Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Требуется Левша с компьютером

Уральских ремесленников готовят по немецким технологиям

О том, что начальное профессиональное образование является важным инструментом регулирования социально-экономического развития региона, говорили и писали неоднократно. А вот как пользоваться этим инструментом – это в большинстве случаев оставалось «за скобками». И, как нередко бывает в педагогической действительности, умные разговоры велись сами по себе, а профучилища жили сами по себе,
кое-как решая свои многочисленные проблемы и не догадываясь, какой мощный экономический ресурс они собой представляют. Удалось правдами и неправдами заработать денег на косметический ремонт или новую мебель – и слава богу.
Конечно, были – и есть – в системе начпрофа такие учреждения и такие директора, которым удалось, вопреки всему и несмотря ни на что, занять именно ту нишу, которую и должно начальное профессиональное учебное заведение занимать в современных экономических условиях. Причем, что характерно, раньше, при социализме, эти учреждения ничем особенным
не выделялись.

Кто был ничем…
(О вреде и пользе промышленного спада)

Екатеринбургский профессиональный лицей ремесленников-предпринимателей, которым руководит Николай Доронин, – это шесть корпусов, содержащихся в идеальном состоянии за счет средств самого заведения, это подготовка учащихся по десяти специальностям, от бухгалтера до овощевода, это переобучение безработных по договору со службой занятости и на коммерческой основе, наконец, это пилотное учреждение международного проекта «Поддержка ремесел через профессиональное образование». Но по мановению волшебной палочки в наше время, как известно, ничто не возникает…
Собственно, сами слова «ремесленник» и «Урал» находятся в тесной исторической связи: с XVIII столетия здесь развивалась не только горно-заводская, добывающая, а затем и фабричная промышленность, но и кустарное, ремесленное или, по-научному, мелкотоварное производство. Не обязательно напрягаться, вспоминая что-то из школьного курса истории – уж сказки Бажова про малахитовую шкатулку в детстве читали все. В двадцатых годах уходящего века сказки закончились – грянули сталинский «великий перелом», индустриализация и полное уничтожение нэпманов, Уральский хребет стал становым хребтом советского военно-промышленного комплекса. На этом история уральского ремесла по большому счету закончилась. Сейчас ее пытаются возобновить с помощью тех самых немцев, которых вроде бы окончательно и бесповоротно посрамил Левша со своей подкованной блохой.
В конце восьмидесятых – начале девяностых совершился второй «великий перелом», по своему содержанию и последствиям обратный сталинскому: оборонка (и тяжелая промышленность в целом) из флагмана народного хозяйства превратилась в безнадежного аутсайдера. А поскольку реструктуризация крупного промышленного производства требует немалых денег, которых сейчас в казне нет, встала задача переориентации уральской экономики на малый и средний бизнес – сектор, который на Западе производит порядка четверти всей промышленной продукции. Это позволило бы и существенно расширить налогооблагаемую базу, и решить проблему растущей безработицы среди персонала промышленных предприятий.
Загвоздка, однако, заключается в том, что развитие малого и среднего бизнеса требует подготовленных кадров, причем подготовленных именно к непосредственной работе на рынке. Наши «узкие специалисты» – будь то инженер или рабочий – к такому роду деятельности не приспособлены, и ожидать, что они проявят чудеса свободного предпринимательства, в высшей степени наивно. Вот тут-то и вспомнили о системе профучилищ, на базе которой можно было бы оперативно развернуть переобучение высвобождающихся кадров и подготовку специалистов, сочетающих профессионализм с предпринимательскими навыками.
И тут обнаружилась парадоксальная картина. Бывшие образцово-показательные училища, ориентировавшиеся на пресловутый ВПК и раньше не знавшие никаких проблем, ныне едва сводят концы с концами, не в силах пережить упадок своих базовых предприятий. А в прошлом заурядная «путяга», готовившая рабочих для строительного треста, твердо стояла на ногах. Еще пять лет назад заведение Доронина изменило статус и стало Екатеринбургским социально-профессиональным лицеем (сейчас в области порядка тридцати лицеев из полутора сотен учреждений начпрофа). Наряду с профессиональным образованием оно выполняло еще и важную социальную функцию: здесь обучались – и обучаются поныне, правда, в несколько меньшем количестве – дети-сироты. И совершенно не случайно, что именно на базе доронинского лицея развернулась работа над проектом, призванным в перспективе изменить структуру регионального хозяйства.

