Требуется Левша с компьютером
Уральских ремесленников готовят по
немецким технологиям
О том, что начальное профессиональное
образование является важным инструментом
регулирования социально-экономического
развития региона, говорили и писали
неоднократно. А вот как пользоваться этим
инструментом – это в большинстве случаев
оставалось «за скобками». И, как нередко бывает в
педагогической действительности, умные
разговоры велись сами по себе, а профучилища жили
сами по себе,
кое-как решая свои многочисленные проблемы и не
догадываясь, какой мощный экономический ресурс
они собой представляют. Удалось правдами и
неправдами заработать денег на косметический
ремонт или новую мебель – и слава богу.
Конечно, были – и есть – в системе начпрофа такие
учреждения и такие директора, которым удалось,
вопреки всему и несмотря ни на что, занять именно
ту нишу, которую и должно начальное
профессиональное учебное заведение занимать в
современных экономических условиях. Причем, что
характерно, раньше, при социализме, эти
учреждения ничем особенным
не выделялись.
Кто был ничем…
(О вреде и пользе промышленного спада)
Екатеринбургский профессиональный лицей
ремесленников-предпринимателей, которым
руководит Николай Доронин, – это шесть корпусов,
содержащихся в идеальном состоянии за счет
средств самого заведения, это подготовка
учащихся по десяти специальностям, от бухгалтера
до овощевода, это переобучение безработных по
договору со службой занятости и на коммерческой
основе, наконец, это пилотное учреждение
международного проекта «Поддержка ремесел через
профессиональное образование». Но по мановению
волшебной палочки в наше время, как известно,
ничто не возникает…
Собственно, сами слова «ремесленник» и «Урал»
находятся в тесной исторической связи: с XVIII
столетия здесь развивалась не только
горно-заводская, добывающая, а затем и фабричная
промышленность, но и кустарное, ремесленное или,
по-научному, мелкотоварное производство. Не
обязательно напрягаться, вспоминая что-то из
школьного курса истории – уж сказки Бажова про
малахитовую шкатулку в детстве читали все. В
двадцатых годах уходящего века сказки
закончились – грянули сталинский «великий
перелом», индустриализация и полное уничтожение
нэпманов, Уральский хребет стал становым хребтом
советского военно-промышленного комплекса. На
этом история уральского ремесла по большому
счету закончилась. Сейчас ее пытаются
возобновить с помощью тех самых немцев, которых
вроде бы окончательно и бесповоротно посрамил
Левша со своей подкованной блохой.
В конце восьмидесятых – начале девяностых
совершился второй «великий перелом», по своему
содержанию и последствиям обратный сталинскому:
оборонка (и тяжелая промышленность в целом) из
флагмана народного хозяйства превратилась в
безнадежного аутсайдера. А поскольку
реструктуризация крупного промышленного
производства требует немалых денег, которых
сейчас в казне нет, встала задача переориентации
уральской экономики на малый и средний бизнес –
сектор, который на Западе производит порядка
четверти всей промышленной продукции. Это
позволило бы и существенно расширить
налогооблагаемую базу, и решить проблему
растущей безработицы среди персонала
промышленных предприятий.
Загвоздка, однако, заключается в том, что
развитие малого и среднего бизнеса требует
подготовленных кадров, причем подготовленных
именно к непосредственной работе на рынке. Наши
«узкие специалисты» – будь то инженер или
рабочий – к такому роду деятельности не
приспособлены, и ожидать, что они проявят чудеса
свободного предпринимательства, в высшей
степени наивно. Вот тут-то и вспомнили о системе
профучилищ, на базе которой можно было бы
оперативно развернуть переобучение
высвобождающихся кадров и подготовку
специалистов, сочетающих профессионализм с
предпринимательскими навыками.
И тут обнаружилась парадоксальная картина.
Бывшие образцово-показательные училища,
ориентировавшиеся на пресловутый ВПК и раньше не
знавшие никаких проблем, ныне едва сводят концы с
концами, не в силах пережить упадок своих базовых
предприятий. А в прошлом заурядная «путяга»,
готовившая рабочих для строительного треста,
твердо стояла на ногах. Еще пять лет назад
заведение Доронина изменило статус и стало
Екатеринбургским социально-профессиональным
лицеем (сейчас в области порядка тридцати лицеев
из полутора сотен учреждений начпрофа). Наряду с
профессиональным образованием оно выполняло еще
и важную социальную функцию: здесь обучались – и
обучаются поныне, правда, в несколько меньшем
количестве – дети-сироты. И совершенно не
случайно, что именно на базе доронинского лицея
развернулась работа над проектом, призванным в
перспективе изменить структуру регионального
хозяйства.
