Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Главная государственная цель – помочь ребенку

Как выглядит Закон “Об образовании”, если
его напечатать на настоящей финской бумаге

В каждом государстве есть законы об образовании граждан. В них описано все, начиная с целей и заканчивая финансированием образования. Любопытно просматривать законы разных стран и сравнивать их с точки зрения авторитарности, демократичности, направленности на развитие школьников. Кажется, останься для будущих эпох из всех законодательных баз только эти тексты, далекие потомки разберутся в характере того или иного современного нам государственного образования, что это было – европейская демократия или восточная деспотия, империя или республика, а может быть, и то и другое с лукавой византийской улыбкой...
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию некоторые выдержки из закона об образовании Финляндии.
Статья вторая. Государство ставит целью образования в Финляндии организацию помощи ребенку в том, чтобы он вырос человечным и способным нести ответственность перед обществом. Государство берет на себя обязанность дать ему достаточные для взрослой жизни знания и умения.
Цель начального государственного девятилетнего образования: расширять возможности детей для получения дальнейшего образования во взрослой жизни.
Учебные программы должны быть составлены так, чтобы, занимаясь по ним, ученик хотел бы развиваться дальше и получать дополнительное образование.
Статья восьмая. Кто может быть организатором обучения в Финляндии?
Все официально зарегистрированные в государстве общества и фонды. Условием для выдачи правительственного разрешения является договор между организатором образования и общиной, где это образование будет проходить.
Разрешение на организацию учебных программ на иностранном языке, программ, основанных на особом взгляде на устройство мира и воспитание, программ обучения в общественных институтах, дающих дополнительное образование, может быть выдано на основании местной потребности в подобном образовании, даже если у организатора нет договора с общиной. Разрешение может быть выдано финским обществам и фондам также для организации учебного процесса за пределами своей страны.
Вторым условием выдачи разрешения является то, что у заявителя есть профессиональные и экономические возможности для организации учебной программы. Закон особо подчеркивает, что обучение нельзя организовывать для получения прибыли.
Статья десятая. Государство тоже может организовывать обучение своих граждан.
Условия организации и прекращения деятельности государственных образовательных учреждений определяет министерство образования в соответствии с законом.
Статья двенадцатая. Продолжительность образования.
Начальное образование в Финляндии продолжается девять лет. Остальные сроки определяются отдельными указами.
Статья двадцать вторая. Образование в Финляндии общедоступно.
Только суд может ограничить доступ гражданина к образованию, и это будет наказанием для гражданина.
Статья двадцать пятая. Оценивание образования.
Цель оценки образования: безопасность осуществления и развития учебного процесса, а также улучшение условий образования.
В первую очередь сами организаторы образования – общества, фонды, министерство образования – должны оценивать свои учебные программы и их действенность, а также участвовать в оценке других учебных программ.
Управление образования на основании решений министерства организует надзор за проведением оценки. Результаты оценки общедоступны и должны быть опубликованы.
Статья двадцать шестая. Оценка учебного заведения.
Оценка учебного заведения должна направлять и воодушевлять учебный процесс в нем, а также создавать условия для самооценки учебного заведения.
Процедура проведения оценки и рекомендации по дальнейшей деятельности разрабатываются Управлением образования с соблюдением законодательства.
Статья тридцатая. Обязанность учиться, права и обязанности ученика.
Все постоянно живущие в Финляндии дети обязаны учиться с 7 лет. Обязанность заканчивается после прохождения учебной программы или спустя 10 лет с момента начала учебы.
Если по причине заболевания или инвалидности нет возможности получить образование за 9 лет, учебу можно продлить до 11 лет.
Ученик обязан участвовать в учебном процессе, если у него нет особой причины быть освобожденным от такого участия, он обязан выполнять задания на уроках и соблюдать правила поведения.
Статья тридцать шестая. Право на получение образования.
У учеников есть право получать по рабочим дням запланированное учебной программой образование.
Педагогическому коллективу учебного заведения следует обеспечивать выполнение данного права.
Организатор обучения определяет содержание и размер учебной программы в соответствии с законодательством.
Изменение утвержденной программы возможно в случае, если программу невозможно осуществить в этом или другом учебном заведении.
Статья сорок вторая. Поддержание дисциплины на занятиях.
Ученика, не соблюдающего дисциплину, можно подвергнуть наказанию. Наказаниями могут быть: письменное предупреждение и лишение максимум на три месяца права присутствовать на занятиях. Организатор обучения должен убедиться, что после этого наказания ученик продолжает образование.
Мешающего ученикам и учителю ребенка можно удалить из класса во время урока. Не соблюдающего правила поведения ученика можно оставить максимум на два часа после уроков в классе.
Не выполняющего домашние задания ученика можно оставить максимум на час после уроков для выполнения домашнего задания под присмотром взрослого.
Остальные виды наказаний определяются отдельными указами.

Перевод с финского Ольги Хилтунен



Рейтинг@Mail.ru