Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Образовательные цели попечительства

У истоков общественного управления школой

Модное увлечение бюрократии, или Гражданская защита школы
Попечительство вполне может стать жертвой административного угара, столь распространенного и даже поощряемого сегодня властью.
Мы знаем много примеров, когда в регионах создаются попечительские советы под копирку, вводится отчетность, определяются сроки и квоты создания попечительских советов.
Но многие ответственные директора не спешили создавать попечительские советы по команде сверху, совершенно справедливо полагая, что собирать деньги на нужды школы можно и без попечительского совета, а вот настоящая миссия общественного органа управления должна созреть.
К таким директорам относится и Михаил Буров, известный директор Авторской академической школы № 186 из Нижнего Новгорода.
Не торопился, пока не сформировался круг идей, миссия общественного управления, пока не стало ясно, что, кроме сбора дополнительных к скудному бюджету денег, попечители – это институт гражданского общества.
Все материалы коллектив школы обобщил в проекте попечительского совета, издал отдельной брошюрой. Вот небольшой отрывок из этой брошюры:
«Как влияет попечительский совет на формирование гражданского общества в России?
Ответ. Попечительский совет содействует укреплению и развитию в школе общественного самоуправления. Самоуправление – модель гражданского общества, где управляют граждане, а не чиновники. Дух и уклад гражданского общества из школы будет перенесен учениками во взрослую жизнь. И тогда сама жизнь изменится.
Как попечительскому совету избежать роли марионеток в руках муниципальных органов управления образованием?
Ответ. Сегодня общественного управления образованием нет. Ни одна из попыток привлечь к управлению школой родителей по большому счету не удалась. Попечительские советы могут и должны осознать свою миссию – формирование гражданского общества в сфере школьного образования, без которого у России нет будущего. Только в этом случае возможна полноценная деятельность попечительских советов».
Я видел одного из попечителей школы М.Бурова – руководителя предприятия «Цитрон» Вадима Агафонова, он выступал на конференции. Может быть, это один из первых российских предпринимателей, который не просто помогает школе, но выражает свою позицию относительно образовательной политики. У Вадима Агафонова есть своя точка зрения на школьные приоритеты, на цели школы – самостоятельность ребенка, способность к партнерству и уважение к личности другого человека.
Возможно, это новое поколение родителей, для которых стереотип зуновского школьного идеала уже не так силен. Новые родители, для которых попечительство стало возможностью не просто предъявлять свои требования (или претензии) к школе, но и становиться партнерами государства (учредителей) в определении того, какой быть школе.
Пример школы М.Бурова, конечно, не единственный, но поскольку эта школа уникальная, действительно авторская, с очень нелегкими отношениями с органами управления образованием, то, я думаю, теперь условием ее выживания стало именно общественное управление.
В этом и состоит гражданская основа жизни. Может быть, чиновники и хотели бы прикрыть школу, но сегодня у нее есть гражданская защита – попечители.

От попечительского совета к движению попечителей
В Приволжском округе по инициативе Сергея Кириенко попечительство решили превратить в движение. Теперь уже никого не удивишь наличием в регионе попечительских советов. Кириенко решил помимо создания советов объединить попечителей в движение. Может быть, это будет ассоциация, может, союз попечителей – пока неизвестно. Но ясно, что в округе может возникнуть мощное общественное объединение граждан, которые будут не просто влиять на образовательную политику, но и искать, и находить средства на образование.
Другой частью проекта развития попечительства в округе стала идея крупного благотворительного фонда. Идея, которую условно можно назвать созданием «русского Сороса». Ну что, в конце концов, разве мы не можем в России создать крупный фонд, который бы всерьез поддерживал гражданские инициативы и строил открытое общество?
Никто пока этим не занимался, никто еще не создавал параллельную государственным усилиям систему гражданской поддержки, например образования.
– Государство в одиночку не в состоянии создать условия для полноценного образования граждан. – Может, впервые из уст такого высокопоставленного чиновника люди услышали настолько откровенное признание. – Сообщество попечителей может вырабатывать критерии оценки качества образования более эффективно, чем это делает государство, – считает Сергей Кириенко.
При этом государство, конечно, не собирается отказываться от своих обязательств по финансированию образования, – предупредил полпред Президента России.
Важным было выступление на конференции президента Института «Открытое общество» Екатерины Гениевой.
Екатерина Гениева, кроме того, что она президент Фонда Сороса в России, директор Библиотеки иностранной литературы. Еще восемь лет назад она создала у себя в библиотеке попечительский (международный) совет, и у нее накопилось много рассказов о взаимоотношениях с налоговыми инспекторами, с другими проверяющими инстанциями, которые до сих пор никак не могут взять в толк, как легализовать пожертвования. Не говоря уже о том, как можно поощрять благотворительность.
Для Е.Гениевой участие в конференции попечителей было очень органично, она прекрасно понимала, о чем идет речь, и от имени Института «Открытое общество» поддержала идею депутата Л.Глебовой о необходимости разработки законопроекта о попечительстве.
Проект будет разрабатываться с участием общественности всех 15 регионов. Затем проект будет передан в Фонд Сороса для решения вопроса о финансовой поддержке.
Сергей Кириенко намерен лично встретиться с Джорджем Соросом по поводу этого проекта.
А следующая встреча попечителей Приволжья состоится в апреле.



Рейтинг@Mail.ru