Библиотека вместо азбуки
Продолжение. Начало в № 4, 6
Последовательность работы.
Статья третья
Освоение материала алфавита
Традиционная методика, сфокусированная
на верхушке айсберга, использует немедленное
активное озвучивание письменного знака с
первого предъявления: буква – идентификация со
звуком как умственное действие (произвольное на
начальном этапе) – идентификация звука с
артикуляционной моделью как умственное действие
(непроизвольное для родного языка) –
воспроизведение звука (как произвольное
речемоторное действие).
В варианте Кушнира учитель, предъявляя
графический образ, сам же его озвучивает,
провоцируя тем самым у ребенка непроизвольный
речемоторный акт. По мере того как связь между
графическим знаком и его
артикуляционно-фонетическим эквивалентом
становится непроизвольной, формируется
понимание принципов озвучивания. Этот этап
обычно не занимает более 10 дней, при этом весь
буквенный материал предъявляется детям сразу.
(Кубики, карточки, магнитные азбуки, игры с
кубиками и буквами, узнавание букв, нахождение
звуков в названиях предметов, конструирование
слов из букв, вырезание букв из старых газет и
журналов и оперирование с ними, аппликации,
вылепливание слов из пластилина, «печатание» и
другие приемы работы.)
Первые десять – пятнадцать дней все уроки –
труд, рисование, физкультура, экскурсии – должны
быть построены на звуко-буквенном материале.
Накопление операций со звуками и буквами должно
достичь некоей критической массы, когда процессы
словоизображения перестают быть какой-либо
тайной. Способность расшифровать и понять
написанное слово должна как бы всплыть на
поверхность в результате совместных движений
взрослого и детей.
На начальном этапе можно использовать групповые
задания для четырех – шести человек, более
подготовленные дети обеспечат успешность всей
группы, и, кроме того, будет задействован
механизм взаимообучения. Весьма важное
достоинство групповых форм работы состоит в том,
что у ребенка исключаются ситуации возможного
личного неуспеха. Неудача временной учебной
группы переживается как чья-то неудача, в то
время как успех группы воспринимается как
личный. Однако в дальнейшем будет усиливаться
индивидуальный аспект происходящего в школе.
В ряде случаев начальный этап может оказаться
излишним, поскольку большинство детей приходят в
школу, уже обладая минимальными навыками чтения.
Традиционная практика прохождения во что бы то
ни стало всего рекомендованного регламента
просто вредна и наносит непоправимый ущерб
детям. Если более двух третей класса в состоянии
прочесть отдельные слова, можно ограничиться
одним-двумя уроками на материале алфавита.
Первое чтение
Практическое конструирование слов по
образцу как бы открывает закон соответствия
слова звучащего и слова, изображенного с помощью
букв. Признаком понимания элементарных
принципов словоизображения будет способность
относительно верно «собрать» слово без образца.
Теперь пора немедленно перейти к слову
художественному, слову-повествованию,
слову-сообщению.
Вначале используются художественные тексты,
лаконичные и яркие, хорошо понимаемые и
узнаваемые ребенком. Детская поэзия – лучший
материал для этого периода. Многие тексты дети
знают наизусть. В дальнейшем на уроках будет
использоваться только новый, неизвестный
материал. Но сейчас, когда идет еще только первый
месяц ребенка в школе, появление на уроке
знакомых героев вызовет оживление и радость у
детей. Возникнет своеобразный эмоциональный
мостик между новым, захватывающим, желанным, но
еще чужим школьным миром и домашним – безопасным
и уютным. Адаптационная активность еще
доминирует над познавательной, поэтому в течение
первой четверти есть смысл использовать
знакомую литературу.
Читаемая книга у ребенка на столе. На доске или на
экране тот же текст, что и в книге. Лучше всего
пользоваться проектором, проецирующим на экран
страницу этой же книги. Учитель читает текст и,
сопровождая собственное чтение движением руки
или указки по строке, при этом побуждает детей
также следовать по строке глазами и пальчиком.
Один-два урока по этой схеме достаточны, чтобы
дети освоили прием. При отсутствии проектора
можно пользоваться плакатами.
Не нужно разнообразить урок множеством
упражнений и сменой видов деятельности. Такая
установка сформировалась в связи с
беспредметностью урока – дети годами осваивали
навык, тот или иной, годами пользовались
несовершенным навыком. Интерес к уроку не нужен,
нужен интерес к тексту – предмету работы. Нужен
интересный текст!
Дети с указкой
Следующие несколько уроков дети по
очереди подходят к экрану (или плакату с текстом)
и указкой движутся по строчкам, как бы показывая
учителю, где нужно читать. Учитель озвучивает
текст в темпе, в каком движется указка – ориентир
темпа, ориентир для стабилизации глаз на строке.
Через несколько уроков чтение учителя начинает
лидировать, вынуждая ребенка догонять его по
строке. Этот переход должен произойти
подготовленно, по мере появления у детей
уверенности в своих действиях.
