Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОФЕССИИ

Главное – вовремя исчерпать лимит ошибок

Выпускной курс «Мастерской Петра Фоменко»

Москва сегодня небогата театральными легендами. Одна из них – «Мастерская Петра Фоменко» – театр, в который, чтобы приобрести билет, надо за месяц записаться по телефону, да и то предварительно набравшись терпения.

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ“БЕРЕНДЕЙ”

В конце года в помещении театра «Мастерская Петра Фоменко» на Кутузовском проспекте прошло несколько вечеров, героями которых стали нынешние студенты Петра Наумовича. Программа состояла из трех частей. Первая – самостоятельная работа Натальи Лукьянчиковой по пьесе Сергея Носова «Берендей». Вторая была озаглавлена «Выбранные места из великого наследия», ее представляла профессор кафедры сценической речи С.П.Серова: студенты актерской группы читали Достоевского, Сологуба, Чуковского. И в заключительной части Сергей Пускупалис поставил «Пьесу № 27» А.Слаповского.
На то, что было проанонсировано как «Мастерская в Мастерской», продавались билеты, все шесть вечеров прошли при аншлагах. Какую цель преследовала «Мастерская», устроив эти показы, в которых существовал определенный риск? За комментарием мы обратились к педагогу курса Сергею Женовачу.

«Это режиссерский факультет, где совместно обучаются и режиссеры, и актеры. Студенты-режиссеры репетируют со студентами из актерской группы, из удавшихся работ вырастают спектакли. Артист должен обучаться не только во время репетиций, но и в процессе проката спектакля, должен понимать, что такое премьерное волнение, чем отличается технология первого спектакля от, к примеру, шестидесятого. Сейчас молодые артисты, репетируя, могут подготовить роль, но что такое владеть ролью – они знают плохо».
Раз в четыре года П.Н.Фоменко обращает на себя внимание еще как педагог: в ГИТИСе дипломные спектакли играют его выпускники. Прошло уже восемь лет с тех пор, как «Мастерская Петра Фоменко» из актерско-режиссерского курса стала театром, летом актерами станет уже четвертое поколение «фоменок». Кто-то, возможно, вольется в театр Мастера, кто-то будет показываться в другие коллективы, всегда есть риск уйти из профессии. Хотя курс производит такое впечатление, что все будут востребованы: предложения к ним поступают уже сейчас.
«Важно, чтобы узнали молодых режиссеров. У нас очень сильная группа. Чем раньше о них узнают, тем быстрее они получат приглашения. Я сам прошел такую школу. Мой первый спектакль по пьесе Синга «Удалой молодец – гордость Запада», который назывался «Дураки из Майо», также был сделан на четвертом курсе, и благодаря этому я стал дальше работать. Елена Невежина сделала «Идею господина Дома» по Кроммелинку, работу увидел Константин Райкин и позвал к себе в театр».

Первые три спектакля, о которых мы рассказали, были самостоятельными работами студентов. В течение же всего сезона в Учебном театре ГИТИСа идут спектакли, поставленные режиссерами-педагогами.
Евгений Каменькович на основе интеллектуально изощренной пьесы «Аркадия» Т.Стоппарда – самого знаменитого английского драматурга – предлагает студентам «текстовой тренинг». Сергей Женовач, считая себя в стенах Российской академии театрального искусства прежде всего педагогом, иногда даже в ущерб режиссерской цельности спектакля отдает на откуп молодым «Горячее сердце» А.Н.Островского.
В начале года состоится премьера «Гедды Габлер» молодого режиссера Миндаугаса Карбаускиса – спектакля, сколь непривычно игривого для постановок Ибсена, столь и тщательно продуманного.
Зрители пока трех существующих работ и одной серии показов могли наблюдать вполне сформировавшихся актеров. Их существование на сцене оправданно – любая реакция отыгрывается, иногда даже излишне подробно. Каждый спектакль продолжается более трех часов, тексты идут практически без сокращений. За оставшиеся полгода работы курс выпустит еще несколько спектаклей – дипломных работ начинающих режиссеров.
«В нашей Мастерской» редко правят работу молодых режиссеров. Они делают все сами, учатся по системе проб. Главное – вовремя исчерпать личный лимит ошибок», – считает С.Женовач.

Алексей ГОНЧАРЕНКО



Рейтинг@Mail.ru