Почему в России не помнят прошлого?
Ощущение, что у нас все только впереди,
коренится в глубокой традиции нашей культуры,
которая кичится своей молодостью и поэтому живет
без наследства
Материализм Запада у нас имеет свойство
перерастать в нигилизм
Начнем с размышлений Чаадаева: “Мы
же, явившись на свет, как незаконнорожденные
дети, лишенные наследства, без связи с людьми,
предшественниками нашими на земле, не храним в
сердцах ничего из наставлений, вынесенных до
нашего существования. Каждому из нас приходится
самому искать путей для возобновления связи с
нитью, оборванной в родной семье”.
На Западе дворянство, поставившее над собой и
монархом идею закона и блага страны, приобрело
независимость и личное достоинство, которые
могли наследоваться. Со времен Петра Великого
аналогичный процесс начинался и в России. Пушкин
с гордостью говорил о себе: “Бояр старинных я
потомок”. Относясь иронически к “дряхлеющим
родам”, выше ставя свое личное “мещанское”
достоинство, он тем не менее принял это
наследство. Влияние западной идеи
преемственности сказалось в России к концу XVIII
века – в поисках собственного культурного
прошлого: собирание летописей, былин, народных
песен.
Но была в России непривычка к наследству. К его
хранению, передаче, получению. Мотив,
зафиксированный русской поэзией, писавшей не раз
о “горькой насмешке обманутого сына над
промотавшимся отцом”. Пришедший с Запада
вульгарный материализм оборотился в России
нигилизмом, ибо именно нигилизм отвечал у нас
мощной многосотлетней почвенной традиции.
Традиции жизни без наследства.
Иные русские мыслители видели в таком положении
дел преимущество России, показывающее ее
молодость, ее предназначение начать новую
страницу истории. Нету прошлого, нету наследства
– и не надо! Причем многое из прошлого хотелось
бы и самим вычеркнуть, чтоб его как бы и не было.
На такой позиции вырастали русские леворадикалы,
начиная с Бакунина и Герцена, писавшего:
“Нелегко Европе... разделаться со своим прошлым;
она держится за него наперекор собственным
интересам... Мы же более свободны от прошлого, это
великое преимущество... Мы свободны от прошлого,
ибо прошлое наше пусто, бедно, ограничено. У нас
больше надежд, ибо мы только еще начинаем...”
(курсив мой. – В.К.). В эти же годы Бакунин объявил
“страсть к разрушению” творчеством, выразив тем
самым крайний нигилизм и “проматывающихся
отцов”, и “детей-отрицателей”.
Эти идеи были подхвачены молодой эмиграцией
конца 60-х – начала 70-х (Ткачев, Нечаев), уже прямо
заявившей, что цивилизация, школа, книги,
достижения духа только помеха для революции, но
поскольку Россия молода и отстала, она сможет
обогнать омещанившийся Запад. Напрасно Герцен в
предсмертных письмах “К старому товарищу”
выступил против молодых радикалов, согласившись
со своим старым оппонентом Чернышевским, что вне
цивилизации право личности утвердить не удастся.
Даже в самый революционный свой период он
исходил из того, что “нет ничего устойчивого без
свободы личности”.
Но молодым нигилистам было наплевать на личность
и ее свободу, поэтому разрушения они не боялись.
Тем более что к концу нигилистическое слово
оказалось сильнее. Так и возникло вполне
победоносное тоталитарное движение ХХ века.
Победив, нигилисты-большевики вернулись, по сути,
в допетровское прошлое.
Большевики воображали себя и убеждали других,
что они наследники и продолжатели петровских
преобразований. Но Бунин, один из самых зорких и
проницательных людей России, показал, как в
“окаянные дни”, когда пришла “ужасная пора”,
предсказанная Пушкиным в “Медном всаднике”,
град русской цивилизации был затоплен
разбушевавшейся стихией отечественного
нигилизма.
* * *
Петр и Пушкин стали символами возникшей
русской цивилизации. Их усилием Россия сызнова
приобщалась к европейской традиции
наследования. Но ведь была у нас и другая –
нигилистическая – традиция. Откуда она взялась?
В Новгородско-Киевской Руси частная
собственность как цивилизующий элемент жизни
продержалась не более четырех столетий и была
сметена татарским нашествием. По “монгольскому
праву на землю” прежде всего была уничтожена
земельная частная собственность: вся
завоеванная земля принадлежала хану и
жаловалась в пользование специальными ярлыками.
