Институт учительского мнения
1. За что в своей работе вы бы хотели
получать зарплату?
2. Что в вашей педагогической деятельности должно
оцениваться прежде всего?
Опять и опять в коридорах власти
обсуждается модернизация российской системы
образования. Главный вопрос, который волнует
почти всех, – решает ли новый проект
кардинальные вопросы современной школы. И в
нашем Институте учительского мнения тоже
развернулись дебаты.
Многие считают точкой отсчета стоимость
обучения в школе одного ученика. Правильно ли
это? И сколько денег надо потратить, чтобы
обеспечить освоение детьми школьной программы,
хотя бы на уровне минимальных требований? Они
полагают, что, имея такие подсчеты, государство
сможет оплачивать учителю не прожиточный
минимум, а реально проделанную работу. Согласны
ли учителя с такой позицией?
Предлагаем вам, уважаемые читатели, включиться в
обсуждение.
Профессионализм – это умение сделать
любой предмет интересным
Екатерина КРАСНОВА,
учитель английского языка,
г. Казань
За что я хотела бы получать зарплату?
Наверное, только за одно – за крепкий
профессионализм. Для меня это очень просто: если
мой кусочек знаний достоин передачи следующему
поколению, то это нужно сделать с минимальными
“транспортными потерями”. Остается два
непростых вопроса: что именно достойно того,
чтобы быть переданным, и как именно это сделать. О
первом моя голова не болит – содержание
образования определяет программа, а что касается
второго, вот именно за это мне, как учителю, и надо
платить деньги.
Современный образовательный процесс мне здорово
напоминает “детокормление” – сначала я иду в
супермаркет, и кто-то, чья компетентность не
вызывает сомнений, берет с полок разные продукты
и кладет в мою тележку, постепенно набивая ее
доверху. Я гордо шествую от отдела к отделу, лишь
слегка сомневаясь, действительно ли то, что
выбрано, – самое лучшее для моих детей в этом
учебном году. Когда наконец мы с тележкой
выкатываемся из магазина и я вижу лица ожидающих
меня ребят, то понимаю, что, пока я отоваривалась
крупами и нежирным мясом, дети не теряли времени
даром в кондитерском отделе, то есть
насмотрелись телевизора, наигрались на
компьютере и наслушались музыки. Далее следует
немая сцена, во время которой каждый думает о
своем.
Дети: “Мы не хоти-и-и-им это есть!”
Я: “Что делать?”
Компетентное лицо: “Старайтесь, милочка, вам за
это платят!”
Добросовестный, но, увы, нетворческий учитель в
этой ситуации пойдет по пути наименьшего
сопротивления: приготовит все точно так, как
рекомендует книга для учителя, поставит тарелки
перед детьми и скромно удалится, а убирая со
стола, горестно или недовольно заметит: “Ну вот,
опять ничего не съели!” Он будет утешать себя
тем, что все приготовил методически правильно и
не его вина, что еда осталась нетронутой
(материал не усвоенным).
Тот, кто неравнодушен и хочет честно
зарабатывать свои деньги, постарается придумать,
как накормить чем-то полезным объевшегося
сладким ребенка. Оказывается, способ всегда есть,
и даже не один.
Я считаю правильным получать зарплату за то, что
с моей помощью ребята научились тому, что без
меня они отпихнули бы как скучное и недостойное
их драгоценного времени. Хотя чем дольше я
работаю, тем чаще мечтаю о том, чтобы получать
деньги за самостоятельный выбор исходных
продуктов на полках образовательного
супермаркета и за написание своей собственной
поваренной книги.
Можно принимать в расчет знания, а можно
– развитие
Елена КУЦЕНКО,
учитель русского языка в начальных классах
школы развивающего обучения
– Думаю, что сейчас мне платят даже
больше, чем стоит нынешняя моя работа. Не могу не
признаться, что я плохой исполнитель. Забываю,
например, выставить оценки в журнал в конце
урока. Да и не только это. А вот если помечтать об
идеальной школе, то зарплату я хотела бы получать
за то, что на самом деле умею делать хорошо: за
создание детям условий для развития в области
языка. За работу в том темпе и в том направлении,
какие ребенку присущи внутренне. За обеспечение
комфортности процесса развития. Продолжая
мечтать, я представляю, как разыскиваю учителя
для ребят из своего класса. Несколько лет назад,
когда и дикторы по телевизору, и родители дома
часто говорили о войне в Кувейте и об
энергетическом кризисе, мои третьеклассники
заинтересовались: что такое нефть? как она
выглядит? почему из-за нее воюют? Я пригласила
подругу, преподавателя химии, и она стала
показывать в классе опыты. Всем до одного было
интересно поджигать настоящую нефть.
Всегда, когда занимаюсь своим делом – именно тем,
за которое хочу получать зарплату, – могу
гарантировать, что личностный рост проявится у
каждого ребенка, продвижение почувствуют все.
Можно кому-то платить за объем
переданных-полученных знаний, за сроки
достижения результата. А мне, пожалуйста, – за
продвижения детей, которые я могу объяснить и
себе, и родителям. Учитель, работающий в этом
режиме, выкладывается так, что больше нигде
работать не может. И платить тогда надо ему так,
чтобы средств хватало для полноценного
восстановления сил.
Невозможно бесконечно черпать из себя:
необходимо покупать книги, ходить в театр.
Учителю, особенно если он не живет в крупном
городе, нужны поездки, чтобы видеть чужую
практику. И, наконец, – настоящий отдых летом.
При достойной оплате учитель может прекрасно
работать с каждым ребенком.
Еще бы вспомнить, что учителя – чаще всего
женщины, а иногда и воспитывающие ребенка. О
такой зарплате и не мечтается...
Что, если уроки станут товаром, качество
которого учитель гарантирует?
Евгения СОКОЛОВА,
учительница истории
московской школы № 734
– А я вообще не хочу получать
зарплату!
???
– Не хочу получать деньги от государства.
– А с кем же тогда иметь дело?
– Учителю имеет смысл работать на общество.
Важно учитывать мнение родителей. Но я не хочу
работать по заказу государства.
– Чем же плох этот заказ? Разве он не может
совпадать с общественным?
– Будучи профессиональным историком, я знаю, что
интересы общества очень часто не совпадают с
интересами государства. Работа учителя в школе –
не конвейер. Это штучная работа.
Педагогика, которой я хочу заниматься,
называется педагогикой сотрудничества.
Действительно, если ребенок находится «на
пансионе» у родителей, то педагога,
сотрудничающего с ним в школе, должно
обеспечивать государство. Мне нужна литература
по предмету, поездки с детьми к историческим
памятникам, Интернет. Может быть, даже питание в
школе и одежда для “выступления” перед детьми,
как диктору на телевидении.
– А если, продолжая мечтать, попробовать
представить педагога, который хорошо
зарабатывает в школе. Это, по-вашему, возможно?
– Почему бы и нет? Хорошая работа учителя –
работа творческая, вдохновенная, и конечно, «не
продается вдохновенье»! Но, следуя мысли
великого поэта, учитель-творец может «рукопись
продать». Талантливый педагог может представить
разработанные им методики и технологии, подать
заявку на грант и после соответствующей
экспертизы получить деньги, которые он заслужил.
– А как быть учителю, желающему зарабатывать
больше, в ситуации ежедневных уроков?
– И здесь все столь же просто, сколь и
фантастично. Собираясь провести занятие «Россия
времени Ивана Грозного», я разрабатываю ход
урока, форму представления знаний, нахожу тексты,
составляю список литературы, готовлю источники
– и предлагаю это как товар директору школы. Или
другому директору школы. Покупайте!
|