Мастерская для будущего учителя –
школа профессионального становления
Учитель. Это слово, освобожденное от пут
контекста, признаков и качеств, обнажает свой
философский смысл. Оно становится символом,
заголовком и заглавием, метафорой вне времени и
пространства понимания, осознается как
назначение человека, смысл его особой миссии на
земле – его способности учить и учиться,
проживать и осуществлять свой «Час ученичества».
И уже только в рамках конкретной жизни и
конкретной науки педагогики оно приобретает
значение профессии, к нему добавляются фамилии,
специальности (учитель музыки, литературы,
математики), оно обрастает характеристиками:
первый учитель, талантливый, компетентный,
хороший, уважаемый, знающий. Иногда смысл
проясняется через нравственные оценки: добрый,
мудрый, справедливый. И вырастает признание
заслуг педагогическим сообществом и
государством: заслуженный, народный учитель.
И остановившись в удивлении перед
первозданностью слова «учитель»,
неисчерпаемостью интерпретаций, пониманий его
смысла, можно обратиться к размышлениям о
педагогической профессии, о школе для будущего
учителя, о том, каким путем может пойти студент,
чтобы достичь цели – вырастить, воспитать в себе
право иметь своих учеников, быть ответственным
за свои слова и дела.
Что есть в современных первокурсниках
педагогических вузов? Чаще всего
ориентированность на приобретение гуманитарных
знаний, уверенность в своих силах, стремление
учиться успешно, интересно прожить свои
студенческие годы. Над осмыслением своего
профессионального выбора первокурсник
задумывается крайне редко, представления о школе
ретроспективны, стремление стать учителем
встречается нечасто. Значительно чаще речь идет
о примере любимого учителя, о яркости его
личности и человеческом обаянии. Время учебы в
педагогическом вузе представляется большинству
первокурсников не периодом профессионального
становления, а пребыванием в процессе
организованного обучения, состоянии общения с
другими студентами, условием взросления,
самостоятельности. Программа
самосовершенствования не возникает даже в
воображении, а разговор об активной позиции,
ориентации на профессию учителя, на
педагогическое творчество, на воспитание в себе
профессионала с гуманной позицией превращается
в пафосный монолог преподавателя педагогики.
Причин снисходительного неприятия много: и
непрестижность учительского дела, и ориентация
педагогических вузов на научное творчество, и
высокомерное отношение академической науки к
педагогике, и разрыв между требованиями к
выпускникам и характером обучения в вузе.
Обновление, преобразование высшего
педагогического образования идет разными
путями, среди них есть и эволюционные, и
революционные. Но всех объединяет понимание, что
нужно ориентироваться в профессиональной сфере
«человек – человек» не на профессию в человеке, а
на человека в профессии, потому что человеческое
качество будет определять качество образования,
реализацию гуманистических принципов в
преподавании, способность сохранять и в себе, и в
ученике чувство собственного достоинства,
стремление к познанию, веру в творческие силы
человека («Ты талантливый учитель, у тебя
талантливые ученики»). В новом веке обществом,
родителями, детьми будет востребован учитель с
новым педагогическим мышлением, способный
ответственно обращать лицо к другому, видеть в
нем цель, а не средство, понимающий своих
учеников, вступающий с ними в открытый диалог,
свободно рефлексирующий, размышляющий о своей
педагогической деятельности.
Все участвующие в опросе студенты Вятского
педагогического университета считают, что
встреча с настоящим учителем может иметь
определяющее значение в становлении ребенка, в
выборе профессии. Многие приводят примеры и
описывают яркие личности своих педагогов,
определивших их профессиональный выбор. Именно
эти наблюдения и результаты заставили коллектив
педагогов лаборатории по дидактике средней и
высшей школы при ВГПУ искать способы активизации
личностного взаимодействия, сотворчества
педагогов и студентов, формирования нового опыта
творческого сотрудничества, открывающего
студентам горизонты профессионального роста и
развития. Всем хотелось приблизить «эпоху
понимания, для которой главным и характерным
будет со-действие, со-чувствие, со-мышление,
со-знание, со-единение, со-мнение…» (В.П.Зинченко).
