Псковские проекты
Инновационные решения в образовании
не всегда сопровождаются шумной рекламой
Перед командировкой в Псковскую
область испытываешь некоторое затруднение.
Пскову вообще не очень повезло в плане
известности: во всех учебниках по истории
русского средневековья он находится в тени
«Новгородской боярской республики», а затем и
вовсе куда-то пропадает. Та же картина и
применительно к современному псковскому
образованию: ссылок на положительный опыт
псковичей в решении той или иной проблемы мне
обнаружить не удалось. Вроде большой регион,
размером превосходящий Францию (кстати, почему
все наши края и области предпочитают
сопоставлять свои необъятные просторы именно с
Францией?), а словно какая-то terra incognita…
При этом руководители псковского
образования отнюдь не страдают патологической
скрытностью, напротив, охотно показывают как
достижения региона (а их немало!), так и
нерешенные проблемы. Если же учесть, что
Псковщина пока остается одной из самых бедных
российских территорий, то накопленный здесь опыт
развития школы в условиях крайне ограниченного
финансирования стоило бы тиражировать очень
широко.
Лечебная педагогика в действии
Обстоятельство на первый взгляд
малосущественное, но в действительности весьма
показательное: первый заместитель начальника
Главного управления образования Псковской
области Николай Соловьев курирует не общее
среднее, а специальное образование. Ситуация
совершенно нетипичная: в большинстве
региональных управлений образования зама по
проблемам детства либо нет вообще, либо он не
играет роли второго лица. Однако выбор шефа
псковского просвещения Веры Емельяновой
оказался верным: специалист с двумя высшими
образованиями, профессиональный дефектолог и
очень остро реагирующий на беду «особого»
ребенка человек, Соловьев в этой должности
оказался на своем месте. В Псковской области
сейчас выстраивается региональная система
помощи детям с особыми образовательными
потребностями. Большое значение в этой системе
придается работе с детьми, имеющими глубокие
нарушения интеллекта и множественные нарушения
в развитии.
До недавнего времени эта категория «особых»
детей считалась необучаемой; маленькие инвалиды
содержались в специнтернатах системы социальной
защиты, и вопрос о возможности их интеграции в
общество даже не ставился. Семь лет назад в
Псковской области серьезно задумались о
технологиях педагогического сопровождения
таких детей. Совместными усилиями
евангелической общины города Вассенберга
(Германия) и администрации города Пскова был
открыт Лечебно-педагогический центр. За эти годы
центр прошел путь от места временного пребывания
детей-инвалидов до образовательного учреждения,
работающего по уникальным методикам,
использующего уникальное оборудование и
занимающегося формированием у своих учащихся
жизненно необходимых способностей – умения
обслуживать себя, ориентироваться в
пространстве, познавать окружающий мир,
принимать помощь других. Аналогичное учреждение
– Центр лечебной педагогики – на протяжении
одиннадцати лет работает в Москве, но для
регионов такой опыт все еще является уникальным.
Тем более что в настоящее время в Пскове
создаются социальные мастерские, где с помощью
рабочих-профессионалов и социальных педагогов
будут работать выпускники ЛПЦ.
Сейчас при спецшколах для детей с нарушениями
интеллекта в Пскове и Великих Луках открыты
филиалы для детей с глубокой умственной
отсталостью. В ближайшей перспективе – создание
региональной программы обучения глубоко
умственно отсталых детей и соответствующей сети
учреждений, покрывающей существующую
потребность. А на базе ЛПЦ уже несколько лет
проходят обучение работники собесовских
интернатов, педагоги-дефектологи, студенты
психолого-педагогического факультета
Псковского государственного педагогического
института (кстати, там недавно при содействии
международной программы «Tempus/Tacis» открыто
направление по подготовке специалистов для
работы с глубоко умственно отсталыми детьми).
