трактата “Жуд-Ши”.
– Что такое “Жуд-Ши”?
– Само название в дословном переводе означает “Сердце нектара”. Тибетская медицинская литература обширна, но основным руководством по врачеванию является старинный трактат “Жуд-Ши”, который следовало перевести, но, прежде чем переводить, его необходимо было расшифровать.
“Жуд-Ши” еще в 60-е годы XIX века пытались перевести на русский язык, трактатом заинтересовался сам император Александр II. В Петербургском университете работала группа переводчиков, но в прямом переводе это была поэма о природе, и тайн своих она не раскрывала: “Солнце светит, река играет…”
Что нужно было сделать? Отыскать ключ к шифру. Найти опытных лам-целителей, которые могли расшифровать трактат. И Петру Александровичу это удалось. Трудная работа продолжалась долго, но в 1898 году появилось первое на русском языке издание древнего руководства в переводе Бадмаева и с его обширным предисловием. Десять лет назад, в 1991 году, по постановлению президиума Академии наук был издан однотомник трудов Петра Бадмаева “Основы врачебной науки Тибета Жуд-Ши”.
В России к концу XIX века врачебная наука Тибета завоевала огромную популярность. Дед был выдающимся, удивительным диагностом и врачом. К нему на прием записывались и рабочие, и министры. В 1919 году Петр Александрович писал председателю ЧК: “По профессии я интернационал. Я лечил лиц всех наций, всех партий и лиц крайних классов – террористов и монархистов. Масса пролетариев у меня лечилась. А также богатый и знатный класс. До момента моего последнего ареста у меня лечились матросы, красноармейцы, комиссары, а также все классы населения Петербурга”

.Аида Петровна Бадмаева-Гусева,
дочь Петра Бадмаева

–А царскую семью он лечил?
–В тридцатые годы родство с Бадмаевым было просто опасным. Родители объясняли мне, как нужно отвечать на вопросы. Если станут спрашивать, внук ли я доктора Бадмаева, нужно отвечать прямо – да, родной внук. Если спросят, лечил ли он царя, нужно сказать, что придворным доктором он не был, его приглашали во дворец для консультаций, как и других известных врачей, но лечил ли он царя, неизвестно.
На самом деле все известно: да, Петр Александрович лечил царскую семью. Гонораров он не брал, но получил в подарок от царицы икону Казанской Божией Матери в окладе с бриллиантами. В революционные годы он не скрывал своей близости ко двору и даже бравировал этим. В память моей мамы, тогда десятилетней девочки, врезалась сцена, когда он, раскинув руки, стоит перед вооруженными матросами и кричит: “Стреляйте, сволочи!”
– Остановитесь подробнее на отношениях вашего деда с Распутиным.
– Бабушка рассказывала, что это она была виновата в знакомстве деда с Распутиным. Ей было интересно поглядеть на человека, о котором шла молва по всей России, и Распутин несколько раз появился в доме. Но между Бадмаевым и Распутиным была не дружба, а противостояние. Как можно повторять старую ложь, что Петр Александрович входил в “штаб” Распутина, помогал ему, когда есть неопровержимые документы, опровергающие ее? Существует “Записка” Бадмаева Николаю II “При представлении сведений о Распутине”. Вот я вам процитирую: “Он играет судьбами епископов, над которыми благодать Божия. К тому же он способствует назначению на министерские посты людей, ему угодных. Для блага России и для охранения святая святых православные люди должны принять серьезные, глубоко продуманные меры для того, чтобы уничтожить зло с корнем, разъедающее сердце России. Православные люди, любящие святая святых, без исключения не доверяют Григорию Ефимовичу и его “генеральному штабу”, малочисленному, интригующему вокруг святая святых”. Святая святых – это, конечно, императорская семья. Так что все абсолютно ясно.
– Но давайте вернемся во времена активной врачебной деятельности вашего деда.
– Тибетская медицина – это искусство лечить исключительно природными средствами: травами, минералами, плодами. Для тибетских средств нет противопоказаний. Они абсолютно безвредны и служат прежде всего тому, чтобы организм сам поборол болезнь. Европейская медицина рекомендует делать прививки от инфекционных болезней. Тибетская медицина считает, что здоровый организм вообще не подвержен инфекциям. Это утверждение подтверждается трагическим по своей сути примером из жизни моей семьи. В годы революции деда арестовывали несколько раз. Он был уже стар и в тюрьме заболел тифом. В ужасном тифозном бараке за ним ухаживали его жена и дочь, моя бабушка Елизавета Федоровна и моя мама Аида Петровна, тогда еще девочка. Они применяли средства тибетской медицины, бабушка и мама не заболели, а дед выздоровел, несмотря на преклонные годы.
– Сколько ему было лет?
– Год его рождения неизвестен. В следственном деле деда лежит справка ЧК, где указано, что он родился в 1810 году. В заявлении на имя председателя ЧК от 10 августа 1919 года дед написал: “Я, 109 лет старик, потому только, что имею большое имя, популярное в народе, – сижу в заключении без всякой вины и причины уже два месяца”. Моя мама говорила: “Когда я родилась (это 1907 год), отцу было сто лет”. Однако с такой датой рождения не согласуются некоторые другие данные. Так что, повторяю, неизвестно, когда он родился. В Энциклопедии Брокгауза и Ефрона годом рождения деда указан 1849 год, без всяких, однако, оснований, а в современном Энциклопедическом словаре вообще дается 1851 год, неизвестно почему.
– Ваш дед был и теоретиком, и практиком тибетской медицины?
– Да, он не просто перевел “Жуд-Ши”, но и снабдил его обширным предисловием, где предложил свою трактовку учения, а также исторические сведения о врачебной науке Тибета. Он также написал несколько раз переиздававшуюся работу “О неосновательных нападках медицинского совета на врачебную науку Тибета”, где, в частности, спрашивал: “Почему газетные нападки самого злонамеренного свойства против врачебной науки Тибета не охлаждают рвения лечиться по системе этой науки? Потому что люди разных слоев общества, измученные болезнью, находят себе быструю помощь во врачебной науке Тибета. Она учит сохранять здоровье, предупреждать заболевания, помогать себе и ближним при заболевании, учит понимать красоту здоровой жизни при разумном труде”.
– Какие неопубликованные произведения остаются в архиве Бадмаева? И кто им распоряжается?
– По завещанию Петра Александровича все его имущество, аптека тибетской медицины со всеми принадлежностями и материалами принадлежала его второй жене, моей бабушке Елизавете Федоровне, его ученице и помощнице в деле врачевания. После кончины бабушки и матери архивом распоряжаюсь я. Неизданных произведений в архиве немало. Важнее всего то, что не опубликована третья, сокровенная часть трактата “Жуд-Ши”, “Сердца нектара”.
– Кто продолжает сейчас дело вашего деда?
– Сейчас знатоков врачебной науки Тибета можно найти разве что в окружении Далай-ламы. Осторожно! Не верьте объявлениям: “Лечу по методу доктора Бадмаева”. Врачебную науку Тибета изучают не годы – десятилетия, как изучал ее сам Петр Александрович.



Рейтинг@Mail.ru