Мы продолжаем разговор, посвященный
теме саморазвития детей в школе, который был
начат 23 декабря в 92-м номере газеты. Нам кажется,
что саморазвитие ребенка становится ключевой
задачей современного школьного образования.
Сегодня многие учителя стремятся не просто
обучить детей, но поддержать, укрепить живущее в
каждом ребенке желание самостоятельно
становиться более умелым и успешным. Надеемся,
что и вы, наши читатели, присоединитесь к общему
разговору и расскажете о своих подходах к этой
непростой задаче.
А сегодня предлагаем рассуждение психолога Марии Андреевой о том, как
можно способствовать саморазвитию в обычной
школе, и пояснения Бориса
Мастерова к принципиально новому
школьному курсу “Психология для подростков”.
Саморазвитие начинается с
выбора
И чтобы помочь ученику его сделать, от
нас требуется не только поддержка, но и признание
его права на самостоятельность
Для некоторых российских школ главным
ориентиром сегодня становится развитие
индивидуальности ребенка. При этом нередко
задача обучения основам наук уходит с поля
зрения педагогов и в результате оказывается, что
ученики не владеют элементарными знаниями и
навыками.
Как же соединить эти требования обучения с
самораскрытием и свободой индивидуальности
каждого ребенка? Чтобы не жертвовать ни тем, ни
другим, необходимо развивать две совершенно
разные способности.
Первая – способность к произвольной
деятельности, которая и обеспечивает обучение.
Ребенку надо понять и принять условия задачи, то
есть понять, что от него требуется, и выполнить
именно то, что его просят.
Но произвольность ни в коем случае нельзя
приравнивать к послушанию, поскольку ребенок
подчиняет свои действия не приказу извне, а той
задаче, которую он принимает как свою и уже сам
ставит перед собой. Иначе говоря, это умение
самому управлять собой.
Не все пришедшие в школу дети обладают этим
умением, но учителя могут содействовать его
становлению.
Это происходит, когда вы видите в ребенке
сотрудника и обращаетесь к нему не как к
исполнителю ваших инструкций, а как к деловому
партнеру, на котором лежит ответственность за то,
что его часть работы будет сделана. Замечательно,
если учитель не просто объявляет
первоклассникам о существовании определенных
школьных норм, а пытается вместе с детьми
порассуждать о том, как сделать, чтобы каждый
имел возможность быть услышанным или чтобы в
классе не было шума, от которого все устают. Это
позволит каждому ребенку задуматься о том, что он
является не только жертвой какой-то ситуации, но
и ее создателем.
Вторая способность, которая помимо прочего
позволяет использовать полученные знания, – это
креативность, творчество.
Способность генерировать идеи дана человеку от
природы. Легкость, с которой это происходит,
может зависеть от психодинамических
особенностей, но в гораздо большей степени это
зависит от того, поддержан ли ребенок в этой
деятельности. Творческие идеи требуют бережного
к себе отношения. Когда мы низко оцениваем
выполнение задания, полученного извне, мы даем
оценку только качеству труда ученика. Когда же
оценивается детское сочинительство, придумка,
собственная оригинальная мысль – это
воспринимается гораздо болезненнее, поскольку
непосредственно касается внутреннего мира
ребенка. И если к 7–8 годам ребенок способен
отделить оценку труда от оценки самого себя, то
для того, чтобы отделить оценку собственных идей
от оценки личности, требуется большая степень
зрелости, которой обладают не все взрослые.
Развитию творческих способностей способствуют
задания с “открытым результатом”, то есть такие,
которые могут иметь сколько угодно правильных
ответов. Самый распространенный тип подобных
заданий – дорисовывание фигур. Также этому
способствуют так называемые свободные задания,
без конкретизации конечной цели работы.
Есть дети, которым по разным причинам трудно
продуцировать что-то свое, они предпочитают
действовать по инструкции или по образцу. Им
можно предложить частично заданные проекты.
Скажем, то же дорисовывание фигур на листе, где
некоторые объекты уже нарисованы, например,
солнце и лес.
В отличие от обучающих задач в творческих
заданиях от ребенка требуется придумать, создать
что-то свое, а от учителя – увидеть, найти в идее
каждого что-то интересное и необычное.
Чтобы всем было проще, важно четко обозначать,
какое задание вы сейчас даете – творческое или
обучающее.
Теперь, собственно, о саморазвитии. На мой взгляд,
лучшая помощь в саморазвитии – позволить детям
самим совершать выбор, руководствуясь прежде
всего своими личными предпочтениями.
Универсальным ориентиром в отношениях с миром
являются эмоции и чувства. Они подсказывают нам,
приближаемся ли мы к реализации наших
потребностей или удаляемся.
Человек, который знает, чего он хочет, обычно
производит впечатление интересного и активного.
Как помочь ребенку найти дорогу проживания своей
собственной жизни?
Первое и главное, в чем может проявляться ваша
помощь, – это общение с детьми как с
полноправными субъектами любых отношений, в том
числе тех, которые складываются в учебном
процессе. Это значит, что вы готовы признавать
право на полное присутствие другого: на его
чувства, желания, причины, идеи, на его прошлое,
настоящее и будущее.
Учитель может помочь детям найти собственные
ориентиры в творческо-интеллектуальной
деятельности, в выстраивании человеческих
отношений, в осознании собственных желаний. В
авторских и экспериментальных школах для этого
выделяют специальное пространство в школьной
жизни.
В обычной школе подобным целям могут служить
кружки, в которых педагоги реализуют обе задачи,
а по сути, одну: формирование и развитие
внутреннего исследователя, который есть в каждом
из нас и которого можно обратить либо к миру
вовне (научное исследование), либо к миру внутри
(самоисследование).
