Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Западный план спасения

Отрывки из книги Сэмуэла Хантингтона
“Столкновение цивилизаций”

В начале 90-х годов ХХ века в США были распространены эйфорические настроения по поводу завершения холодной войны и перспектив pax americana. Некоторые политологи и философы утверждали даже, что теперь история кончилась и будущее не сулит никаких значительных потрясений. Такие иллюзии жестоко развеял профессор Университета Альберта Дж.Везерхеда III и директор Института стратегических исследований имени Джона М.Олина в Гарварде Сэмуэл Ф.Хантингтон. В своей знаменитой работе «Столкновение цивилизаций и новый мировой порядок» он не только призвал отказаться от стремления употребить мировую историю на благо «среднего американца», но даже разработал сценарий «третьей мировой войны», которая, по его мнению, может быть только войной цивилизаций и неизбежно приведет к существенной смене мировых ориентиров. Однако самое интересное у Хантингтона не футурологические сценарии, а почти единственная в своем роде стратегическая программа западного мира. Дело в том, что мыслящие люди в США и Западной Европе очень погружены в сиюминутную глобальную политику и прогнозирование будущего, исходящее почти исключительно из настоящего. Хантингтон предлагает нечто противоположное – исторически выверенную локальную доктрину. Согласно идее американского профессора Россия – не Запад, но в некоторых обстоятельствах может стать ближайшим союзником Запада. Стоит ли нам это делать? – вот как стоит вопрос для русских в третьем тысячелетии. В этом контексте суждения вдумчивого американского аналитика о перспективах и задачах собственной цивилизации представляют исключительный интерес. Кстати, отечественные интеллектуалы давно уже откликнулись на призыв Хантингтона. Среди наших специалистов книга о столкновении цивилизаций не менее популярна, чем в родной ей Америке.