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс
становления личности: деятельность, общение,
самосознание. Именно они стали пространством для
экспериментирования и в первую очередь
соединялись во время педагогической практики,
которая требовала кардинальных преобразований,
так как в традиционном подходе стала носить
формальный характер количественных показателей,
эпизодических приходов студентов и методистов в
школу, часто раздражающих учителя, у которого и
без студентов голова полна забот. И если главный
итог – это понимание, подготовка учителя – это
процесс штучный, личностный, творческий, то и
осуществлять его нужно индивидуально,
предоставляя студенту как можно больше выбора,
самостоятельности, ответственности, свободы,
погружая его в жизнь школы, как в рассол, в
котором можно сформировать необходимый
современный стиль педагогического мышления,
пережить успешность или несостоятельность своей
деятельности, увидеть проблемы и захотеть их
решать научным путем. Не случайно во многих
творческих вузах студенты начинают работать уже
с третьего курса в сфере профессии, когда
приобретаемые знания сразу же становятся
востребованными, освобождаются от схоластики и
стереотипов.
Школой профессионального становления в Вятском
педагогическом университете стала мастерская
как инновационная форма организации
педагогической практики будущего учителя, о
результатах которой можно говорить за прошедшие
пять лет. Ее организационные особенности были
направлены на реализацию идеи интеграции всех
уровней (внутрипредметной интеграции кур-са
методики преподавания литературы в школе,
межпредметной интеграции методик, педагогики,
современных технологий, интеграции деятельности
всех субъектов образовательного процесса,
внутриличностной интеграции знаний, опыта,
переживаний, наблюдений, впечатлений студента).
Мастерская открывалась на базе инновационного
образовательного учреждения города Кирова –
Вятской гуманитарной гимназии. А.А.Галицких,
директором гимназии, и А.М.Слободчиковым,
ректором ВГПУ, было разработано положение о
«Педагогической мастерской» в ВГГ и ВГПУ.
Студенты объединялись на авторском спецкурсе
Е.О.Галицких «Духовное развитие личности», где
изучали и моделировали свои индивидуальные
программы профессионального становления,
актуализировали свой довузовский жизненный
опыт, выстраивали свою педагогическую позицию и
ориентировались на мастерскую или отказывались
от нее.
Результатом являлся выбор формы педагогической
практики, направления научных интересов,
включение в экспериментальную работу.
Основанием научного руководства мастерской было
сотрудничество ученых лаборатории
(педагогов-методистов), учителей гимназии,
студентов факультета русского языка и
литературы и гимназистов. Свои творческие
лаборатории открывали студентам мастера –
лучшие педагоги гуманитарного цикла предметов
гимназии, прошедшие обучение современным
педагогическим технологиям, в том числе и
мастерским как особому способу обучения и
воспитания у ученых Санкт-Петербургского
университета педагогического мастерства.
Студенты приходили в один класс к
педагогу-мастеру не на один год, а на три и
открывали с ним радости и горести профессии,
роскошь человеческого общения, тонкости и
сложности гуманитарной экспертизы.
В течение трех лет осуществлялась научная работа
и создавалось дипломное исследование по
актуальной проблеме гимназического образования
или по изучению и преобразованию опыта учителя –
наставника молодого педагога. Интеграция
деятельности учителя, ученого вуза и студента
открывалась на заседаниях предметных кафедр
гимназии, занятиях-мастерских, годичных
конференциях, методических учебах. Публичная
защита дипломной работы осуществлялась перед
педагогами гимназии, которые выступали в роли
рецензентов и оппонентов, оценивали
актуальность и оригинальность темы, важность
результатов, достоверность выводов.
Общение студентов с гимназистами и их
наставниками не носило временного характера,
давало возможность раскрыться творческому
потенциалу каждого, взаимно учиться друг у друга,
сохранять ощущение современности. Интеграция
учебной и воспитательной работы реализовывалась
в самом укладе жизни гимназии, ее традициях,
которые передавали выпускники (многие студенты
окончили эту гимназию перед поступлением в вуз).
Атмосфера открытости, доброжелательности,
поддержки не означала бесконфликтности, каждый
студент рефлексировал свои удачи и ошибки,
учился на своем опыте и участвовал в
методических «распаковках» проектов своих
однокурсников, осмысливал результаты,
отслеживал шаги профессионального становления.
Все студенты получили возможность осуществить
свои научные поиски, апробировать современные
технологии на уроках и во внеурочной
деятельности; увидеть проблемы их внедрения и
позитивные результаты. Исследовательская
деятельность студентов интегрировалась с
деятельностью научного общества учащихся, с
научно-методической работой учителей, обогащая и
дополняя друг друга.