Два года назад в Пскове был открыт центр
психолого-педагогического сопровождения детей
раннего и дошкольного возраста с выраженными
проблемами развития «Призма». Задача – помощь
«особым» детям начиная с момента рождения: чем
раньше произойдет вмешательство специалистов,
тем оно будет эффективнее. Пока «Призма»
работает в качестве структурного подразделения
областного Центра внешкольной спортивной
работы, но в ближайшее время будет преобразована
в самостоятельное учреждение. Число регионов,
имеющих аналогичные центры раннего
вмешательства, крайне ограниченно (Петербург,
Карелия).
Серьезные изменения происходят и в работе других
коррекционных образовательных учреждений (всего
их в области 22). Так, на базе Красногородской
специальной (коррекционной) школы-интерната 8-го
вида сейчас начат региональный проект по
переходу на новые программы обучения умственно
отсталых детей, в основу которых положено не
уменьшенное содержание программы массовой
школы, а развитие ребенка в пределах тех
возможностей, которые у него есть. «Наша задача –
не упустить эти возможности, а дать им маленький
толчок», – говорит Николай Соловьев.
Интернаты: pro et contra
Кстати, об интернатах. Сейчас стало уже общим
местом, что школы-интернаты должны быть
сохранены только для детей с нарушениями в
развитии: обычные дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, должны жить в детских
домах, а учиться в массовой школе вместе со
своими домашними сверстниками. Считается, что
это поможет воспитанникам детдомов лучше
подготовиться к взрослой жизни: ведь в процессе
совместного обучения их будут приглашать в гости
в семьи одноклассников, они не будут чувствовать
себя ущербными, обделенными etc. И в Карелии,
например, все общеобразовательные
школы-интернаты уже преобразованы в детские
дома, воспитанники которых учатся в обычных
школах.
В Пскове придерживаются иной точки зрения.
Николай Соловьев долго убеждал меня, что
обучение сирот, учебная подготовка,
интеллектуальное развитие и поведение которых в
большинстве случаев «оставляют желать...», в
массовой школе часто приводит к отрицательным
последствиям: на них косо смотрят учителя, над
ними издеваются сверстники – словом, комплекс
изгоя только обостряется. С сиротами должны
работать опытные, специально подготовленные
педагоги. Поэтому в Псковской области, наоборот,
нет чистых детских домов – либо школы-интернаты,
либо детский дом-школа (все находятся в областном
подчинении).
А проблема подготовки к самостоятельной жизни
решается иначе: во всех общеобразовательных
школах-интернатах помимо постоянно живущих там
воспитанников учатся и приходящие ребята.
Уровень преподавания во многих интернатах таков,
что они успешно могут конкурировать с
центральной школой или гимназией своего города
или района, и родители охотно направляют туда
своих детей. «Наши финансисты постоянно
возмущаются по этому поводу, – делится
наболевшим Николай Николаевич. – А я считаю, что
в положении о школе-интернате необходимо
специально записать, что здесь должен обучаться
определенный процент приходящих домаших детей».
Впрочем, этим псковские интернатные инновации не
исчерпываются. В Печорской школе-интернате для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, уже пять лет работает система летнего
патроната: на каникулы около трети воспитанников
едут отдыхать в семьи, пожелавшие приютить на
лето ребенка из детдома. Польза от такой системы
очень велика: во-первых, дети видят опыт семейной
жизни, приобретают навыки выполнения
хозяйственных дел; во-вторых, в жизни ребенка
появляется конкретно-значимая личность,
отношения с которой поддерживаются и после
окончания школы. «Благодаря патронату двое наших
ребят уже усыновлены, девять – взяты под опеку. Я
считаю, что только ради этого стоит работать!» –
говорит директор Вера Печникова.
Но это еще не все. Патронатные родители нередко
серьезно помогают педагогам интерната: был
случай, когда ребенок, который прежде вообще не
говорил, благодаря усилиям патронатной мамы смог
поступить во вспомогательную школу. Психологи
фиксируют снижение уровня тревожности у детей,
прошедших через патронат, повышение
сопротивляемости организма, резкое снижение
случаев такого чисто психологического
заболевания, как энурез. Благодаря патронату
удается также более эффективно использовать
выделяемые сиротскому учреждению бюджетные
средства.
