История с уклоном в политику
Соловьев В.М. История отечества:
Популярная энциклопедия. – М.: АСТ-Пресс, 2000
Умение издателей выпускать книги в хорошем
оформлении сейчас уже стало почти нормой. Вот и
новый словарь «История Отечества», изданный «АСТ-ПРЕСС»,
обладает эти качеством. Статьи напечатаны
крупным шрифтом. Глаза ломать при чтении не
придется. Но впечатление от содержания
складывается неоднозначное.
Часть материалов имеет вполне традиционные для
энциклопедического жанра свойства:
систематизированный набор фактов, сдержанно-деловой
стиль изложения и т.д. Примерно половина статей
написана в таком нейтральном фактурном ключе.
Как правило, это разделы, посвященные древней
истории и древнему искусству.
Основную направленность книги можно определить
как государственно-патриотическое воспитание
подрастающего поколения. Наибольшее внимание
уделено деятелям политической истории:
императорам, министрам, полководцам, президентам,
разведчикам. Внимание читателя акцентируется
преимущественно на достижениях российской
культуры.
Однако в тексте есть моменты, которые вызывают
противоречивые чувства. Наиболее яркое
впечатление производят сильная эмоциональность,
прямая оценочность, которая мало вяжется с
жанром энциклопедии. Встречаются даже
подзабытые, казалось бы, слова из лексикона
советских журналистов-международников –
“военщина”, «агрессоры» и т.п.
В разделах, касающихся современности, автор-энциклопедист
должен, наверное, стремиться вообще избегать
диагнозов и оценочных суждений. Здесь же в статье
о Б.Н.Ельцине написано: «...пользуясь в начале
своего президенства всенародной поддержкой, он
быстро ее потерял и утратил популярность» (с. 230).
Кое-что попросту ставит читателя в тупик. Порой
это просто результат стилистических
погрешностей: «Советы – органы народовластия,
сложившиеся в результате самодеятельности масс
в ходе первой российской революции» (с. 626). Обычно
принято считать, что «самодеятельность» масс
проявляется не в государственном строительстве,
а на конкурсах талантов.
Некоторые утверждения звучат загадочно.
Например, лик Иисуса на фресках Андрея Рублева
«…по-русски мягок и открыт» (с. 34). Непонятно, что
такое «по-русски мягок»? Не забудем, что перед
нами энциклопедия, а не искусствоведческое эссе.
«Пушкин – национальный гений России, вершинное
явление русской поэзии» (с. 535). Это уже декламация,
стиль, присущий листовке или транспаранту. Не
оспаривая достоинств Александра Сергеевича,
замечу, что он – поэт первой половины ХIХ в. Это в
первую очередь не явление, а человек, он, лицо
мужского а не среднего рода-пола.
Статья о Рюрике сопровождается портретом (!)
самого Рюрика. Понятно стремление авторов дать
изображения большинства исторических
персонажей, но в данном случае они явно
переусердствовали: вплоть до XVII века нет
фактически ни одного достоверного прижизненного
портрета русских царей.
Как уже говорилось, книга дает более подробный
анализ политических, а не культурных аспектов
истории. Статьи о писателях, скульпторах,
композиторах, конечно, есть, но многие из них
написаны неуверенно.
В частности, статья о символизме (с. 611) даже не
содержит упоминания о В.Брюсове, организаторе и
вдохновителе одного из самых заметных течений
поэзии Серебряного века. Нет, кстати, и отдельной
статьи об этом поэте. А зарождение символизма
связано с тем, что «кризис жанра на исходе ХIХ
столетия переживала и литература, где с легкой
руки Ф.В.Булгарина преобладало
мелодраматическое и навязчиво выставляемое
напоказ сочувствие народным бедам”. Символисты
против Булгарина, а Брюсов здесь совершенно ни
при чем – такой удивительный вывод, к которому
приходишь после прочтения статьи.
Статья, посвященная Булгарину, чьи произведения
не изучаются даже в школьной программе,
разместилась на целой странице (символизму
отведено две трети колонки). Конечно, личность
Булгарина сама по себе интересна: писатель,
сражался в наполеоновских войсках против России,
при этом агент III отделения, заступился за А.С.Грибоедова
после декабристского восстания 1825 года. Но
дисбаланс в изложении материала выглядит весьма
удручающим.
Нельзя сказать, что энциклопедия плоха. Многое
написано интересно и профессионально. Но есть
сюжеты, в которых авторы книги были, видимо, не
вполне компетентны. В связи с этим при
использовании данного справочника следует быть
очень осторожным.
|