Запад нам поможет
Эберхард Шёк – немецкий предприниматель,
инженер-строитель по специальности. Восемь лет
назад он создал гуманитарный «Фонд Эберхарда
Шёка», девизом которого является «Развитие через
образование». Цель фонда – помощь частным
ремесленным предприятиям в бывших соцстранах
Восточной Европы. Тем самым Шёк надеется усилить
развитие предпринимательства в этой области,
внести свой вклад в создание новых рабочих мест и
таким образом поддержать возникновение среднего
класса, что является предпосылкой для
функционирования рыночной экономики и развития
демократического общества.
В 1996 году фонд Эберхарда Шёка провел в Германии
первый семинар повышения квалификации для
преподавателей строительных специальностей из
профессионально-технических учебных заведений
Свердловской области. Именно после этого в
региональном министерстве образования возникло
желание осуществить в Екатеринбурге модельный
проект по реструктуризации профессионального
обучения ремесленным профессиям.
В 1997 году был проведен второй семинар повышения
квалификации – на сей раз уже для преподавателей
и мастеров доронинского
Социально-профессионального лицея. В декабре
того же года правительство Свердловской области
утвердило германо-российский модельный проект
«Поддержка ремесел через профессиональное
образование». Осуществление проекта началось в
мае 1998 года, срок действия – до конца 2003 года.
В центрах обучения строительным ремеслам
г.Крефельда (плиточники), а также в учебных
мастерских гильдии маляров и лакировщиков
г.Дюссельдорфа прошли интенсивную стажировку
мастера производственного обучения и
преподаватели спецтехнологии из России.
Преподаватели и мастера столярного профиля
прошли обучение и инструктаж по новым принципам
обучения у немецкого мастера-столяра в
Екатеринбурге. Полностью перестроенные
мастерские лицея были оборудованы современными
инструментами и материалами таким образом, что
сегодня можно говорить об уровне оснащения,
сопоставимом с немецким. Лишь одна цифра из
отчета Николая Доронина: в 1999 году по реализации
проекта с российской стороны было израсходовано
3,5 млн рублей, с немецкой – 260 тыс. DM.
Информация к размышлению:
В округе Палаты ремесел Дюссельдорфа (земля
Северный Рейн – Вестфалия, ФРГ), соспоставимом по
численности населения со Свердловской областью,
в 1998 году было 47 тыс. ремесленных предприятий с 388
тыс. занятыми на них.
Профессиональный профиль ремесленных
предприятий в округе определяется сегодня в
соответствии с 94 ремесленными профессиями,
входящими в перечень профессий. Перечень разбит
на семь групп: строительные и отделочные
ремесленные работы; электродело и
металлоконструкции; деревообработка; одежда;
продукты питания; здоровье, уход за телом; работы
со стеклом, бумагой, керамикой и пр.
На 1 тыс. жителей приходится 7 ремесленных
предприятий.
В среднем на каждом ремесленном предприятии
трудятся 10 человек.
Оборот ремесленных предприятий из расчета на
одного занятого составил 155 тыс. DM.
Если даже предположить, что ремесленных
предприятий в Свердловской области будет в два
раза меньше, чем в округе Палаты ремесел
Дюссельдорфа, то одно это уже создало бы 185 тыс.
рабочих мест.
Ремесленник – Was ist das?
Так Социально-профессиональный лицей
превратился в Профессиональный лицей
ремесленников-предпринимателей. Было решено
вначале открыть обучение ремесленников по трем
специальностям: «столяр-универсал»,
«маляр-дизайнер», «плиточник-мозаичник». Если
обстоятельства позволят, полученный опыт можно
будет распространить на профессии
«сантехник-специалист по отопительным
системам», «специалист по металлоконструкциям»,
«специалист по строительству крыш». Кроме того,
наработанные в ходе реализации проекта
технологии организации профессионального
образования могут стать моделью для обучения по
другим ремесленным профессиям (например, таким,
как портной, парикмахер, пекарь-кондитер,
фотограф, электронщик). Эту модель можно будет
широко использовать в профучилищах области.
Что же, собственно, понимают под «ремесленником»
зарубежные партнеры свердловчан? Это малые и
средние предприниматели, которые имеют
квалификацию мастера в определенной профессии и
чья предпринимательская деятельность
ограничивается данной профессией.
Соответственно под «ремеслом» имеется в виду
производство товаров и услуг по индивидуальным
заказам малыми сериями.
Работа ремесленника ориентирована на
индивидуальные требования с постоянно
меняющимися рабочими ситуациями. Ремесленники, в
отличие от рабочих промышленного предприятия,
несут непосредственную ответственность за свою
работу – как в технологическом, так и в
экономическом плане. Ремесленники должны
обладать полной квалификацией в своей профессии,
во всей ее «широте и полноте»: только в этом
случае они будут соответствовать меняющимся
требованиям. Так, например, профессии «маляр
строительный» и «штукатур-каменщик» к
ремесленным не относятся: ремесленной является
новая профессия «маляр-дизайнер».