Запад нам поможет

Эберхард Шёк – немецкий предприниматель, инженер-строитель по специальности. Восемь лет назад он создал гуманитарный «Фонд Эберхарда Шёка», девизом которого является «Развитие через образование». Цель фонда – помощь частным ремесленным предприятиям в бывших соцстранах Восточной Европы. Тем самым Шёк надеется усилить развитие предпринимательства в этой области, внести свой вклад в создание новых рабочих мест и таким образом поддержать возникновение среднего класса, что является предпосылкой для функционирования рыночной экономики и развития демократического общества.
В 1996 году фонд Эберхарда Шёка провел в Германии первый семинар повышения квалификации для преподавателей строительных специальностей из профессионально-технических учебных заведений Свердловской области. Именно после этого в региональном министерстве образования возникло желание осуществить в Екатеринбурге модельный проект по реструктуризации профессионального обучения ремесленным профессиям.
В 1997 году был проведен второй семинар повышения квалификации – на сей раз уже для преподавателей и мастеров доронинского Социально-профессионального лицея. В декабре того же года правительство Свердловской области утвердило германо-российский модельный проект «Поддержка ремесел через профессиональное образование». Осуществление проекта началось в мае 1998 года, срок действия – до конца 2003 года.
В центрах обучения строительным ремеслам г.Крефельда (плиточники), а также в учебных мастерских гильдии маляров и лакировщиков г.Дюссельдорфа прошли интенсивную стажировку мастера производственного обучения и преподаватели спецтехнологии из России. Преподаватели и мастера столярного профиля прошли обучение и инструктаж по новым принципам обучения у немецкого мастера-столяра в Екатеринбурге. Полностью перестроенные мастерские лицея были оборудованы современными инструментами и материалами таким образом, что сегодня можно говорить об уровне оснащения, сопоставимом с немецким. Лишь одна цифра из отчета Николая Доронина: в 1999 году по реализации проекта с российской стороны было израсходовано 3,5 млн рублей, с немецкой – 260 тыс. DM.

Информация к размышлению:

В округе Палаты ремесел Дюссельдорфа (земля Северный Рейн – Вестфалия, ФРГ), соспоставимом по численности населения со Свердловской областью, в 1998 году было 47 тыс. ремесленных предприятий с 388 тыс. занятыми на них.
Профессиональный профиль ремесленных предприятий в округе определяется сегодня в соответствии с 94 ремесленными профессиями, входящими в перечень профессий. Перечень разбит на семь групп: строительные и отделочные ремесленные работы; электродело и металлоконструкции; деревообработка; одежда; продукты питания; здоровье, уход за телом; работы со стеклом, бумагой, керамикой и пр.
На 1 тыс. жителей приходится 7 ремесленных предприятий.
В среднем на каждом ремесленном предприятии трудятся 10 человек.
Оборот ремесленных предприятий из расчета на одного занятого составил 155 тыс. DM.
Если даже предположить, что ремесленных предприятий в Свердловской области будет в два раза меньше, чем в округе Палаты ремесел Дюссельдорфа, то одно это уже создало бы 185 тыс. рабочих мест.

Ремесленник – Was ist das?

