“Ты подтвердишь мои слова?”
Уроки Твардовского в Смоленской школе
На рубеже веков и тысячелетий уходит не
только поколение ровесников поэта, но и куда
более молодых его читателей, переживших те же
исторические перипетии, уходят люди, для которых
запечатленное в его стихах – не просто
литература, а часть их жизни и судьбы,
несмолкающий отголосок пережитого и
испытанного.
Искренне надеюсь и верю, что будет у
Твардовского еще множество читателей, но все же
таких, как эти, часто начинавшие свое знакомство
с его стихами “с листка армейской маленькой
газетки”, уже не будет. (Мне самому “Теркин”
попал в руки уже книжечкой летом сорок третьего
года, в армии, под Калугой.)
Впрочем... Еще несколько лет назад в Смоленске на
открытии памятника поэту и его герою Теркину
среди приехавших на празднество москвичей
повстречались мне учителя и ученики школы № 279.
Она носит имя Твардовского. Подобная
причастность к чьему-либо имени нередко бывает
формальной. Однако в этом случае все обстоит
иначе.
Как оказалось, приезд этих “твардовцев” в
Смоленск был отнюдь не первым. Еще в 1974 году они
безо всякого торжественного повода отправились
из Смоленска дальше, на малую родину
Твардовского, в Загорье.
Было еще бесконечно далеко до того времени, когда
трудами младшего брата, Ивана Трифоновича, его
поистине золотыми руками воздвигся на прежнем
месте дом, да и весь хутор – все, некогда
построенное Трифоном Гордеевичем Твардовским на
пустоши Столпово и... казалось, навсегда
исчезнувшее с лица земли в годы коллективизации.
Существует знаменитая фотография военных лет, на
которой поэт задумчиво стоит там, где был отчий
дом. Она не раз публиковалась среди других
фотосвидетельств о разрушениях, вызванных
войной, хотя гибель Столповского хутора
произошла задолго до Великой Отечественной, в
самом начале тридцатых.
Дорого бы я дал, чтобы увидеть, какое впечатление
произвели на ребят из столичной школы те края, о
которых с такой любовью и болью писал
Твардовский в военные годы, когда, по его словам,
“не нашел вообще ни одной приметы того клочка
земли, который, закрыв глаза, могу себе
представить весь до пятнышка. И с которым связано
все лучшее, что есть во мне”.
Во всяком случае, именно с той поездки возникла, а
за последующие десятилетия все укреплялась
особая близость тех, кто учил и учился в этой
школе, с драматической судьбой и поэтическим
миром человека, чье имя она носит.
Мало того что в ней создан и все пополняется
музей Твардовского – в самодеятельных
спектаклях, которые здесь ставят, его творчество
– одна из постоянных, даже, пожалуй, сквозная
тема.
Вот и недавно был показан спектакль “По праву
памяти” по мотивам стихов и поэм, а кроме того,
включавший эпизоды его редакторской
деятельности и даже отрывки из опубликованных им
в журнале “Новый мир” известных произведений
(например, из повести Фазиля Искандера
“Созвездие Козлотура”).
Забавно и трогательно было смотреть на ребят,
обряженных в солдатские гимнастерки и
старательно стремившихся передать мысли и
чувства людей, казалось бы, невероятно далеких от
сегодняшних школяров и по эпохе, и по возрасту, и
по всему ими пережитому.
И пусть иное из произносимого вслух было
“артистам” еще как бы “на вырост”, но как
прекрасно и обнадеживающе, что подростки уже
сейчас прикоснулись ко всей запечатленной в
поэзии Твардовского громаде человеческих
переживаний – трагизму войны, безвозвратных
потерь, “жестокой”, как сказал поэт, памяти обо
всем испытанном и о погибших товарищах.
А когда еще и узнаёшь, что нынешние обитатели
школы № 279 год за годом ищут, находят,
обихаживают, навещают могилы погибших на фронтах
Великой Отечественной учителей этой школы и
учившихся там до войны “наших стриженых ребят”,
то чувствуешь, что и здесь сказываются уроки
Твардовского, для которого “павших память
священная” – это вечная (и до конца жизни) тема.
Рассматривая в школьных аудиториях
многочисленные листы, посвященные тем,
“стриженым”, снимки, рисунки, заметки,
окончательно убеждаешься, что проторившая свои
тропы на скорбные поля давних битв и к солдатским
могилам “малышня” – это прямая, несомненная
духовная родня великого поэта и что, будь он жив,
отнесся бы к ним как к любимым правнукам.
Когда-то Александр Трифонович так завершил одно
стихотворение:
И как бы ни был провод тонок –
Между своими связь жива.
Ты это слышишь, друг-потомок?
Ты подтвердишь мои слова?..
Андрей ТУРКОВ
|