В Красногородской средней общеобразовательной
агрошколе-интернате пошли по несколько иному
пути. Здесь также есть приходящие дети (130 из 340
обучающихся), но место летнего интерната
занимает допрофессиональная подготовка по
сельскохозяйственным специальностям: один
только учебно-опытный участок здесь занимает
четыре гектара («ассортимент» растений,
наверное, потянет на средний ботанический сад),
подсобное хозяйство – более 300 гектаров
(сопоставимо с небольшим колхозом), 40 племенных
коров с телятами, свиньи… Девочек здесь обучают
швейному делу, кулинарии, ведению домашнего
хозяйства, мальчиков – токарному и слесарному
ремеслу, автоделу, езде на тракторе. Выпускники
интерната активно осваивают
сельскохозяйственные профессии; только в
прошлом году пять человек поступили в вузы, 13 – в
техникумы. А вот в тюрьму за последние семь лет не
попал ни один воспитанник…
Уникальность
модели агрошколы-интерната заключается в том,
что воспитанники вместе с педагогами занимаются
каждодневным трудом, обеспечивая непрерывность
годичного цикла сельскохозяйственных работ.
Дети поставлены в условия максимальной
самостоятельности в планировании, осуществлении
деятельности и ответственности за результаты
своего труда. Подготовке к взрослой жизни
способствует и система экономического
стимулирования: за работу на практике ребятам
платят наличными деньгами, за успехи в учебе и
спорте – внутришкольной валютой «агрик»;
периодически проводятся ярмарки, когда каждый
ребенок может отоварить свои «агрики». «Мы
вообще стараемся ничего не давать детям просто
«за так», чтобы не воспитывать иждивенцев», –
говорит директор Николай Петров.
Принцип дополнительности
В учреждениях дополнительного образования
занимаются 60% псковских детей (для сравнения: в
среднем по России эта цифра составляет 38,7%, а в
гораздо более богатой Кемеровской области – 45%).
Система включает в себя пять областных
учреждений, каждое из которых помимо собственно
образовательной деятельности занимается
методическим обеспечением работы по своему
направлению (областной Эколого-биологический
центр, Центр развития одаренных школьников,
Центр детско-юношеского туризма и экскурсий, Дом
детства и юношества «Радуга» и Центр внешкольной
спортивной работы).
Псковский областной центр детско-юношеского
туризма и экскурсий в 1996 году провел первые в
России соревнования «Школа безопасности».
«Теперь, куда ни приедем, все говорят: лучше ваших
не было!» – хвастается директор Владимир
Григорьев. Вообще количество соревнований,
которое проводит центр, впечатляет: большой
турслет для воспитанников детских домов и
школ-интернатов (центр имеет филиал в
Красногородской агрошколе-интернате), летние и
зимние соревнования по спортивному
ориентированию, областная «Школа безопасности»,
соревнования по туризму среди учащейся молодежи
области и среди педагогических работников,
соревнования по подводному лову… Во всех
районах области есть детские туристические
объединения. Значимость всей этой работы трудно
переоценить: ведь большую часть учащихся
туристических центров составляют проблемные
подростки…
Учреждение Григорьева является также флагманом
в решении еще одного актуального вопроса. «Мы их
ставим в пример всем другим областным
учреждениям в части зарабатывания
дополнительных средств», – говорит заместитель
начальника ГУО Любовь Ильина. У центра есть
маленькая гостиница, и его экскурсионный отдел
по весьма умеренным ценам организует поездки в
Псковскую область детей из других регионов.
Кстати, экскурсоводы центра считаются лучшими в
Пскове.
Псковский областной центр развития одаренных
школьников – учреждение, аналогов которому нет
во многих регионах России. Вообще сейчас о работе
с одаренными детьми говорят все кому не лень, но
на практике, как правило, предпочитают идти по
традиционному и более легкому пути: в N-ской
губернии открывается интернат для одаренных,
куда собираются сливки со всех городов и весей.