Постепенно дети начинают следить по книге. На
этом этапе используются в основном стихотворные
тексты с короткими строками, поэтому переход в
книгу не вызовет у детей затруднений. Как только
большинство детей перейдут в книгу, можно
использовать магнитофонную запись вместо
собственного громкого чтения. Примерный темп
здесь колеблется от 40 до 50 слов в минуту. При
начитывании текста на пленку не надо растягивать
слова, или пропевать их, или выделять голосом
орфограммы, или, того хуже, читать по слогам.
Запись должна представлять собой обыкновенное
выразительное понятное чтение, разве что с
увеличенными паузами.
Нарастание темпа. Шепот
На следующем этапе возросшие
возможности детей позволяют использовать
произведения, значительные по объему, с развитым
сюжетом. Звуковой ориентир набирает темп,
увеличиваясь на одно слово в минуту ежедневно,
что создает тенденцию движения.
Здесь прослеживается прежний переход от
внешнего к внутреннему: одновременное со
звучанием движение указки учителя по тексту –
движение указательного пальчика по строке –
самостоятельное движение глаз по строке – отрыв
от строки «центрального» зрения и автоматизация
процесса до непроизвольного уровня. Темп
звучания текста прирастает примерно на одно
слово в минуту каждый день и к концу этого этапа
составит от 50 до 70 слов в минуту.
Теперь предложим ребенку читать шепотом вместе с
диктором. Но надо быть внимательным! Предложить
такое задание можно последовательно лишь
отдельным детям, отслеживающим текст по книге
без особого напряжения – непроизвольно. Учитель
поочередно подходит к ученикам, готовым
выполнить это упражнение, и в течение одной-двух
минут прослушивает их. Учитель приближается к
ребенку и, например, касается рукой его плеча, что
является сигналом читать вслух вместе с
диктором. Чем тише, тем лучше – не обременяя
остальных своим чтением.
Вначале ребенок способен произносить вместе с
диктором лишь фрагменты слов. Чтобы произнести
слово одновременно с диктором, необходимо уже не
просто отождествить графический и звучащий
тексты, а сформировать самостоятельно
артикуляционную модель слова до того, как его
произнесет диктор, что возможно лишь в случае,
когда глаза забегут вперед звучащего текста. То
есть возникнет самостоятельное чтение в
элементарной форме – воссоздание
артикуляционной модели слова на основе
графического образа.
Использование этого приема выполняет весьма
конкретную и ограниченную функцию –
спровоцировать и зафиксировать способность
воссоздавать артикуляционную форму сообщения.
Этот вид работы прекращается немедленно, как
только ребенок продемонстрировал, что у него
получается.
Этот вид и этот этап работы, строго
индивидуальный по срокам для каждого ребенка, не
должен иметь тренировочного характера. Это
категорическое требование. Увлечение этим
упражнением вызовет закрепление
артикуляционных автоматизмов, которые станут
непреодолимым препятствием для развития чтения
как информационного процесса.
Следует обратить внимание на то, что слабые
ученики не мешают двигаться вперед сильным, а
сильные не создают у слабых ситуацию неуспеха –
все слишком заняты: интересный сюжет, магнитофон
постоянно поддерживает ритм работы, слабые
достаточно хорошо понимают содержание, что
позволяет им активно его осмысливать, быть
успешными при оценке понимания, внимательности,
у учителя есть время дойти до каждого.
Переход к чтению-«схватыванию»
Как только две трети детей уже могут
озвучивать текст вместе с диктором, то есть
читать самостоятельно, следует увеличить темп
звучания текста с магнитофонной ленты до 120 слов
в минуту и продолжать ежедневно увеличивать его
на одно слово.
Если следить успевают все – темп слишком низкий.
Нормально, если испытывают затруднения
четыре-пять учеников. Именно на них
сосредоточивает свои усилия учитель, постоянно
помогая им. Если ребенок теряет нужное место в
тексте, следует быстро показать ему, не
драматизируя происходящее и одобряя его усилия.
Можно взять руку ребенка в свою и помочь ему
успевать, можно приучить детей быстро выходить
из затруднения самостоятельно, обратившись к
книге соседа по парте и т.п.
Первое время взгляд сфокусирован очень точно на
звучащем слове, однако постепенно все в большей
степени с этим начинает справляться
периферическое зрение. Создается
психофизиологическая основа для чтения
информационными блоками.
Поскольку удалось избавить ребенка от
трудоемкой «расшифровки» значений слов, как бы
соединить уже известное значение и уже готовую
артикуляционную модель с графикой, стремительно
формируется словарь узнаваемых слов – слов,
смысл которых «считывается» мгновенно.
Восприятие динамичного повествования,
поддерживаемое все больше и больше не
«центральным», а «боковым» зрением, – один из
уникальных результатов нашего тренинга. При
«отключении» «центрального» зрения
«отключается» блокировка внутреннего видения,
реализуемого воображением. А это –
одновременное чтению воображение... Дальше дело
за малым – создать привычку. «Добрый джинн»
выпускается из бутылки…
По книге Алексея КУШНИРА
“Азбука чтения”
Андрей РУСАКОВ
Продолжение следует.
|