Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Александр Адамский

Помочь человеку стать равным самому себе

Может быть, это самая главная задача школы

Главной задачей образовательной политики в России начала XXI века, на наш взгляд, является политика поощрения и поддержки образовательных инициатив, выращивание образовательных свобод.
Многие считают, что образовательная политика – это действия властей, политических и образовательных, по изменению образовательной ситуации в стране.
Подобное заблуждение приводит к тому, что власть, а точнее, чиновники начинают сами верить в то, что управление – источник изменений. И чем дольше люди пребывают в этом заблуждении, тем сильнее атрофируются реальные органы развития образования – инициатива и творчество. И миф превращается в действительность: управление занимает место единственного источника изменений. Тогда как на самом деле источник изменений образовательной ситуации – это продуктивный конфликт между родителями, учениками и учителями. Именно они своим сложным и противоречивым взаимодействием создают потенциальную энергию развития, которая уже при помощи управления может привести к переменам.
Образовательная политика складывается из потребностей граждан, их видения, какой должна быть система образования, из проявления детских образовательных интересов, из целей, которые формулируют для себя деятели образования, и тех возможностей, которые может предоставить государство.
Нужны общественные образовательные институты поддержки общественных потребностей, профессиональных инициатив и детских интересов.
Для чего?
Чтобы через образовательные инициативы профессионального сообщества, через свободы учащихся граждане могли реализовать свои образовательные потребности, чтобы эти потребности были как можно более разнообразными.
Тогда и возникнет гуманитарная основа гражданского общества, которая вкупе с экономической и политической даст возможность нашей стране создать удовлетворительные условия жизни для граждан.
В этом и заключается образовательная свобода – в возможности реализовать свои образовательные потребности, а не только служить средством реализации государственных интересов в области образования.
А задачи повышения качества обучения, в традиционном смысле, больше не существует.
Существует задача формирования нового качества образования.
Ситуация перехода от общества индустриального к информационному, даже к постинформационному, со всей очевидностью проявляется в кризисе содержания школьного образования. Запоминание бесконечного количества сведений по разрозненным учебным предметам, нигде и никогда не сводимым в единую, целостную картину, не позволяет человеку ориентироваться в мире.
Человек всегда остро переживает свою неспособность сориентироваться в тех изменениях, которые происходят. Но задача образования на самом деле вовсе не в том, чтобы приспособить человека к изменениям, а в том, чтобы он мог сохранить себя, быть равным самому себе, а не тем внешним обстоятельствам, в которые он попал.
Но чтобы остаться равным себе, человеку необходимо ответить на вопрос: что происходит?
Не объяснить с точки зрения фундаментальных законов природы, а выстроить свое личное к этому отношение.
Качество образования – это и есть, собственно говоря, способность выстроить свое отношение к происходящему и тем самым сохранить свою уникальность.
А мы слишком долго выстраивали школу как инструмент «втаскивания» человека в культуру, при этом придуманы нелепые, другого слова и не подобрать, формы насилия, ставшие уже настолько привычными, что их агрессивная, принудительная основа и не замечается. Но дело не только во внешней форме.
Важно определиться: в чем цель нашей системы образования?
Если эта цель – в объеме знаний, тогда придется жертвовать ценностью свободы, мириться с объективной авторитарностью и выстраивать систему образования таким образом, чтобы знаний у учеников было как можно больше и они были как можно глубже.
Что, собственно говоря, мы и делаем – повышаем качество знаниевого образования.
Если же для нас свобода и уникальность человеческой личности – главная ценность, тогда придется поступиться объемом и глубиной общего для всех уровня обученности и устроить систему образования так, чтобы человек рос в условиях безграничного уважения его достоинства.
Вот в чем выбор.
Привычная предыдущим поколениям модель долженствования уже неэффективна, потому что наши дети почувствовали вкус свободы, они уже дышали воздухом демократии, им уже неприемлемо жить по принципу «так положено».
И, пока мы еще удерживает ситуацию, надо понять главный теоретический вопрос образовательной политики: как возможна свобода в системе образования?
Возможен ли проект такой системы образования, которая сохраняла бы ориентировку человека в культуре и одновременно обеспечивала его личностный суверенитет и свободу?
Как это возможно?
Один из ответов: система образования может быть построена не на внешней регламентации содержания образования, а на инициативах и инновациях изнутри – от учителей, родителей и учеников.
Содержание образования не задается сверху, а является результатом общественно-образовательного договора между гражданами и деятелями образования, просвещения.
Этот договор и есть тот новый результат, тот, если хотите, параметр эффективности работы системы образования.
Если выбор целей осуществляется гражданами через общественные образовательные институты – значит, в стране существует образовательная политика, направленная на создание основ гражданского общества. И в конечном счете образование способствует свободе.
Если же выбор целей осуществляется властно-бюрократическим путем, сверху, – значит, никакой образовательной политики нет, а есть простое воспроизведение тоталитарного сознания. А вслед за этим – как неизбежное следствие – и тоталитарного устройства государства и общества.



Рейтинг@Mail.ru