Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Нам платят за результат.
Но в чем он?

Почему именно профессия педагога вызывает такие разнотолки по поводу качества его работы, уровня компетентности, человеческих качеств и даже оплаты труда? Вероятно, потому, что, во-первых, все мы сами прошли через горнило школы, во-вторых, в сознательном возрасте мы делаем это вместе со своими детьми, а в-третьих, став бабушками и дедушками, мы отправляемся в этот путь вновь со своими внуками. Выходит, большинство из нас, даже не будучи профессиональными учителями, имеет дело со школой всю жизнь.
Деятельность педагога – это сегодня выполнение государственного заказа. И это, к сожалению, объективная реальность.
Что же стоит за словами «государственный заказ»? Что или, лучше, кого государство хочет получить в результате работы школьного учителя? И не расходятся ли тут интересы государства и общества? Возможно, общественный заказ учителю был бы иным.
Считается, что результатом работы школьного учителя являются выпускники. И, главное, чтобы за десять лет обучения они стали компетентными людьми. В чем? В жизни? Но такое невозможно, и любой взрослый это понимает. Необходим опыт – способность не только воплотить в реальность полученные в школе знания и умения, а с каждым разом все лучше и лучше – отбрасывая то, что оказалось ненужным в конкретном случае, и привлекая новое, вероятностное, что может понадобиться и улучшить результат. Субъективно оценивая неоднократно повторяемый опыт, реакцию окружающих, соотнося с ней свое мнение, человек получает возможность критически отнестись к собственной компетентности, произвести самооценку. Значит, налицо взрослое отношение бывшего ученика к происходящему и своей роли в нем. И если это произошло, значит, учитель сделал все от него зависящее и выполнил социальный заказ.
Обратимся к моменту перехода ребенка – выпускника школы к выходу во взрослую жизнь. В чем состоит парадокс? Государство получает свой заказ. И, как любой результат любого труда, он оценивается. Но каким образом? Видимо, оценка заказа – востребованность каждого выпускника. На деле этой востребованности нет. Семнадцатилетним у нас не гарантирована ни работа, ни продолжение обучения. Следовательно, или государство неправильно заказало, или оно не обеспечило выполнение своего заказа. В этом смысле осознание необходимости модернизации образования есть обнадеживающий факт. Государство наконец уяснило, что на школьное образование затрачиваются немалые средства, а массой людей (чиновников, ученых, педагогов, обслуживающего персонала и самих учеников) – огромное количество рабочих часов. А расплачивается за эти затраты не только государство, которое могло бы использовать эти силы и средства на что-то не менее необходимое нам с вами, но и молодые люди, только выходящие в жизнь. Они сталкиваются с полнейшим равнодушием к их невостребованности и по большому счету даже судьбе.
Реформаторы школы предлагают изменить заказ государства. Основным результатом деятельности школы должна стать не усвоенная детьми система знаний, умений и навыков, а некий набор ключевых компетенций. Но надо понимать, что компетентности научить нельзя, она – продукт деятельности самого ребенка; а вот создать ему условия: вооружить необходимыми знаниями, дать возможность оперировать нужными умениями и приобретать опыт – все это можно, и не только можно, а и нужно. Такова основная роль педагога. Когда наши реформаторы вводят новые термины, они частенько путаются в их определении. Компетенция ученика – это только знания и умения в определенных областях науки, культуры, техники; а компетентность – реальная демонстрация ими своих знаний и соответствующих умений в конкретной сфере деятельности. Значит ли это, что политики образования неясно формулируют или что мысль до конца ими не понята и не додумана? Отточенная мысль излагается очень просто и по сути своей является формулой. Сам процесс перехода к новой терминологии представляется абсолютно правильным, продиктованным современным взглядом на жизнь и ее требования. Постановка же вопроса и его аргументация пока не выдерживают никакой критики и государство платит представителям любой профессии за результат его труда. Работа конструктора космического корабля оплачивается выше, чем работа слесаря, изготовляющего конкретную деталь этого корабля. Учитель же, выполняющий для государства основной его заказ (ведь каждый из нас получает обязательное школьное образование), оплачивается сегодня на уровне кондуктора трамвая.
Похоже, что и сам учитель мало представляет, за что он получает заработную плату. Словесники стонут от проверки тетрадей, физики и химики – от количества лабораторных работ, физкультурники – от неоснащенности школьных залов. Директора школ, суммируя все сказанное, приходят в полное недоумение от мизерности оплаты учебных часов (частный урок специалиста стоит в Москве 15–20 долларов, а его же урок в школе – 10 рублей). Но конкретные составляющие труда учителя даже не описаны сегодня во всей полноте, не говоря уже об оплате. Фактически оплачиваются только обучающая и контролирующая функции. Но это лишь два из тринадцати основных компонентов, описанных в трудах ученых.
Впрочем, государство и вообще не обязано, на наш взгляд, соотносить оплату труда с его составляющими. Ему важен не процесс, а результат. И если качество результата его устраивает, оплата должна быть по максимуму. Мы же сами реагируем на слова ученика «я учил…» словами «но ты же не выучил!». Так же и государство должно реагировать на результат нашего учительского труда. Маленькая зарплата? Что это означает? Что у государства никак не дойдут до нас руки или что оно именно так оценивает результат нашего труда? Хотелось бы думать, что первое. Именно это горячо и без конца обсуждается в каждой учительской. Но может быть, все-таки второе? Тогда самая первая наша задача – доказать, что мы-то делали, делаем и, конечно, будем делать все, что в наших силах. А вот задача государства – восполнить недостающее, то есть дать нам возможность быть максимально компетентными в деле, которым мы занимаемся: определить первоначальный уровень нашей профессиональной пригодности, вооружить нас рациональным набором знаний и умений и создать соответствующие условия для творческой интерпретации полученных компетенций. Сюда входят, на наш взгляд, и создание современных условий в рабочей обстановке, и возможность постоянного повышения уровня квалификации, и достойные жизненные условия.

Татьяна БЕРЕЗОВСКАЯ,
кандидат педагогических наук



Рейтинг@Mail.ru