Самостоятельная работа над историей
России
История России. Учебное пособие.
/Под ред. Л.И.Семенниковой.
– М.: Книжный дом «Университет», 2000
Когда готовишься к вступительному
экзамену в университет, в какой-то момент в
голове начинают смешиваться все даты, названия,
события… Если речь идет о российской истории, то
имена князей, патриархов Православной церкви,
даты партийных съездов слепливаются в один
большой снежный ком, в котором, как в модной
рекламе, можно потерять человека. Чтобы вновь
обрести его и вообще восстановить ориентировку в
историческом пространстве, необходима хорошая
книга. Например, такая, как «История России.
Учебное пособие для самостоятельной работы» (М.,
Университет: Книжный дом, 2000).
Пособие рассчитано не только на абитуриента.
Судя по содержанию, книга больше подходит
учащемуся колледжа или лицея. Авторы утверждают,
что книга также пригодится и студентам
неисторических специальностей. В общем, легче
сказать, что издание предназначено для тех, кто
имеет хоть малую толику вкуса к истории, а также
для тех, кто желает обрамить, систематизировать
свои знания о прошлом России.
Оригинальность книги в том, что она построена как
социологические очерки.
Первый раздел основан на анализе этнической и
культурной ситуации в России как в прошлом, так и
в настоящем. Одна из глав посвящена попыткам
модернизации общества начиная с XVII в. и
заканчивая современностью.
В «Истории России» есть обзор устойчивых
элементов национальной культуры, а также
показаны основные этапы их изменений:
«Модернизации: привязаны к определенным именам
не случайно. Личностный фактор в
огосударствленных системах играл очень большую
роль» (с. 44). Авторы выделяют модернизации:
петровскую, 1860-х гг., начала ХХ в. (столыпинскую),
сталинскую и ельцинскую. Странным образом в этом
ряду не присутствует имя В.И.Ленина, но с
некоторыми оговорками можно признать и такую
трактовку.
Композиция книги соответствует скорее не
отдельным эпохам, а их центральным проблемам.
Рассматриваются роль и место Руси в
средневековом мире, ее самоидентификация в
системе «Запад – Восток», разработка доктрины
«Москва – Третий Рим» в XVI в., когда московские
цари пытаются осуществить идеологическое
обоснование своей власти, реформы 1860-х и т.д.
Важно также и то, что, касаясь проблем ХХ в.,
авторы уделили достойное место культуре
эмиграции, той части русской интеллигенции,
которая была выплеснута из кипящего котла
Гражданской войны: «Большинство русских
беженцев считали себя преемниками российской
политической эмиграции XIX – начала XX в., которые
находились за границей ради продолжения борьбы с
деспотическим режимом. Они верили в скорое
возвращение на Родину и поэтому считали своим
долгом, или, как они сами говорили, «исторической
миссией», сохранить в эмиграции подлинную Россию
и подготовить Россию новую,
посткоммунистическую» (с. 342). По мнению авторов,
эти люди не вернулись назад, но и не
интегрировались в иную культуру. Утверждение
дискуссионное, заставляет подумать.
Последняя глава книги – от хрущевской оттепели
до перестройки – написана бегло и поверхностно,
что портит общую картину. Но, к сожалению, это
очень типичная ситуация: написать хороший
рассказ о самом недавнем прошлом – задача, с
которой мало кто справляется.
Еще одно замечание касается методического
аспекта. На мой взгляд, многие словарные разделы
и выдержки из документов останутся не
востребованы читателем. Дело в том, что глоссарии
содержат информацию о личностях или явлениях, о
которых взрослый человек уже должен знать.
Например, писать полторы страницы о Петре I или В.И.Ленине
не имеет смысла. Необходимые минимальные
сведения о них содержатся в основном тексте, те
же самые данные можно почерпнуть из любой
общедоступной энциклопедии. К тому же непонятно,
почему в словаре, относящемся к ХХ в., есть статьи
о Н.С.Хрущеве, Л.И.Брежневе, даже о Л.П.Берии, а о И.В.Сталине
и Б.Н.Ельцине – нет. Принцип отбора персоналий
остается не вполне понятным.
Приводимые в конце глав чрезвычайно короткие
отрывки из исторических источников не могут дать
целостного представления о каком-либо явлении.
Для этого желательно прочесть текст целиком.
Лучше отослать учащегося к компетентному
сборнику документов, где есть и полный текст, и
источниковедческий анализ.
Недочеты и спорные моменты пособия «История
России» ничуть не умаляют достоинств книги.
Грамотный и аккуратный читатель при
исследовании какой-либо темы будет использовать
не одно пособие, а несколько. Поэтому при
адекватном подходе к предэкзаменационной или
предсеминарской подготовке все слабые стороны
нового издания будут компенсированы материалами,
соседствующими с ним на книжной полке. А вот то,
что в «Истории России» достойно внимания,
найдешь далеко не всюду.
|