На Псковщине избрали иной путь: в центре на 11
отделениях по очно-заочной системе обучаются
одновременно свыше тысячи школьников. Учащимся
высылают специально подготовленные контрольные
работы и методические пособия по ключевым темам,
организуют выездные консультации, сборы в
каникулярное время, летнюю профильную смену,
комплексную детскую краеведческую экспедицию…
«Вообще применительно к нашим детям правильнее
говорить не «одаренные», а «способные» – мы
берем всех, чьи способности чуть выше среднего. И,
кстати, для области сегодня нужнее то, чем
занимаемся мы, нежели элитный интернат для
немногих», – считает директор Юрий Гулин.
За пять лет через центр прошли четыре тысячи
детей, среди которых – участники и призеры
областных олимпиад, программы «Шаг в будущее».
Кроме того, центр занимается организацией
предметных олимпиад, научных конференций
учащихся, конкурса «Юное дарование» для
семиклассников. В ближайших планах директора –
организовать целенаправленную подготовку
участников российских предметных олимпиад.
Еще один интересный проект реализуется сейчас на
базе псковского областного дома детства и
юношества «Радуга». Перед ним поставлена задача
скоординировать деятельность всех учреждений и
организаций области дополнительным
образованием в сфере технического и
художественно-эстетического творчества
независимо от их ведомственной подчиненности
(интернаты, в том числе для детей-инвалидов,
учреждения профобразования, дома детского
творчества, детские общественные организации). В
вопросе методического обеспечения
дополнительного образования «Радуга» тесно
сотрудничает с Псковским областным институтом
повышения квалификации работников образования,
предполагается проведение совместных обучающих
семинаров. Начато создание информационного
центра системы дополнительного образования.
«Будем обкатывать новые технологии работы с
детьми», – обещает руководитель «Радуги» Федор
Коханов.
Лыжный Остров
Несколько перспективных проектов псковского
дополнительного образования реализуются также
по линии регион – муниципалитет. Наиболее яркий
из них – автономная некоммерческая организация
«Спортивно-оздоровительный центр «Юность», на
протяжении десяти лет действующая в Островском
районе.
Сам Островский район – промышленно-аграрная
территория, довольно выгодно смотрящаяся среди 26
муниципальных образований Псковской области:
дотация составляет лишь 50% местной казны (есть
сельские районы, где она доходит до 80%, не
получают дотацию лишь Псков и Великие Луки);
абсолютное большинство промышленных
предприятий и половина сельскохозяйственных
работают с прибылью. Задолженность по зарплате
учителям отсутствует (в ряде районов
осуществляются текущие выплаты при сохранении
задолженности за прошлые месяцы), долги по
методлитературе, коммунальным услугам для
сельских учителей и опекунским пособиям
планируется полностью погасить в этом году без
каких-либо дополнительных финансовых вливаний. И
это при том что район один из самых насыщенных
учреждениями социальной сферы: одних только школ
здесь 33 (в Пскове – 37)!
Очевидно, немалая заслуга в этом принадлежит
главе городе Остров и Островского района Алексею
Афанасьеву, пришедшему сюда десять лет назад на
должность первого секретаря райкома и с тех пор
бессменно рулящему непростым муниципальным
хозяйством. Именно Афанасьев – сам в прошлом
спортсмен-лыжник – поддержал в 1990 году
инициативу учителя физики Павла Мищенкова
создать на берегу озера Гороховое лыжную базу
для детей и подростков. Учредителями СОЦ
«Юность» стали муниципалитет, администрация
области и Федерация лыжных гонок России. Сейчас в
структуре центра есть школа-интернат, где
обучаются одаренные дети-лыжники со всей
области. На берегу озера построена лыжероллерная
трасса, аналога которой нет в России. Двое
воспитанников центра – мастера спорта
международного класса, один входит в
национальную, второй – в молодежную сборную
России. На базе «Юности» работает кафедра
Великолукского института физкультуры, и сейчас
там учится целая группа спортсменов-островчан.