Мария АНДРЕЕВА
Поговори со своими чувствами
Как вывести ребенка за пределы
навязанной ему роли?
Создавая новый курс психологии для
подростков, мы с Галиной Цукерман исходили из
нашего понимания, как происходит саморазвитие
человека.
На наш взгляд, саморазвитие – это способность
самостоятельно ставить и решать задачи на
самоизменение. Существуют как минимум три
главных фактора, которые влияют на становление
этой способности.
Первый – возрастной. Наиболее благоприятным для
саморазвития ребенка является младший
подростковый возраст, когда у человека резко
повышается интерес к себе как к личности: какие
качества меня характеризуют?
Но это и один из самых трудных и опасных
жизненных периодов. Подростка начинают всерьез
волновать вопросы: кто я в глазах моего друга,
моей компании? Как нас видят девочки или
мальчики? Как мы себя ощущаем по отношению к ним?
Ребенок спонтанно строит разные варианты своего
“я”, рождаются и рушатся его представления о
себе, самооценка мечется вверх-вниз. В один день
он себя видит таким, в другой – другим.
А родителей, учителей часто заботит совсем
другое: главное – хорошо учиться, это тебе
пригодится в жизни.
И возникает опасность “застревания” на стадии
ролевого поведения. Подросток растет человеком,
который может только функционировать, быть
“винтиком” в социуме, но не реализовать свои
способности.
Еще одна опасность связана с резким повышением
значимости оценочных и самооценочных суждений.
Велика угроза получить психотравму, которая у
взрослого переходит в невроз.
И если к тому же ребенок сильно отдаляется от
мира взрослых и рядом не находится человек,
мнение которого было бы значимым, велика
вероятность появления другого “авторитета” с
негативными жизненными установками, что часто и
происходит.
Поэтому очень важно, чтобы рядом с подростком был
умный и компетентный взрослый, который мог бы
выступить в роли помощника. Для этого у взрослого
должно быть наготове средство саморазвития,
чтобы в нужный момент предложить его ребенку. Это
и есть второе важное условие: чтобы человек
развивался, у него должны быть средства,
“инструменты” для самостоятельного развития.
В.Давыдов считал, что такими средствами могут
стать исходные генетические понятия. Овладев
ими, ребенок сможет на них, как на основания,
“наслаивать” новую область знаний.
Какое же исходное понятие может стать в нашем
курсе таким средством или, выражаясь
метафорически, площадкой для самостроительства?
Оказывается, в подростковом возрасте очень
значимым является понятие “я”: это то, что
непосредственно ощущается каждым.
А третий фактор – овладение конкретными
способами и приемами саморазвития, многие из
которых наработаны в гуманистической
психологии. Без этих средств обойтись трудно, тем
более что саморазвитие дело рискованное.
Значит, педагог должен выступать также в роли
“регулятора риска”, предоставив саму
возможность риска, но в то же время обеспечить
безопасность.
Поэтому при организации занятий нам было важно,
чтобы возникла общая доверительная атмосфера.
В обычной школе как бывает? Дети дразнят друг
друга, наклеивают ярлыки, прозвища.
А на наших занятиях (они проходят не как урок, а в
форме тренинговой группы) мы ввели правила
безоценочного взаимодействия, при котором
обратная связь обеспечивается через метафоры.
Предположим, вот этот человек у тебя с какой
игрушкой (птицей, деревом) ассоциируется?
Самое первое занятие началось с рассказа о том,
что психологи бывают разные.
– Одни занимаются наукой, другие помогают людям
решать их проблемы, третьи исследуют себя. Вы что
хотите делать?
Дети хотят исследовать себя, но одновременно
боятся этого. Обычно многие говорят:
– Давайте просто займемся психологией.
И ребята начинают постигать основы науки, но
делают это на примерах их собственной жизни, как
бы примеряя новое знание к себе.
Например, подростки знакомятся с эмоциями: какие
они бывают, как действуют на людей. И кто-то
говорит, что я, например, часто бываю вспыльчивым.
Ведущий задает вопрос:
– А что ты чувствуешь в этой ситуации?
– Я сержусь и испытываю гнев.
– А еще?
– Немного боюсь.
– Отлично, есть несколько чувств, которые ты
переживаешь в этой ситуации. Давай выберем из
нашей группы того, кто будет твоим гневом, кто
будет твоим страхом и голосом разума, а ты
поговори со своими чувствами, как будто они
отдельные существа.
Разговаривать со своими чувствами и проживать
то, что происходит в тебе, в твоем “я”, когда ты
поговорил с гневом, страхом, обидой, – это и есть
путь к самоизменению. Теперь человек может
вызывать эти внутренние “существа” и таким
образом управлять собой.
Например, что ребенок испытывает в момент, когда
мама его “пилит”? У него возникает спонтанная
реакция, которая затмевает все остальное:
сначала обида, а потом ответная агрессия.
– А что бы ты хотел изменить, чтобы этого не
произошло?
И оказывается, у парня есть внутренний голос,
который мог бы успокоить маму.
Это голос восхищения мамой. И стоит его включить,
как прежняя спонтанная реакция обиды уходит,
появляется теплота в глазах, улыбка, и мама
остывает. После этого можно включать другой
голос, который маме что-то объяснит.
Постепенно ребята знакомятся с разными
средствами, которые можно использовать для
решения своих затруднений, и начинают применять
их.
Чем больше человек ставит подобных задач, тем
сильнее развивается в нем саморефлексия, тем
богаче становятся средства обращения с самим
собой и с другими людьми. Ребенок начинает жить и
действовать осознанно.
Борис МАСТЕРОВ, психолог
|