География своевременная
Л.Е.Перлов.
«Изучайте географию по-новому».
Евразийский регион. М., 1999 г.
Передо мной очередная книга с очень приятным
для географа названием – «Изучайте географию
по-новому» Л.Е.Перлова. Название мне нравится, так
как я так же, как и автор, думаю, что географию в
наше время надо изучать немного не так, как ее
изучали раньше. При всем при этом следует
заметить, что лично меня учили географии очень
хорошо. Просто с тех пор многое изменилось в
нашей жизни, далеко продвинулись науки о Земле,
куда входит, конечно же, и география, изменились
люди, возникли новые обучающие программы и
многое другое.
Итак, передо мной лежит книга. Это не учебник, а
развернутая программа изучения географии в
средней школе, включающая комплекты
оригинальных тестов, варианты практических
работ и проверочные ключи по всему курсу. При
всем этом автор рекомендует в процессе обучения
использовать уже имеющиеся хорошо известные
учебники с определенными необходимыми
дополнениями. Это дает возможность каждому
конкретному преподавателю значительно
расширять «поле дополнений», сообразуясь со
своим пониманием особенностей той или иной темы.
Л.Е.Перлов только приоткрывает эту «дверку»,
показывает, как можно обогатить фактический
материал.
Вообще о кругозоре учащихся автор программы,
безусловно, думает достаточно много. Ни в одной
школьной программе мне не доводилось видеть
такого большого раздела, посвященного
палеогеографии. Это говорит о том, что автор
прекрасно понимает важность того, что любой
процесс в природе надо показывать в его развитии
и акцентировать внимание учеников на том, что
современный природный ландшафт не всегда был
таким, как сейчас, и обязательно будет
трансформироваться в будущем. При этом мне
кажется, что усвоить все то, что предлагается в
разделе 3 (стр. 10), за 5 учебных часов на практике
крайне трудно.
Возможно, общая характеристика эволюции
природной среды может быть несколько сокращена,
зато в разделах, характеризующих отдельные
компоненты природы в курсе 8 класса, было бы
целесообразно остановиться на истории развития
каждого из них. Это дало бы возможность на новом
уровне повторить материал, изучаемый в 7 классе, и
значительно расширить представления учащихся о
происхождении и эволюции природы нашей планеты,
делая при этом акцент на вопросах развития
природы территории России.
Кроме того, выполнение некоторых практических
работ, предлагаемых автором, может быть чересчур
трудным для школьников. Например, такое задание
для учащихся 8 классов: «Построение
геологического профиля территории;
палеогеографическая реконструкция облика
территории» – мне кажется слишком сложным.
Время, отводимое в программе на такую
практическую работу, было бы целесообразнее
использовать для ознакомления учащихся с
имеющимися в настоящее время
палеогеографическими реконструкциями и картами,
отражающими состояние ландшафтов на территории
нашей страны в эпоху последнего межледниковья
(около 125–100 тыс. лет назад), последней ледниковой
эпохи (20–18 тыс. лет назад), с которой связано
максимальное похолодание планетарного масштаба
за всю геологическую историю развития Земли, а
также климатического оптимума современного
межледниковья – голоцена (6–5 тыс. лет назад) и
«малого ледникового периода», который
непосредственно отразился в человеческой
истории. Результатом рассмотрения эволюции
природы за последние 100 тыс. лет может быть
обсуждение имеющихся современных прогнозов
состояния природной среды на ближайшие 50–100 лет.
Это даст возможность ознакомить учащихся с
современными достижениями мировой науки в
области палеогеографии и показать реальное
значение изучения эволюционных природных
процессов не только для познания истории
развития Земли, но и для современной жизни.
Разделы программы, посвященные экономической и
социальной географии (курсы 9 и 10 классов),
представляются мне в целом очень удачными. Такое
ощущение возникает прежде всего потому, что
экономическая география в ней рассматривается в
общей системе географических наук. Ее положение
на стыке географии и экономики дает понятие о
едином природно-экономическом пространстве,
рассматриваемом во времени и развитии.
Совершенно справедливо в программе предусмотрен
анализ таких понятий, как «формы собственности»,
«пути финансирования предприятий в зависимости
от форм собственности», «инвестиции»,
«государственные дотации», «акционерный
капитал» и др. Это вполне отвечает современному
этапу экономической жизни нашей страны, поэтому
важным и целесообразным является отдельный
раздел программы, посвященный сравнительному
анализу плановой и рыночной экономики.
При характеристике отраслей экономики автор не
пользуется понятием «межотраслевые комплексы»,
что делает изложение такого сложного и
«суховатого» материала более простым и понятным.
Наличие в программе большого экологического
раздела, изложенного с общегосударственных и
даже глобальных позиций, также говорит о хорошем
современном уровне предлагаемой программы.
Этому способствует наличие в ней основных
характеристик мирового «зеленого движения» –
«Green Peace» и глубокого анализа значимости
природоохранного законодательства России.
В этом же ключе, то есть в свете самых современных
направлений географической науки нашего
времени, составлена программа по экономической и
социальной географии мира. Она очень детальная и
включает большое количество вопросов,
достаточно полно отражающих современную
политическую, социальную и экономическую
ситуацию в мире. В рассматриваемой программе
особенно следует отметить представленный
автором подробный анализ деятельности
Организации Объединенных Наций и ее роли в
современном мире. Детально рассматриваются
современные политические и экономические
международные объединения, что чрезвычайно
важно для старшеклассников нашего времени,
которые в большинстве своем в качестве своей
будущей профессии выбирают экономику и
юриспруденцию.
Представленный в программе Л.Е.Перлова
ультрасовременный подход к экономической и
социальной географии России и мира, к
многоукладности экономики делает, на мой взгляд,
весьма привлекательной всю программу.
Необходимо отметить высокий уровень тестов и
контрольных работ, подготовленных автором и
предлагаемых им для использования
преподавателями при оценке усвоения учащимися
пройденного материала.
Несмотря на некоторую перегруженность
(программа рассчитана на большее число учебных
часов, чем реально располагают школьные
преподаватели географии), очевидно, что
предлагаемая программа составлена человеком с
большим опытом преподавания географии, весьма
эрудированным и любящим свой предмет. Нельзя не
поддержать автора программы в том, что школьный
курс географии требует более глубокого изучения
исходя из учета изменений, происходящих в
современном мире.
Елена Куренкова,
преподаватель географии Гуманитарного лицея при
РГГУ,
канд. географических наук
|