«Меня много критиковали за то, что район тратит
на «Юность» большие средства, – признается
Алексей Иванович. – Действительно,
первоначально основная часть инвестиций шла из
нашего бюджета. Но сейчас финансирование уже
идет на паритетных началах, более того,
муниципальная казна пополняется за счет средств
отдыхающих – через «Юность» в летний период
проходит 1–1,5 млн рублей в месяц! Сейчас моя
задача – обеспечить полную загрузку базы в то
время, когда она свободна от соревнований: уже
есть договоренность с областным комитетом по
международным связям. А главное, мы добились
того, что здесь занимаются островские дети! Ведь
победитель одного из этапов Кубка мира Миша
Иванов вышел из самого сложного в криминогенном
отношении, нашего микрорайона «Строитель»,
второй, Алексей Столяров, – оттуда же. Мы
вытаскиваем детей из подвалов, подворотен – и
сюда! Сегодня здесь занимаются больше двухсот
человек, об Острове знают в Швеции, Финляндии,
Австрии…»
Сейчас в микрорайоне «Строитель» открыт филиал
«Юности», построены лыжероллерная трасса, зал
для занятий спортом, клуб «Хозяюшка» для девочек:
центр расширяет спектр своей образовательной
деятельности за счет собственных средств, не
привлекая ни копейки из бюджета. Ближайшая
задача – создать сеть учреждений
дополнительного образования и досуга для детей и
подростков по всему городу и выйти на село:
Афанасьев уже нашел под эту программу двух
богатых спонсоров из Москвы.
Дзюдо имени Пушкина
Хороший пример, как показывает жизнь, не менее
заразителен, чем дурной. По пути островчан решили
пойти в Пушкиногорском районе.
Этот район совсем не похож на Островский: всего 14
тыс. жителей, 11 школ, причем все малочисленные (от
80 до четырех учеников), отстоят друг от друга на
40–70 км. Пушкиногорье всегда развивалось как
пушкинский заповедник: никакой промышленности
здесь нет, только переработка сельхозпродукции.
Благодаря этому тут прекрасная экология, зато
дотация из области составляет 70% районного
бюджета.
Как остроумно заметила одна моя собеседница в
Пскове, пушкиногорцы раньше жили, словно
разбойники у большой дороги: могила Пушкина в
Святогорском монастыре и музей-заповедник
«Михайловское» всегда были местами «светского»
паломничества, и району немало перепадало от
правительственных щедрот. Сейчас ручеек заметно
иссяк (хотя недавний юбилей поэта изрядно
пополнил местный бюджет), и руководству района
все больше приходится искать внутренние резервы
для развития социальной сферы. Иногда эти
резервы находятся в самых неожиданных местах.
Так, качественный скачок в развитии
муниципального образования связывается сейчас
с… борьбой самбо и дзюдо.
История на самом деле довольно простая. В
сентябре 2000 года, аккурат за два месяца до
выборов, губернатор Псковской области Евгений
Михайлов перерезал ленточку новой Зарецкой
средней школы, пребывавшей в состоянии
долгостроя целых двенадцать лет. Все бы хорошо,
да только школа рассчитана более чем на полсотни
мест, а в Зарецкой волости наберется от силы 60
учеников. А напротив – еще и пустующее каменное
здание бывшего сельского Дома культуры…
Вот и возникла у начальника районного управления
образования Сергея Бурмистрова идея: объединить
районную спортшколу, специализировавшуюся на
борьбе самбо и дзюдо, с Зарецкой средней в одно
учреждение – Центр общего и дополнительного
образования, финансирующийся на долевых началах
районом и областью. В здании бывшего ДК открыть
интернат, приглашать талантливых
детей-спортсменов из других районов: благо
борьба в Пушкиногорье развивается уже
пятнадцать лет и за это время здесь сумели
вырастить мастера спорта международного класса,
чемпиона мира среди юниоров, пять мастеров
спорта и минимум 16 кандидатов. А поскольку дзюдо
сейчас заняло место тенниса в качестве
«президентского» спорта, то в перспективе
развития проекта район может смело рассчитывать
на новые правительственные щедроты.
