Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Первый химический


Е.В.Савинкина, Г.П.Логинова
“Химия. Сборник задач для 8–9 классов”
Издательство “АСТ-ПРЕСС”

Сейчас издано большое количество самых разнообразных учебников по химии, однако до сих пор не было ни одного сборника задач по химии, отвечающего современной программе. Это вызывает определенные трудности как у учителей, которым приходится пользоваться весьма ограниченным набором задач, имеющихся в учебниках, для закрепления теоретического материала и контроля успеваемости, так и у учащихся, которые не могут найти доступных им задач для самостоятельной работы.
Отсутствие задачника по химии для основной школы стало причиной объявления конкурса Мирового банка и Национального фонда подготовки кадров по этой номинации в рамках программы по созданию учебной литературы нового поколения. Задачник Е.В.Савинкиной и Г.П.Логиновой стал победителем этого конкурса и по рекомендации НФПК был включен в Федеральный перечень учебников и учебных пособий.
Новый задачник составлен в полном соответствии с утвержденной программой по химии для основной школы. Он не привязан к какому-либо конкретному учебнику и может быть использован в комплекте с любым учебником по химии для основной школы, отвечающим программе.
Задачник состоит из четырех разделов (общая химия, неорганическая химия, органическая химия, химическая технология и экология), 23 глав и дополнительной главы с задачами для подготовки к химической олимпиаде. Каждая глава включает краткое теоретическое введение, вопросы и задачи, пояснения к решению задач и ответы к ним, а также контрольную работу с ответами. Справочные материалы, необходимые для решения задач, даны в приложениях. В приложения входит словарь, разъясняющий новые или сложные понятия.
Многочисленные пособия по решению задач рассчитаны в основном на поступающих в вузы и не годятся для школьников, лишь начинающих изучать химию. В тех же пособиях, где разбираются простейшие задачи, обычно предлагается слишком сложная классификация типов задач и их решения, что приводит к потере химического смысла решения конкретной задачи. В предлагаемом задачнике на первое место выводится химическая сторона решения задачи, то есть правильное составление уравнения реакции. Математическая сторона сводится к нескольким несложным формулам, которые легко запоминаются, особенно при использовании приложенного приспособления. Порядок действий, которого следует придерживаться при решении задач, дан в предисловии и может быть использован на любом этапе изучения химии.
Особенностью данного задачника является то, что он выполняет не столько контролирующую, сколько обучающую функцию. В теоретических введениях фактически дан краткий конспект учебного материала по соответствующим темам. Вопросы и задачи составлены таким образом, чтобы полностью охватить обязательный минимум содержания образования по химии основной школы. В задачнике имеются также задачи повышенной сложности и нестандартные задачи для более сильных учеников. Особенно следует отметить задачи по экологии и практической химии, впервые включенные в школьную программу.
Для проверки степени усвоения учебного материала предлагается использовать контрольные работы, имеющие форму тестов. С их помощью можно быстро провести письменный опрос учащихся по той или иной теме. Большой массив заданий (8 вариантов по 10 вопросов) позволяет использовать контрольные работы и для самостоятельной подготовки школьников. Последовательное выполнение заданий контрольной работы поможет выявить, на каком этапе решения задачи у ученика возникают проблемы, и вовремя устранить их. При положительном результате контрольной работы можно считать, что школьник имеет необходимый минимум знаний по данной теме.
Относительная самостоятельность каждой главы и расположение задач в пределах главы по мере их усложнения позволяют многократно возвращаться к задачам одной и той же главы по мере изучения изложенного в ней материала. Это особенно важно, поскольку в настоящее время в школе используют несколько учебников по химии, различающихся структурой и последовательностью изложения материала.
Авторы задачника – преподаватели химического вуза, использующие при работе со школьниками опыт, приобретенный в ходе обучения студентов, особенно первокурсников. Они постарались использовать в задачнике проверенные на практике формы работы с учащимися. Важным является то, что при изложении теоретического материала и формулировании вопросов и задач использован современный химический язык и даны только достоверные сведения.
Новый задачник, безусловно, окажет незаменимую помощь школьникам и учителям при изучении основ химии в 8–9 классах средней школы.

Татьяна ЗАЙЦЕВА



Рейтинг@Mail.ru