Направление, кажется, верное,
но дороги пока не видно
Модернизация образования на полпути
от ЗУНов к компетенциям
Произойдут ли в отечественном
образовании качественные перемены или в основе
нашей массовой школы так и останется
традиционное содержание? Эта дилемма встала
перед участниками межведомственной конференции,
которые собрались в Университете Российской
академии образования, чтобы обсудить проект
“Пути реализации стратегических целей
обновления школы”.
Его подготовила рабочая группа, созданная
Министерством образования Российской Федерации
и Национальным фондом подготовки кадров.
По мысли инициаторов, назначение проекта – в
конкретизации стратегических целей обновления
общего образования, которые были определены в
ряде основополагающих федеральных документов,
принятых в 2000 году.
Насколько успешно члены рабочей группы
справились со своей задачей?
Почти все участники конференции положительно
оценили проект, хотя и с оговоркой, что он
нуждается в серьезной доработке.
Координатор проекта Анатолий Пинский назвал
несколько “сквозных линий, которые пронизывают
содержание проекта”. Первая из них – установка
на достижение нового качества общего
образования, предполагающего “необходимость
выработки и реализации новой парадигматики
общего образования и новой модели школы”.
Условно новую парадигматику содержания
образования Анатолий Пинский обозначил как
личностно-деятельностную.
Следующая принципиальная установка: основным
результатом деятельности образовательного
учреждения должна стать не система знаний,
умений и навыков сама по себе, а набор ключевых
компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой,
коммуникационной, информационной и прочих
сферах.
Помимо этого разработчики проекта исходили из
необходимости разгрузки учебного содержания,
усиления его вариативности, повышения
эффективности прагматической направленности
общего образования, перехода к старшей
профильной школе.
Собственно, сами установочные идеи проекта
возражений у участников конференции не вызвали.
Большая часть критических замечаний касалась
фрагментарности и недостаточной ясности
описания предлагаемых в проекте путей
реализации.
Центральным для всей концепции обновления
содержания образования, по мнению члена
Московской городской Думы Евгения Бунимовича,
является вопрос: что стоит за понятием ключевых
компетенций? Если завтра сказать: давайте учить
компетенциям – что будет делать учитель? То же,
что и вчера?
Кроме того, многие основные определения
сформулированы слишком сложно.
Запланированным результатом конференции стало
принятие резолюции, в которой собравшиеся
постановили считать, что проект в целом
соответствует стратегии модернизации
образования, и признали целесообразной
доработку проекта в соответствии с теми
замечаниями, которые были высказаны в ходе
работы конференции. Также было решено предложить
Министерству образования обсудить названный
текст и после его доработки одобрить в качестве
основы для разработчиков последующих документов,
посвященных вопросам обновления содержания
общего и среднего образования.
Еще один итог конференции заключается в том, что
обсуждение отчетливо обозначило многие острые
вопросы. К примеру, будут ли приняты компетенции
в качестве основы нового образования и какую
трактовку получит этот термин в конечной
редакции? Остается непроясненным вопрос, какой
будет структура минимальных стандартов,
созданных на основе концепции, и какие будут
использоваться способы контроля.
На конференции в очередной раз проявилась
традиционная проблема всех реформ постсоветской
системы образования: у нас нет недостатка в
декларации общих идей, но как только дело доходит
до разработки механизма их реализации, оно
начинает пробуксовывать.
Мы все еще не можем отойти от установки, что
реформа образования должна жестко направляться
и контролироваться сверху. Отчасти ее живучесть
обусловлена привычным и некритичным
перенесением техногенного типа мышления в сферу
человеческой жизнедеятельности.
Жесткий стандарт, в котором все детализировано,
тоже следствие техногенного мышления. И если он
не будет достаточно гибким, чтобы свободно
вмещать живое содержание образования, то может
оказаться, что сквозные линии обновления школы
вновь замкнутся на прежней формально-знаниевой
парадигме.
Однако, несмотря на серьезные недостатки, проект
“Пути реализации стратегических целей
обновления школы” содержит много новых и
продуктивных идей, а главное, в отличие от
прежних концепций содержания образования, в
которых отдельные разработки по начальной,
средней и старшей школе плохо согласовывались
между собой, – это целостный документ. Будет жаль,
если проделанная его авторами работа останется
втуне.
С первого сентября согласно решению
правительства начнется широкомасштабный
эксперимент по модернизации среднего
образования. Очень хотелось бы, чтобы те, от кого
зависит принятие решения, учитывали, что новую
модель школьного образования нельзя
конкретизировать кабинетным образом, даже
собрав самый лучший коллектив ученых. Такой
коллектив может обозначить только общие цели и
подходы. А уточняться, дополняться,
детализироваться они будут в процессе
экспериментальной работы, в сотворчестве ученых
и практиков.
|