Первый химический
Е.В.Савинкина, Г.П.Логинова
“Химия. Сборник задач для 8–9 классов”
Издательство “АСТ-ПРЕСС”
Сейчас издано большое количество самых
разнообразных учебников по химии, однако до сих
пор не было ни одного сборника задач по химии,
отвечающего современной программе. Это вызывает
определенные трудности как у учителей, которым
приходится пользоваться весьма ограниченным
набором задач, имеющихся в учебниках, для
закрепления теоретического материала и контроля
успеваемости, так и у учащихся, которые не могут
найти доступных им задач для самостоятельной
работы.
Отсутствие задачника по химии для основной школы
стало причиной объявления конкурса Мирового
банка и Национального фонда подготовки кадров по
этой номинации в рамках программы по созданию
учебной литературы нового поколения. Задачник Е.В.Савинкиной
и Г.П.Логиновой стал победителем этого конкурса и
по рекомендации НФПК был включен в Федеральный
перечень учебников и учебных пособий.
Новый задачник составлен в полном соответствии с
утвержденной программой по химии для основной
школы. Он не привязан к какому-либо конкретному
учебнику и может быть использован в комплекте с
любым учебником по химии для основной школы,
отвечающим программе.
Задачник состоит из четырех разделов (общая
химия, неорганическая химия, органическая химия,
химическая технология и экология), 23 глав и
дополнительной главы с задачами для подготовки к
химической олимпиаде. Каждая глава включает
краткое теоретическое введение, вопросы и задачи,
пояснения к решению задач и ответы к ним, а также
контрольную работу с ответами. Справочные
материалы, необходимые для решения задач, даны в
приложениях. В приложения входит словарь,
разъясняющий новые или сложные понятия.
Многочисленные пособия по решению задач
рассчитаны в основном на поступающих в вузы и не
годятся для школьников, лишь начинающих изучать
химию. В тех же пособиях, где разбираются
простейшие задачи, обычно предлагается слишком
сложная классификация типов задач и их решения,
что приводит к потере химического смысла решения
конкретной задачи. В предлагаемом задачнике на
первое место выводится химическая сторона
решения задачи, то есть правильное составление
уравнения реакции. Математическая сторона
сводится к нескольким несложным формулам,
которые легко запоминаются, особенно при
использовании приложенного приспособления.
Порядок действий, которого следует
придерживаться при решении задач, дан в
предисловии и может быть использован на любом
этапе изучения химии.
Особенностью данного задачника является то, что
он выполняет не столько контролирующую, сколько
обучающую функцию. В теоретических введениях
фактически дан краткий конспект учебного
материала по соответствующим темам. Вопросы и
задачи составлены таким образом, чтобы полностью
охватить обязательный минимум содержания
образования по химии основной школы. В задачнике
имеются также задачи повышенной сложности и
нестандартные задачи для более сильных учеников.
Особенно следует отметить задачи по экологии и
практической химии, впервые включенные в
школьную программу.
Для проверки степени усвоения учебного
материала предлагается использовать
контрольные работы, имеющие форму тестов. С их
помощью можно быстро провести письменный опрос
учащихся по той или иной теме. Большой массив
заданий (8 вариантов по 10 вопросов) позволяет
использовать контрольные работы и для
самостоятельной подготовки школьников.
Последовательное выполнение заданий
контрольной работы поможет выявить, на каком
этапе решения задачи у ученика возникают
проблемы, и вовремя устранить их. При
положительном результате контрольной работы
можно считать, что школьник имеет необходимый
минимум знаний по данной теме.
Относительная самостоятельность каждой главы и
расположение задач в пределах главы по мере их
усложнения позволяют многократно возвращаться к
задачам одной и той же главы по мере изучения
изложенного в ней материала. Это особенно важно,
поскольку в настоящее время в школе используют
несколько учебников по химии, различающихся
структурой и последовательностью изложения
материала.
Авторы задачника – преподаватели химического
вуза, использующие при работе со школьниками
опыт, приобретенный в ходе обучения студентов,
особенно первокурсников. Они постарались
использовать в задачнике проверенные на
практике формы работы с учащимися. Важным
является то, что при изложении теоретического
материала и формулировании вопросов и задач
использован современный химический язык и даны
только достоверные сведения.
Новый задачник, безусловно, окажет незаменимую
помощь школьникам и учителям при изучении основ
химии в 8–9 классах средней школы.
|