Так Социально-профессиональный лицей превратился в Профессиональный лицей ремесленников-предпринимателей. Было решено вначале открыть обучение ремесленников по трем специальностям: «столяр-универсал», «маляр-дизайнер», «плиточник-мозаичник». Если обстоятельства позволят, полученный опыт можно будет распространить на профессии «сантехник-специалист по отопительным системам», «специалист по металлоконструкциям», «специалист по строительству крыш». Кроме того, наработанные в ходе реализации проекта технологии организации профессионального образования могут стать моделью для обучения по другим ремесленным профессиям (например, таким, как портной, парикмахер, пекарь-кондитер, фотограф, электронщик). Эту модель можно будет широко использовать в профучилищах области.
Что же, собственно, понимают под «ремесленником» зарубежные партнеры свердловчан? Это малые и средние предприниматели, которые имеют квалификацию мастера в определенной профессии и чья предпринимательская деятельность ограничивается данной профессией. Соответственно под «ремеслом» имеется в виду производство товаров и услуг по индивидуальным заказам малыми сериями.
Работа ремесленника ориентирована на индивидуальные требования с постоянно меняющимися рабочими ситуациями. Ремесленники, в отличие от рабочих промышленного предприятия, несут непосредственную ответственность за свою работу – как в технологическом, так и в экономическом плане. Ремесленники должны обладать полной квалификацией в своей профессии, во всей ее «широте и полноте»: только в этом случае они будут соответствовать меняющимся требованиям. Так, например, профессии «маляр строительный» и «штукатур-каменщик» к ремесленным не относятся: ремесленной является новая профессия «маляр-дизайнер».
Профессиональное ремесленное образование в лицее осуществляется в два этапа. На первом этапе молодые люди в течение трех лет получают начальное профессиональное образование «ремесленник», соответствующее принятой в Германии квалификации «подмастерье». Эта квалификация дает им возможность трудиться в качестве работника на ремесленном предприятии.
На втором этапе, который представляет собой четвертый курс, выпускники, завершившие начальное ремесленное обучение, могут повысить свою квалификацию и стать «мастером-менеджером». Тем самым они достигают уровня среднего профессионального образования. Если на первом этапе основной акцент делается на специальные профессиональные умения, то на втором этапе на передний план выходят экономический, правовой и психологический аспекты, но при этом одновременно продолжается и совершенствование в избранной профессии.
Вот требования, которым должны удовлетворять выпускники лицея.
Маляр-дизайнер – проектирует дизайн помещений с учетом современных технологий и материалов, используя компьютерные программы. Выполняет малярные, альфрейно-декоративные работы по разработанным эскизам, оклеивает поверхности высококачественными обоями и пленками в соответствии с европейскими стандартами. Умеет экономически выгодно осуществлять выбор материалов и инструментов. Соблюдает законы и отвечает за результаты своего труда.
Столяр – знает основные направления и особенности стилей и конструкций мебели. Проектирует дизайн мебели и дизайн помещений. Выполняет деревянные строительные конструкции, мебель повышенной сложности в соответствии с европейскими стандартами, используя современные прогрессивные технологии столярно-мебельного производства. Проявляет инициативность, самостоятельность в решениях трудовых заданий, ответственность за результаты своего труда.
Плиточник-мозаичник – выполняет панно из облицовочной плитки и натурального камня, бесшовные покрытия цементных наливных полов, соответствующие европейскому качеству. Производит реставрацию плиточно-мозаичных работ. Внедряет в производство перспективные и рациональные методы труда. Владеет в системе знаниями по экономике и производству. Проявляет качество бережливости, организованности, обладает художественным вкусом. Владеет эстетической и экологической культурой производства выполняемых работ.
Мастер-менеджер – в совершенстве владеет перспективными технологиями ремесленной профессии, может самостоятельно выполнять работы повышенной сложности. Владеет системой экономических знаний, современными концепциями предпринимательской деятельности. Планирует профессиональную карьеру, организует предпринимательскую деятельность. Оформляет решение проблем в форме бизнес-плана. Стремится к успеху в честной конкурентной борьбе. Несет правовую ответственность за деятельность свооего предприятия как юридическое лицо.

Первые шаги

Сейчас в Профессиональном лицее ремесленников-предпринимателей 660 учащихся, ежегодный набор составляет 250 человек (10 учебных групп, из них 3 – ремесленные), конкурс – 2 человека на место. Ни одного выпуска ремесленников еще не было, поэтому оценить результаты реализации проекта в полной мере еще нельзя. Впрочем, один показатель уже есть: обучающиеся по специальности «маляр-дизайнер» безработные, половина из которых имеют среднее и высшее профобразование, планируют, объединившись, открыть собственное малое предприятие – служба занятости дает им субсидии на приобретение комплекта инструментов.
Работая над международным проектом, Доронин не имеет права забывать, что он не в Дюссельдорфе. Николаю Андреевичу ежедневно приходится решать проблемы, для немцев просто непостижимые. Так, до сих пор «живыми» деньгами финансируется только зарплата преподавателей и мастеров. В этих условиях приходится серьезно думать о дополнительном заработке – за счет набора договорных групп, сотрудничества со службой занятости в области переподготовки специалистов, собственного производства. В общей сложности внебюджетные средства составляют порядка 10% доходов лицея, но этого хватает. «Мы уже давно забыли, что такое разбитые двери или унитазы», – со скромной гордостью замечает Николай Андреевич. Загляните в первую попавшуюся московскую школу – сразу поймете, что Доронину есть чем гордиться.

Когда мы с директором зашли в столярную мастерскую, я оцепенел. Не от немецких верстаков, в ящиках которых – роскошный набор инструментов, буквально просящих, чтобы их взяли в руки. Нас встретила… мастер производственного обучения. Интересная женщина в аккуратном рабочем комбинезоне. У стен – еще пахнущие свежим деревом оконные рамы: это сегодняшняя работа наших ребят. В помещении – идеальная чистота, хотя учебный день еще не закончился. Может быть, я все-таки в Дюссельдорфе?

Александр НОРКИН



Рейтинг@Mail.ru