Это низвело народ в социально-экономическом
плане до родо-племенного уровня. Монгольские
принципы власти переняла “татарофильская”
(Г.П.Федотов) Москва. Борьба боярства,
сохранявшего прежний принцип владения землей,
оказалась безуспешной: победил московский князь.
И вотчины были заменены поместьями, жалуемыми
только за службу. Этот победивший принцип жизни
кочевого племени утвердился на много столетий,
совпав с родоплеменным отрицанием наследства.
Боярское “местничество” казалось народу
смешным, ибо, как писал Пушкин, “кочующие племена
не имеют ни истории, ни дворянства”. Это и была та
традиция нигилизма, которую Россия пыталась
преодолеть в постпетровский период, когда
дворянские и купеческие семьи обрели не
отчуждаемую и не отбираемую государством
частную собственность, которую стало возможным
передавать по наследству.
Реакция этой нигилистической традиции на
цивилизованные попытки России обустроиться
(великие реформы Александра II и тому подобное)
была огромной, причем нигилизм распространялся
не только на отрицание частной собственности, но
и на духовные достижения. В 1892 г. Д.С.Мережковский
публикует программную работу “О причинах упадка
и о новейших течениях современной русской
литературы”, где принимает часть отцовского
опыта, а от другой части отказывается. Эта статья
стала программой русского модернизма. Русским
модернистам казалось, что новые откровения
западной мысли предполагали отрицание
предыдущих откровений. Дело было, однако, не в
новых западных заимствованиях, а в
продолжающейся работе механизма отечественного
нигилизма. Именно в этой – модернистской –
тональности написана в 1897 г. знаменитая работа
В.И.Ленина “От какого наследства мы
отказываемся?”.
Оказалось, что отбросить часть духовного
наследия невозможно. Оно отвергается целиком, а
люди, рожденные эпохой революции, торжественно
провозглашают “новое” смертью “старого”:
“Первая заглавная буква новых дней свободы так
часто пишется чернилами смерти” (Велимир
Хлебников “Октябрь на Неве”).
Но как отвергается целиком, так целиком и
возвращается. Дальнейшая судьба страны показала,
что наследуемый тип культуры нерасчленим – и в
плохом, и в хорошем. В меняющемся обличье, в
превращенном виде все явления и архетипы
культуры продолжают жить, перетекая из прошлого
в настоящее. От духовного наследия, как и от
культурных традиций, нельзя отказаться: их можно
гуманизировать и цивилизовать. А эта задача не
решается революционным путем. Россия на своем
опыте убедилась в этом сполна.
Большевики отменили принцип цивилизационного,
последовательного, преемственного развития.
Паллиативы вроде борьбы Ленина с Пролеткультом,
сохранения Большого театра, введения в школьную
программу Пушкина и Толстого только высвечивали
картину всеобщего одичания. Поэтому если Петр и
Пушкин пробуждали в России наше общее с Европой
прошлое, то после Октябрьской революции
воскресла традиционно варварская,
нигилистическая идея о нашем безусловном
превосходстве над Западом благодаря отсутствию
у нас исторических традиций, благодаря нашей
детскости. Маяковский писал:
Другим
странам
по сто.
История –
пастью гроба.
А моя страна –
подросток, –
твори,
выдумывай,
пробуй!
Итак, спустя тысячу лет развития Россия
– по-прежнему “подросток”. Об этом в 1918 году и
Василий Розанов, но с удивлением и тоской:
“Страшно, дико: но, проживя тысячу лет – мы все
еще считаем себя “молодыми”, “молодою нациею”.
Ощущение, что нам все только предстоит начать,
коренится в глубокой традиции нашей культуры –
культуры без наследства. А недоверие к
собственному прошлому рождает веру в великое
будущее. Но где гарантии этого величия?
Склонность к постоянным перерывам в развитии
свидетельствует скорее не о молодости, а о
духовной невзрослости, об определенной защитной
реакции против усложнения социума. Разговоры о
нашей исторической юности возникали в
результате нежелания знать свое реальное
прошлое, пусть скверное, но действительно бывшее.
Гораздо легче и спокойнее, как это и делает
подросток, придумать себе красивую биографию,
создать руками официозных борзописцев
историко-олеографическую родословную России. То
есть псевдоисторию. Отрекаясь от реального
прошлого, не взрослели.
Лет до ста
расти
нам без старости.
Мы жили в псевдоистории, ведь реальная
история возникает там, где есть развитие и
взросление, то есть честное знание о себе и
преодоление себя. Вопрос о нашей детскости, нашей
невзрослости остается актуальным и сегодня.
Владимир КАНТОР
|