За пять лет через мастерскую прошли тридцать два
студента, у каждого был свой путь и своя
выстраиваемая в течение трех лет концепция
педагогической деятельности, которая включала
авторское, личностно значимое
практико-ориентированное изложение теории по
четырем направлениям: ценностное отношение к
педагогической культуре (теории, науке), к
предмету и целям его преподавания как
художественно-педагогическому творчеству, к
ученику как цели и субъекту деятельности, к себе
как творческой развивающейся личности. Почти все
выпускники мастерской нашли свое место в
педагогических коллективах школ города Кирова и
интересно работают. В Вятской гуманитарной
гимназии работают семь выпускников
педагогической мастерской, двое совмещают
работу с учебой в аспирантуре, но всех отличает
интеллигентность, стремление к творчеству, о
каждом можно написать «педагогическую поэму».
Хочется верить, что свои способности они
реализуют в школе, в самостоятельно и
ответственно выбранной профессии, успеха в
которой нельзя достичь раз и навсегда, он
достигается ежедневно.
Главной идеей мастерской была идея встречи
Ученика и Учителя, становление мастерства через
взаимообогащение, взаимообмен мыслями, опытом,
идеями при сохранении индивидуальности, своего
пути, своего слова. Важно было сочетание
молодости и зрелости, опыта и поиска, в котором
формировалось умение молодого учителя
профессионально общаться с детьми и коллегами. С
нашей точки зрения, такая встреча состоялась у
нас в педагогической мастерской с талантливыми
молодыми людьми, за которыми новое слово в
педагогике.
Профессиональное сотворчество, постижение бытия
человека в профессии передается из рук в руки,
как встреча, определяющая и судьбоносная,
поворотная и вдохновляющая, личностно значимая и
значительная, важная во времени и осуществленная
«здесь и теперь». Именно такая встреча
определяет педагогическую позицию, жизненное
кредо, о такой встрече пишет А.Кончаловский,
вспоминая Михаила Ромма: «Его лекции всегда были
интересны. Думаю, потому, что ему было интересно
делиться с нами своими мыслями. Он учил нас быть
людьми и только уже вслед за тем – режиссерами.
Часто повторял нам эйзенштейновские слова:
режиссуре нельзя научить, ей можно научиться… Он
никогда не навязывал нам своего мнения, своего
представления о том, как надо делать. Он давал нам
возможность ошибаться…»
С точки зрения студентов, прошедших школу
профессионального становления в педагогической
мастерской, она помогла им:
– понять смысл педагогической профессии и
соразмерить его с масштабом своей личности;
– увидеть «жизнь как бесконечное познание»;
найти себе собеседника в профессии, войти в
команду и пережить радость единения;
– сомневаться во всем и постоянно думать,
отвечая за свои слова и поступки;
– увидеть разницу между умением учить себя и
учить других;
включиться в научное творчество и согласиться с
И.П.Павловым в том, что наука требует от человека
всей его жизни;
– определиться между школой и аспирантурой;
– открыть в общении с детьми свое призвание;
– разочароваться в своем выборе и ясно увидеть,
что до школы он еще не дорос;
– увидеть, как сложна работа учителя, и не
испугаться, вернее, научиться не бояться;
– вдохновиться педагогической публицистикой и
захотеть писать все, что раньше заставляли:
педагогический дневник, эссе, заметки в записной
книжке, сценарии, сказки, статьи в гимназическую
газету;
– научиться быть снисходительным к другим и
требовательным к себе;
не успокаиваться.
(Из стенограммы коллективной рефлексии
выпускников мастерской.)
Уходя от пафоса и продолжая размышления, нужно
сказать, что мастерская как живой организм
развивалась, моделировала новые формы,
обогащалась проектами и идеями и, конечно,
обрастала проблемами. И самая главная – проблема
встречи, ведь если она не состоялась между
учеником и учителем, то и школы не было, ничего не
изменилось, в самосознании не выросло своих
ценностей и целей или они оказались
неразделенными, непонятыми, чужими.
Очень остро переживали педагоги, если студент
становился иждивенцем, а не соратником.
Мастерство, с их точки зрения, вырастает на
трудолюбии, открытости, поиске… И мы добавляем –
на благодарности, потому что умный ученик умеет
учиться хорошему у всего, что предлагает ему
жизнь: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых,
чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна
милосердия и добрых плодов, беспристрастна и
нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех,
которые хранят мир». Так заканчивает свое
соборное послание апостол Иаков, предостерегая
нас от легкомыслия по отношению к профессии
учителя.
Елена ГАЛИЦКИХ,
кандидат педагогических наук, доцент ВГПУ,
научный консультант Вятской гуманитарной
гимназии;
Александр ГАЛИЦКИХ,
директор Вятской гуманитарной гимназии
|