Людмила Нодь,
учительница русского языка
Огоньки свечей на весенней улице
Как приходят на первый урок и как
прощаются со школой по-венгерски
Старый Свет – Европа начала ХХI века.
Она пестует своих детей, зорко вглядываясь в
намечаемые контурной линией образы будущего
мира. И вот что интересно: контуры намечают
сегодняшние политики, экономисты, творцы от
науки и культуры. А жить будут в той жизни,
волшебным образом превратившейся из контуров в
реальность, наши с вами дети и внуки. Европа
большим школьным ластиком стирает границы между
своими государствами: венгерский школьник
поступает в германский университет, и это уже
никого не удивляет. В финском законе об
образовании удивительным образом сочетаются
наказания времен Тома Сойера и Геккльберри Финна
с общеевропейскими демократичными целями
образования, когда государство, вглядываясь в
своих маленьких граждан, пытается служить им
верой и правдой.
Тому, кто читает эту статью, надо знать, что
я не журналистка. Я – учитель русского языка.
Живу и работаю в Венгрии, в Будапеште. Последние 16
лет преподаю в гимназии.
Я думаю, многие из вас, бывая за границей или
путешествуя по своей стране, испытывали желание
не только увидеть достопримечательности, но,
вероятно, с удовольствием заглянули бы на
“кухню” тамошних жителей.
23 года я живу и работаю в Будапеште. За это время
полюбила Венгрию, ее людей, полюбила литературу,
особенно поэзию этого народа, его язык, его
культуру.
Часто мне бывает досадно, что венгры плохо знают
Россию, а русские – Венгрию. Здесь, по-видимому,
мне надо быть более точной: венгры все-таки
несколько лучше знают Россию, ведь долгое время
они обязаны были учить русский язык,
произведения русских и советских писателей и так
далее и так далее... Они читают и знают Толстого,
Пушкина, Гоголя, Достоевского, Булгакова,
Солженицына...
Наша гимназия находится в живописнейшем месте
Будапешта, в горах Буды. Около семи лет назад она
была четырехклассной. Одними из первых в
Будапеште мы перешли на смешанный тип – четырех-шестиклассный.
Это значит, что у нас учатся и четыре, и шесть лет.
Учителя нашей школы взялись за написание
специальных книг и пособий, а также программ для
тех, кто поступал к нам учиться на шесть лет. Это
мальчики и девочки 12–13 лет, и поначалу некоторые
учителя гимназии не могли даже представить себя
среди такой малышни.
И все же мне часто жаль этих ребятишек: совсем еще
маленькими включают их в гонку на очень длинную
дистанцию, которую не каждый потом сможет
вынести. Уже в детском саду выносится решение для
каждого отдельного ребенка о его пригодности или
непригодности учиться в обычной школе. Конечно,
родители заранее переживают за результат. Но вот
их ребенок пригоден! Начинается выбор школы.
Можно, конечно, отдать его в ближайшую к дому,
однако многие родители стараются найти учебное
заведение с хорошей репутацией – ведь в
дальнейшем предстоит поступление в гимназию,
опять хорошую, а для этого надо сдать экзамены,
пройти серьезный отбор. И вот родители, каждый в
меру своих знаний и способностей, а также
учитывая свое материальное состояние, пекутся о
будущем детей: занимаются с ними, нанимают
учителей, определяют их в разные общества, секции
и школы дополнительно. Я была очевидцем, как одна
мама (наша соседка по дому) оставила свою работу и
два раза прошла весь курс обучения в восьмилетке
с двумя своими сыновьями. Она знала все учебники
не хуже своих детей, и я часто видела, как на
веранде своего дома они вместе учили уроки.
В нашей гимназии сейчас есть подготовительные
курсы для детей, которые хотят к нам поступить.
Поступают в гимназию в два этапа: сначала в
первый класс четырехлетки, потом в первый класс
шестилетки. Дети волнуются, родители ждут их и
тоже волнуются, просто смотреть иногда жалко,
хотя...
Те, кто набрал проходной балл, приходят на
собеседование, где их ждет комиссия из наших
учителей. Ребята беседуют с преподавателями.
Иногда им задаются вопросы вроде того, почему
собака в жару высовывает язык – от
невоспитанности или есть этому другое
объяснение. Надо сказать, что уровень общего
развития детей, которые приходят к нам, обычно
очень высокий.
В
разных гимназиях приемные экзамены начинаются в
разное время.
Интересный момент: еще до поступления ребята
должны указать, в какую гимназию они хотят
поступить прежде всего. Это значит, что если кто-то
успешно сдал экзамены сразу в три гимназии, а
назвал первой желательной для него нашу, то он и
придет к нам. А что же будет с тем, кто никуда не
поступит? Хорошего, конечно, мало, но если
родители обеспечены, его может принять платная
гимназия; если денег нет, то существуют еще
средние профессиональные училища, курсы и тому
подобное. А тот, кто понимает, что 8 классов – это
очень мало, тот может, например, работать и
учиться в вечерней школе.