Профессиональное ремесленное образование в
лицее осуществляется в два этапа. На первом этапе
молодые люди в течение трех лет получают
начальное профессиональное образование
«ремесленник», соответствующее принятой в
Германии квалификации «подмастерье». Эта
квалификация дает им возможность трудиться в
качестве работника на ремесленном предприятии.
На втором этапе, который представляет собой
четвертый курс, выпускники, завершившие
начальное ремесленное обучение, могут повысить
свою квалификацию и стать «мастером-менеджером».
Тем самым они достигают уровня среднего
профессионального образования. Если на первом
этапе основной акцент делается на специальные
профессиональные умения, то на втором этапе на
передний план выходят экономический, правовой и
психологический аспекты, но при этом
одновременно продолжается и совершенствование в
избранной профессии.
Вот требования, которым должны удовлетворять
выпускники лицея.
Маляр-дизайнер – проектирует дизайн помещений с
учетом современных технологий и материалов,
используя компьютерные программы. Выполняет
малярные, альфрейно-декоративные работы по
разработанным эскизам, оклеивает поверхности
высококачественными обоями и пленками в
соответствии с европейскими стандартами. Умеет
экономически выгодно осуществлять выбор
материалов и инструментов. Соблюдает законы и
отвечает за результаты своего труда.
Столяр – знает основные направления и
особенности стилей и конструкций мебели.
Проектирует дизайн мебели и дизайн помещений.
Выполняет деревянные строительные конструкции,
мебель повышенной сложности в соответствии с
европейскими стандартами, используя современные
прогрессивные технологии столярно-мебельного
производства. Проявляет инициативность,
самостоятельность в решениях трудовых заданий,
ответственность за результаты своего труда.
Плиточник-мозаичник – выполняет панно из
облицовочной плитки и натурального камня,
бесшовные покрытия цементных наливных полов,
соответствующие европейскому качеству.
Производит реставрацию плиточно-мозаичных
работ. Внедряет в производство перспективные и
рациональные методы труда. Владеет в системе
знаниями по экономике и производству. Проявляет
качество бережливости, организованности,
обладает художественным вкусом. Владеет
эстетической и экологической культурой
производства выполняемых работ.
Мастер-менеджер – в совершенстве владеет
перспективными технологиями ремесленной
профессии, может самостоятельно выполнять
работы повышенной сложности. Владеет системой
экономических знаний, современными концепциями
предпринимательской деятельности. Планирует
профессиональную карьеру, организует
предпринимательскую деятельность. Оформляет
решение проблем в форме бизнес-плана. Стремится к
успеху в честной конкурентной борьбе. Несет
правовую ответственность за деятельность
свооего предприятия как юридическое лицо.
Первые шаги
Сейчас в Профессиональном лицее
ремесленников-предпринимателей 660 учащихся,
ежегодный набор составляет 250 человек (10 учебных
групп, из них 3 – ремесленные), конкурс – 2
человека на место. Ни одного выпуска
ремесленников еще не было, поэтому оценить
результаты реализации проекта в полной мере еще
нельзя. Впрочем, один показатель уже есть:
обучающиеся по специальности «маляр-дизайнер»
безработные, половина из которых имеют среднее и
высшее профобразование, планируют,
объединившись, открыть собственное малое
предприятие – служба занятости дает им субсидии
на приобретение комплекта инструментов.
Работая над международным проектом, Доронин не
имеет права забывать, что он не в Дюссельдорфе.
Николаю Андреевичу ежедневно приходится решать
проблемы, для немцев просто непостижимые. Так, до
сих пор «живыми» деньгами финансируется только
зарплата преподавателей и мастеров. В этих
условиях приходится серьезно думать о
дополнительном заработке – за счет набора
договорных групп, сотрудничества со службой
занятости в области переподготовки
специалистов, собственного производства. В общей
сложности внебюджетные средства составляют
порядка 10% доходов лицея, но этого хватает. «Мы
уже давно забыли, что такое разбитые двери или
унитазы», – со скромной гордостью замечает
Николай Андреевич. Загляните в первую попавшуюся
московскую школу – сразу поймете, что Доронину
есть чем гордиться.
Когда мы с директором зашли в столярную
мастерскую, я оцепенел. Не от немецких верстаков,
в ящиках которых – роскошный набор инструментов,
буквально просящих, чтобы их взяли в руки. Нас
встретила… мастер производственного обучения.
Интересная женщина в аккуратном рабочем
комбинезоне. У стен – еще пахнущие свежим
деревом оконные рамы: это сегодняшняя работа
наших ребят. В помещении – идеальная чистота,
хотя учебный день еще не закончился. Может быть, я
все-таки в Дюссельдорфе?
|