Западу пришло время оставить свои иллюзии относительно универсальности и заняться укреплением, сплочением и повышением жизнеспособности своей цивилизации среди всех прочих. Не в его интересах вмешиваться без разбору в конфликты других народов. В грядущую эпоху ответственность за сдерживание и разрешение региональных конфликтов должна быть возложена на ведущие государства тех цивилизаций, которые господствуют в данном регионе. “Вся политика – местная политика”, – заметил Томас Филлип О’Нил-младший, бывший спикер палаты представителей, причем из этой истины следует другая: “Вся власть – местная власть”. Ни ООН, ни США не могут заставить участников конфликта подчиниться решениям, которые не соответствуют местным реалиям, а если и заставят – такой мир не будет прочным. Как известно всем специалистам, занимающимся проблемами преступности, законность и порядок в районе лучше всего обеспечивает местный полицейский, совершающий обход своего участка, а не возможное вмешательство моторизованного полицейского взвода. В разноплановом, многоцивилизационном мире задача Запада состоит в том, чтобы защищать свои собственные интересы, а не пытаться решать проблемы других народов или урегулировать конфликты, не имеющие к нему непосредственного отношения.
Будущее Запада во многом зависит от его единства. Пока происходит объединение национальных государств Запада в два полууниверсальных государства – в Европе и Северной Америке. Между этими образованиями и их составными частями существует исключительно сложная сеть формальных и неформальных организационных связей. Универсальными государствами предшествующих цивилизаций были империи. Но поскольку политической формой западной цивилизации является демократия, возникающее универсальное государство представляет собой не империю, а скорее соединение федераций, конфедераций и международных режимов. Порой этот процесс ошибочно называют глобализацией.
В такой ситуации основной задачей Запада будет сохранение динамики развития и поддержание единства и сплоченности. Судьба западного единства больше зависит от событий в Соединенных Штатах, нежели в Европе. В настоящее время Соединенные Штаты Америки разрываются между тремя направлениями. К югу их влекут продолжающийся поток эмиграции из Латинской Америки, растущий процент и влияние испаноязычного населения, включение Мексики в североамериканскую зону свободной торговли и возможность распространения соглашения НАФТА на другие страны западного полушария, а также политические, экономические и культурные изменения в латиноамериканских странах, в результате которых они сближаются с Соединенными Штатами. В то же время рост богатства и влияния государств Юго-Восточной Азии, попытки создать сообщество стран Тихоокеанского региона, воплощенные в Организации экономического сотрудничества AПЕК, иммиграция из азиатских стран заставляют США обратить свои взоры к Западу. При условии, что демократия, свободный рынок, верховенство закона, гражданское общество, индивидуализм и протестантизм прочно укоренятся в Латинской Америке, этот континент, чья культура всегда была близко родственной Западу, станет третьим столпом западной цивилизации. С азиатскими обществами подобная конвергенция невозможна: Азия, напротив, скорее всего по-прежнему будет бросать вызов Соединенным Штатам, Западу в целом и в экономической области, и в политике. Тяготение к Европе является самым важным. Общие ценности, институты, история и культура делают неизбежным сохранение тесных контактов между Соединенными Штатами и Европой. Необходимо и желательно дальнейшее развитие институциональных связей через Атлантический океан, в том числе переговоры по поводу европейско-американского соглашения о свободной торговле и создании североатлантической торговой организации в дополнение к НАТО.
Основные противоречия, которые существуют в настоящее время между Европой и Америкой, обусловлены не непосредственным столкновением их интересов, но их разной политикой по отношению к третьим сторонам. Незападные государства, в особенности Китай, активно пытаются использовать эти противоречия и натравить одну западную страну на другую. Сами по себе эти разногласия возникают главным образом в силу различных геополитических перспектив и разных внутренних политических и экономических интересов отдельных стран. Тем не менее только сохранение единства Запада может замедлить падение западного влияния в мировых делах. Западные народы имеют гораздо больше общего между собой, чем с народами азиатскими, ближневосточными или африканскими. В распоряжении лидеров западных стран имеются институционализированные модели сохранения взаимного доверия и сотрудничества внутри западного сообщества, каковые, за редкими исключениями, отсутствуют для других стран. Единый Запад по-прежнему сможет выступать на международной арене как мощная сила; раздробленный Запад падет жертвой попыток других государств играть на его внутренних разногласиях, предлагая той или иной западной стране краткосрочные выгоды за счет стратегических потерь для всего западного мира. Народы Запада, говоря словами Бенджамина Франклина, должны держаться вместе, или их неизбежно будут держать на отдельных поводках.
Забота о единстве Запада означает как сохранение западной культуры, так и четкое определение его границ. Первое предполагает среди всего прочего контроль над иммиграцией из незападных обществ, уже осуществляемый всеми крупными европейскими странами и недавно установленный в США, а также обеспечение ассимиляции в западную культуру тех иммигрантов, которых все же приняли. Это означает также признание того факта, что теперь, после окончания холодной войны, НАТО стало органом, обеспечивающим безопасность западной цивилизации и что его главная задача состоит в защите и сохранении этой цивилизации. В силу этого государства, которые могут быть причислены к западным по своей истории, религии и культуре, должны при желании иметь возможность войти в НАТО. Говоря конкретно, это вышеградские государства, страны Балтии, Словения, Хорватия, но не те страны, которые исторически были мусульманскими или православными. При том что в последнее время споры велись исключительно по поводу расширения, а не сокращения НАТО, следует признать, что при подобном изменении задач связи Греции и Турции с НАТО будут постепенно ослабевать, а их членство, если, конечно, они не выйдут из союза, потеряет всякий смысл. На деле турецкая партия национального благоденствия провозгласила выход из НАТО своей целью, а Греция становится союзником России в той же мере, как и членом НАТО.
Запад прошел через европейский этап развития и экспансии, который длился несколько веков, а также через американский этап, определивший ход событий в этом столетии. Если Северная Америка и Европа обновят свою духовную жизнь, воспользуются своим культурным единством для осуществления более тесной экономической и политической интеграции в дополнение к сотрудничеству в области безопасности в рамках НАТО, они смогут вступить в третий, евроамериканский, период развития – период благоденствия и политического могущества Запада. Главная цель западных лидеров должна заключаться вовсе не в том, чтобы переделать другие цивилизации по образу и подобию Запада, что все чаще оказывается за пределами их возможностей, а в том, чтобы сохранить и обновить уникальные черты западной цивилизации. Ответственность за это ложится главным образом на самую мощную западную державу – Соединенные Штаты Америки. Ни глобализм, ни изоляционизм не могут в полной мере обеспечить ее интересы. Напротив, эти интересы будут соблюдены наилучшим образом, если Соединенные Штаты постараются избежать крайностей и станут проводить политику тесного сотрудничества с европейскими партнерами, политику, способствующую сохранению и развитию ценностей и культуры уникальной цивилизации, которая принадлежит и Америке, и Европе.

Перевод
Татьяны Чернышевой.
Материал подготовил
Станислав Никольский



Рейтинг@Mail.ru