Первые шаги к намеченной цели уже сделаны: два
учреждения слиты в одно. Областное управление
образования вполне положительно отнеслось к
идее стать соучредителем планируемого центра, и
окончательное решение вопроса, похоже, не за
горами.
Дела муниципальные. И не только…
Бесспорным достижением начальника Главного
управления образования Псковской области Веры
Емельяновой и ее команды являются действительно
партнерские отношения, установленные
практически со всеми муниципальными
образованиями. Причем эти отношения существуют
не только в виде деклараций о благих намерениях,
но и конкретных инвестиций из регионального
бюджета под те или иные перспективные программы.
Примеры такого долевого участия региона в
решении муниципальных проблем не исчерпываются
приведенными выше.
Например, совсем недавно началась реализация
совместного проекта Главного управления
образования, Научно-методического центра
непрерывного образования при Псковском
государственном педагогическом университете и
администрации Себежского района по модернизации
муниципальной системы образования. В задачи
проекта входит и оптимизация сети
образовательных учреждений, и выстраивание
стратегии развития каждой школы, и обновление
содержания образования приграничного района,
связанного с Белоруссией и Латвией, – создание
своего рода муниципального компонента и
преобразование центральной школы района в
гимназию. «Через год мы объявим, по сути дела,
новую модель мунципального образования в этом
районе», – обещает Вера Емельянова.
Вера Васильевна с легкой иронией относится к
широко рекламируемым проектам создания
образовательных округов, централизации
финансовых ресурсов на региональном уровне и
прочим технологиям «вертикализации» системы
образования, реальный эффект от которых подчас
значительно меньше поднятой вокруг шумихи.
Фирменный стиль Емельяновой – не
административный нажим или формальное
распределение полномочий, а мягкое согласование
позиций с каждым отдельным муниципалитетом, по
каждой отдельной проблеме, если нужно – по
каждому отдельному учреждению. Неудивительно,
что за неполные четыре года ее пребывания на
высоком посту было сдано под ключ порядка
двадцати новых школ. В регионе с крайне
напряженным бюджетом такое стало возможным
только благодаря привлечению к финансовому
участию районных бюджетов, а также ведомств, не
относящихся к системе образования, – управления
ГО и ЧС и даже комитета по делам беженцев и
вынужденных переселенцев.
Практически в каждой территории, входящей в
Псковскую область, есть образовательное
учреждение областного подчинения – интернат,
санаторная школа и т.д. В маленьком сельском
Красногородском районе – всего 11 тыс. населения,
10 школ, общий бюджет района 12 млн рублей –
расположены два областных интерната: агрошкола и
коррекционная 8-го вида. В течение трех лет, когда
в областном бюджете было совсем пусто, район
бесплатно отапливал оба интерната; совсем
недавно при помощи муниципалитета для агрошколы
был построен новый спальный корпус. «Мы не можем
относиться к интернату как к чужой
собственности, когда там обучаются почти две
сотни наших ребятишек», – говорит первый
заместитель главы района Геннадий Конов,
отработавший в этой должности ни много ни мало
восемнадцать лет («Пережил трех первых
секретарей и пять предрайисполкома», –
улыбается Геннадий Григорьевич).
Может быть, именно здесь кроется ответ на вопрос
о том, почему псковский опыт развития
образования не столь широко известен в
педагогической среде, как амбициозные проекты
других регионов. Когда люди работают на
конкретный результат, нет необходимости
выдумывать оригинальные технологии, концепции,
модели, собирать всевозможные региональные
стратегические команды, проводить бесчисленные
всероссийские и международные конференции,
семинары, симпозиумы с громкими названиями. Хотя,
признаемся, реклама еще никому не вредила…
Сергей ПОЛЯКОВ
Псков – Печоры – Пушкинские горы – Остров –
Красногородск – Москва
P.S.
Автор очень благодарен Людмиле Ивановне
Павловой за удивительную экскурсию по старому
Пскову.
|