Ребята, которые учатся в нашей гимназии,
занимаются много, требования у всех учителей
высокие. Занятия начинаются в 8.30, шестой урок
заканчивается в 13.20, но есть еще и седьмой, и
восьмой уроки.
Дети идут домой, чтобы почти сразу же отправиться
к частному учителю, в спортивную школу, на
занятия танцами или музыкой. Они почти никогда не
смотрят телевизора, читают с неохотой, в кино и
театр ходят очень редко. Если есть несколько
свободных минут, они проводятся за компьютером.
Мне часто приходится замещать заболевших коллег,
так как уроков русского языка у меня очень мало.
Всего шесть человек добровольно и с
удовольствием учат наш язык в гимназии (в
большинстве гимназий его вообще не учат). Так вот,
когда я замещаю своих коллег, то приношу детям
книги и читаю вместе с ними маленькие новеллы,
стихи или даже начала каких-нибудь романов.
Иногда я читаю сама, когда уже не могу вынести их
пономарского чтения или чтения с большим
количеством ошибок. Да, это большая наша беда –
дети плохо читают. Говорят, что это результат
обучения чтению не по слогам, а по картинкам. Как
бы то ни было, но даже в последнем классе гимназии
ребятам приходится порой краснеть за свое плохое
чтение. Как правило, читать вообще не любят, но
бывают и исключения.
В нашей гимназии в каждом классе есть телевизор и
видеомагнитофон. Иногда я приношу на урок какой-нибудь
из фильмов по изучаемому в данный период
материалу. Эффекта нет никакого – неинтересно. И
как же я была потрясена, когда в четвертом классе
17–18-летние юноши и девушки попросили меня
посмотреть вместе с ними мультфильм “Красавица
и Чудовище”. Затаив дыхание, шикая на тех, кто
посмел хлопнуть ранцем или заговорить, как
зачарованные смотрели они сказку.
Тихонько наблюдала за ними, стараясь понять. Мне
кажется, что в большинстве наших ребят, несмотря
ни на какие быстрые темпы их собственного и
мирового развития, живет маленький человечек,
которому хочется любви, внимания, теплого
отношения. Получают ли дети все это в нашей и
других гимназиях? Нет, недостаточно.
Зарплата преподавателей очень низкая, многие
вынуждены давать частные уроки, работать в
других местах. Они приходят в школу, едва не
опаздывая на урок, и убегают, как только их уроки
заканчиваются.
Не забуду, что сказал мне один мой бывший ученик
об учителях. Этот взрослый 25-летний молодой
человек посмотрел на меня как-то очень
внимательно и сказал: “А вы знаете, мы ведь
всегда думали, что учителя – это какие-то куклы,
их утром вынимают из шкафа, а после занятий
ставят обратно. Мы не привыкли говорить с
учителями, как с другими людьми”. Мне было
интересно это признание, такое неожиданное, и я
совсем не нашла его обидным для нас, учителей.
Ведь очень много разговоров ведем мы сами на тему
“Как нам быть?”. Ведь школа – это вся наша жизнь
в миниатюре. И здесь, как и везде, добро борется со
злом. С высоких государственных трибун все чаще
говорят о том, что школе, учителям пристало не
только учить детей, но и формировать их личности.
Если в школе такие педагоги, то понятно, что их
очень любят ученики и бывают им благодарны.
В Венгрии есть прекрасная традиция: ученики
четвертых классов, заканчивая в мае курс
гимназии, прощаются с ней, последний раз проходят
по всем классам и коридорам школы, украшенной в
их честь цветами. Медленно идут они, положа руки
на плечи друг другу, идут и поют, а учителя и
родители дарят им цветы, игрушки, фотографируют,
снимают на видео. А перед этим днем ученики поют
серенады учителям. Они приходят или приезжают на
машинах, которые часто водят уже самостоятельно,
к дому учителя, где бы он ни жил. Часто поздно
вечером или почти ночью зажигают они маленькие
свечки и начинают петь прекрасные, известные
всем песни, которыми давным-давно уже прощались
ученики со своими любимыми учителями. Учитель,
его родные, соседи, прохожие – все стоят и
слушают с чувством необычности происходящего,
неповторимого для этих молодых людей в их жизни
момента. Очень красивая традиция. Я не знала
раньше о таком, может быть, вы тоже не знали, а
теперь будете знать, и если приедете в Будапешт и
ночью в мае услышите небольшой шум и смешки, а
потом тихо и очень красиво запоют, то не
поленитесь выглянуть в окно. Вы увидите
прекрасное зрелище – освещенные свечами
необыкновенные лица молодых людей, которые
смотрят на своего учителя, растроганного, почти
плачущего, в сердце и голове которого одна мысль,
что ради этой минуты...
|