Главная государственная цель – помочь ребенку
Как выглядит Закон “Об образовании”, если
его напечатать на настоящей финской бумаге
В каждом государстве есть законы об
образовании граждан. В них описано все, начиная с
целей и заканчивая финансированием образования.
Любопытно просматривать законы разных стран и
сравнивать их с точки зрения авторитарности,
демократичности, направленности на развитие
школьников. Кажется, останься для будущих эпох из
всех законодательных баз только эти тексты,
далекие потомки разберутся в характере того или
иного современного нам государственного
образования, что это было – европейская
демократия или восточная деспотия, империя или
республика, а может быть, и то и другое с лукавой
византийской улыбкой...
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию некоторые
выдержки из закона об образовании Финляндии.
Статья вторая. Государство ставит целью
образования в Финляндии организацию помощи
ребенку в том, чтобы он вырос человечным и
способным нести ответственность перед
обществом. Государство берет на себя обязанность
дать ему достаточные для взрослой жизни знания и
умения.
Цель начального государственного девятилетнего
образования: расширять возможности детей для
получения дальнейшего образования во взрослой
жизни.
Учебные программы должны быть составлены так,
чтобы, занимаясь по ним, ученик хотел бы
развиваться дальше и получать дополнительное
образование.
Статья восьмая. Кто может быть организатором
обучения в Финляндии?
Все официально зарегистрированные в государстве
общества и фонды. Условием для выдачи
правительственного разрешения является договор
между организатором образования и общиной, где
это образование будет проходить.
Разрешение на организацию учебных программ на
иностранном языке, программ, основанных на
особом взгляде на устройство мира и воспитание,
программ обучения в общественных институтах,
дающих дополнительное образование, может быть
выдано на основании местной потребности в
подобном образовании, даже если у организатора
нет договора с общиной. Разрешение может быть
выдано финским обществам и фондам также для
организации учебного процесса за пределами
своей страны.
Вторым условием выдачи разрешения является то,
что у заявителя есть профессиональные и
экономические возможности для организации
учебной программы. Закон особо подчеркивает, что
обучение нельзя организовывать для получения
прибыли.
Статья десятая. Государство тоже может
организовывать обучение своих граждан.
Условия организации и прекращения деятельности
государственных образовательных учреждений
определяет министерство образования в
соответствии с законом.
Статья двенадцатая. Продолжительность
образования.
Начальное образование в Финляндии продолжается
девять лет. Остальные сроки определяются
отдельными указами.
Статья двадцать вторая. Образование в Финляндии
общедоступно.
Только суд может ограничить доступ гражданина к
образованию, и это будет наказанием для
гражданина.
Статья двадцать пятая. Оценивание образования.
Цель оценки образования: безопасность
осуществления и развития учебного процесса, а
также улучшение условий образования.
В первую очередь сами организаторы образования
– общества, фонды, министерство образования –
должны оценивать свои учебные программы и их
действенность, а также участвовать в оценке
других учебных программ.
Управление образования на основании решений
министерства организует надзор за проведением
оценки. Результаты оценки общедоступны и должны
быть опубликованы.
Статья двадцать шестая. Оценка учебного
заведения.
Оценка учебного заведения должна направлять и
воодушевлять учебный процесс в нем, а также
создавать условия для самооценки учебного
заведения.
Процедура проведения оценки и рекомендации по
дальнейшей деятельности разрабатываются
Управлением образования с соблюдением
законодательства.
Статья тридцатая. Обязанность учиться, права и
обязанности ученика.
Все постоянно живущие в Финляндии дети обязаны
учиться с 7 лет. Обязанность заканчивается после
прохождения учебной программы или спустя 10 лет с
момента начала учебы.
Если по причине заболевания или инвалидности нет
возможности получить образование за 9 лет, учебу
можно продлить до 11 лет.
Ученик обязан участвовать в учебном процессе,
если у него нет особой причины быть
освобожденным от такого участия, он обязан
выполнять задания на уроках и соблюдать правила
поведения.
Статья тридцать шестая. Право на получение
образования.
У учеников есть право получать по рабочим дням
запланированное учебной программой образование.
Педагогическому коллективу учебного заведения
следует обеспечивать выполнение данного права.
Организатор обучения определяет содержание и
размер учебной программы в соответствии с
законодательством.
Изменение утвержденной программы возможно в
случае, если программу невозможно осуществить в
этом или другом учебном заведении.
Статья сорок вторая. Поддержание дисциплины на
занятиях.
Ученика, не соблюдающего дисциплину, можно
подвергнуть наказанию. Наказаниями могут быть:
письменное предупреждение и лишение максимум на
три месяца права присутствовать на занятиях.
Организатор обучения должен убедиться, что после
этого наказания ученик продолжает образование.
Мешающего ученикам и учителю ребенка можно
удалить из класса во время урока. Не соблюдающего
правила поведения ученика можно оставить
максимум на два часа после уроков в классе.
Не выполняющего домашние задания ученика можно
оставить максимум на час после уроков для
выполнения домашнего задания под присмотром
взрослого.
Остальные виды наказаний определяются
отдельными указами.
Перевод с финского Ольги Хилтунен
|