Главное – вовремя исчерпать лимит
ошибок
Выпускной курс «Мастерской Петра
Фоменко»
Москва
сегодня небогата театральными легендами. Одна из
них – «Мастерская Петра Фоменко» – театр, в
который, чтобы приобрести билет, надо за месяц
записаться по телефону, да и то предварительно
набравшись терпения.
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ“БЕРЕНДЕЙ”
В конце года в помещении театра
«Мастерская Петра Фоменко» на Кутузовском
проспекте прошло несколько вечеров, героями
которых стали нынешние студенты Петра Наумовича.
Программа состояла из трех частей. Первая –
самостоятельная работа Натальи Лукьянчиковой по
пьесе Сергея Носова «Берендей». Вторая была
озаглавлена «Выбранные места из великого
наследия», ее представляла профессор кафедры
сценической речи С.П.Серова: студенты актерской
группы читали Достоевского, Сологуба,
Чуковского. И в заключительной части Сергей
Пускупалис поставил «Пьесу № 27» А.Слаповского.
На то, что было проанонсировано как «Мастерская в
Мастерской», продавались билеты, все шесть
вечеров прошли при аншлагах. Какую цель
преследовала «Мастерская», устроив эти показы, в
которых существовал определенный риск? За
комментарием мы обратились к педагогу курса
Сергею Женовачу.
«Это режиссерский факультет, где совместно
обучаются и режиссеры, и актеры.
Студенты-режиссеры репетируют со студентами из
актерской группы, из удавшихся работ вырастают
спектакли. Артист должен обучаться не только во
время репетиций, но и в процессе проката
спектакля, должен понимать, что такое премьерное
волнение, чем отличается технология первого
спектакля от, к примеру, шестидесятого. Сейчас
молодые артисты, репетируя, могут подготовить
роль, но что такое владеть ролью – они знают
плохо».
Раз в четыре года П.Н.Фоменко обращает на себя
внимание еще как педагог: в ГИТИСе дипломные
спектакли играют его выпускники. Прошло уже
восемь лет с тех пор, как «Мастерская Петра
Фоменко» из актерско-режиссерского курса стала
театром, летом актерами станет уже четвертое
поколение «фоменок». Кто-то, возможно, вольется в
театр Мастера, кто-то будет показываться в другие
коллективы, всегда есть риск уйти из профессии.
Хотя курс производит такое впечатление, что все
будут востребованы: предложения к ним поступают
уже сейчас.
«Важно, чтобы узнали молодых режиссеров. У нас
очень сильная группа. Чем раньше о них узнают, тем
быстрее они получат приглашения. Я сам прошел
такую школу. Мой первый спектакль по пьесе Синга
«Удалой молодец – гордость Запада», который
назывался «Дураки из Майо», также был сделан на
четвертом курсе, и благодаря этому я стал дальше
работать. Елена Невежина сделала «Идею господина
Дома» по Кроммелинку, работу увидел Константин
Райкин и позвал к себе в театр».
Первые три спектакля, о которых мы рассказали,
были самостоятельными работами студентов. В
течение же всего сезона в Учебном театре ГИТИСа
идут спектакли, поставленные
режиссерами-педагогами.
Евгений Каменькович на основе интеллектуально
изощренной пьесы «Аркадия» Т.Стоппарда – самого
знаменитого английского драматурга –
предлагает студентам «текстовой тренинг».
Сергей Женовач, считая себя в стенах Российской
академии театрального искусства прежде всего
педагогом, иногда даже в ущерб режиссерской
цельности спектакля отдает на откуп молодым
«Горячее сердце» А.Н.Островского.
В начале года состоится премьера «Гедды Габлер»
молодого режиссера Миндаугаса Карбаускиса –
спектакля, сколь непривычно игривого для
постановок Ибсена, столь и тщательно
продуманного.
Зрители пока трех существующих работ и одной
серии показов могли наблюдать вполне
сформировавшихся актеров. Их существование на
сцене оправданно – любая реакция отыгрывается,
иногда даже излишне подробно. Каждый спектакль
продолжается более трех часов, тексты идут
практически без сокращений. За оставшиеся
полгода работы курс выпустит еще несколько
спектаклей – дипломных работ начинающих
режиссеров.
«В нашей Мастерской» редко правят работу молодых
режиссеров. Они делают все сами, учатся по
системе проб. Главное – вовремя исчерпать личный
лимит ошибок», – считает С.Женовач.
Алексей ГОНЧАРЕНКО
|