Когда врач лучше репетитора
Почему некоторые дети в первые школьные
годы никак не могут научиться считать, писать
диктанты? Из-за невнимательности, рассеянности,
плохого поведения?.. Или причина – в нарушениях
функций головного мозга?
Разговор со специалистами Центра
патологии речи и нейрореабилитации получается
скомканным. Невпопад задаю слишком личные
вопросы, отвлекаюсь, примеривая услышанное к
своему уже давно выросшему ребенку, и недоумеваю.
Ну почему о существовании центра я узнала только
сегодня? И то случайно. Благодаря заданию
редакции. Почему тогда, пятнадцать лет назад,
никто не подсказал, что причина школьных неудач
моей дочери вовсе не лень или патологическое
нежелание учиться, а нарушения мозговой
деятельности, которые можно и нужно лечить?
К учебе мы начали готовиться заранее, поскольку
для поступления в выбранную школу ребенок должен
был уметь читать, пересказывать текст, писать и
решать простые математические задачки и примеры.
Освоила дочь все это очень легко, в игре, я и
предположить не могла, какие проблемы возникнут
в скором будущем! Первые полгода она училась на
одни пятерки, в третьей четверти в дневнике
появились четверки по русскому языку, тройки по
математике и двойки по поведению.
В выходные дни мы уже не гуляли и не отдыхали, а
писали и считали. Поначалу я думала, что причина
неуспеваемости только в неусидчивости и
невнимательности. Делает, например, упражнение
по русскому языку. Пропущенные буквы вставляет
правильно, но само слово переписывает с одной,
двумя, а то и с тремя ошибками. Причем ошибки
какие-то дурацкие: пропущенные согласные,
недописанные окончания, измененные ударные
гласные, из-за чего слова иной раз вообще меняют
смысл. Например, в учебнике написано
“пригласил”. В ходе переписки у нее получается
“пигасил”.
– Прочти, пожалуйста, что ты написала, – тычу я
пальцем в это невозможное “пигасил”.
– Пригласил, – без запинки читает моя дочь.
– Нет, ты написала совсем другое слово. Читай еще
раз.
С пятой попытки, когда во мне уже все кипит, она
наконец видит не то, что хочет, а то, что написала.
Переходим к следующему слову, и все повторяется.
Я злюсь, начинаю кричать. Варька плачет. Прошу
прощения, подлизываюсь, и мы продолжаем.
Через неделю вновь возвращаемся к тому, первому
упражнению. Теперь она пишет уже не “пигасил”, а
“пригасил”. Еще через неделю зловредное
“пригласил” наконец побеждено. Мы переходим к
диктантам. Первый поверг меня просто в шок. Одно
слово пропущено, другое заменено синонимом, в
третьем не хватает окончания, в четвертом слитно
написан предлог, а ошибки в пятом, шестом и
седьмом вообще не поддаются объяснению:
“сцыпленок”, “посудта” и “пособсвует”.
Способ борьбы с ее невнимательностью к тому
времени я уже нашла, и она сама быстро правит
такие ошибки, но вот слова с “с”, “т” и “ц” и
после десятого диктанта остаются для нее тайной
за семью печатями. Как пишется “посуда” и
“цыпленок” она запомнила, но если я придумываю
новые слова с этими согласными или их сочетанием,
ошибки повторяются. Начинаю внимательно
прислушиваться к ее речи и в какой-то момент
замечаю, что и выговаривает-то она такие слова
как-то странно. “Ц” у нее получается с оттенком
“с” и “щ”, а в сочетании “ст” одна из букв
всегда присутствует только в виде намека. Эдакий
милый детский акцент, который, помнится, очень
забавлял нашего логопеда.
Я тоже умилялась, не предполагая, какими
проблемами это аукнется, когда она пойдет в
школу. Правописание многих самых элементарных
слов мы были вынуждены зазубривать наизусть.
Теперь я знаю, что причиной могли быть нарушения
фонематического слуха, но тогда…
– А с математикой у вашей дочери были проблемы? –
спрашивает Татьяна Васильевна Фридман,
заведующая детским отделением Центра патологии
речи и нейрореабилитации.
С математикой был просто кошмар. В какой-то
момент я вообще начала сомневаться в умственных
способностях дочери. Занимались с ней втроем: я,
муж и брат мужа, кандидат математических наук.
Привлекли мы его, когда отчаялись выяснить, чего
же она не понимает. Если в задаче, как угодно
сложно построенной логически, цифры не превышали
двадцати, ответ всегда был верным. Если же
складывать или вычитать надо было десятки,
результат получался просто невероятным.
– Сколько будет один плюс семь? – начинаю я, дав
себе слово ни в коем случае не раздражаться.
– Восемь, – мгновенно отвечает дочь.
– Отлично. Двадцать один плюс семь?
– Тридцать пять.
– Сколько? А ну-ка давай посчитаем на пальчиках.
Мы считаем на пальчиках. Получаем правильный
ответ. И пытаемся сложить двадцать три и
двенадцать. Варя шевелит губами и пальчиками и
выдает результат: пятнадцать.
– Двадцать три больше, чем пятнадцать. Ты
прибавляешь еще двенадцать и получаешь только
пятнадцать?
– Но три плюс два будет пять. Так?
– Так, – пытаюсь я понять логику дочери.
– Значит, – она на секунду задумывается, –
двадцать три плюс двенадцать будет пятьдесят.
– Ладно, ты пойди попей чайку. – Муж, чувствуя,
что я сейчас сорвусь, выпроваживает меня на
кухню.
Через час выскакивает сам и хватается за
сигарету. На смену ему идет дядя. Кандидата наук
хватает на полчаса. Из комнаты раздаются его
вопли и Варькин рев. Я бегу спасать дочку и
успокаивать дядю:
– Да она издевается надо мной, – кричит он и, изо
всех сил хлопнув дверью, удаляется.
Варька хлюпает носом и трет глаза, намекая, что
заниматься она больше не будет. Одиннадцать. Ей
действительно давно пора спать. Во сне она
всхлипывает, и я ругаю себя за несдержанность. Но
на следующий день все повторяется. Потому что,
складывая двадцать три и двенадцать, мы на сей
раз получаем… сорок пять.
Покупаем десять коробков спичек. Вытряхиваем их,
вкладывая в каждый по десять спичек. Из
оставшихся строим горки, также состоящие из
десяти спичек. Варька двигает эти горки с места
на место и наконец начинает понимать, что такое
десятки. Если они оканчиваются нулями, оперирует
ими верно, но если сложить надо не двадцать и
тридцать, а двадцать два и тридцать восемь, в ней
как будто происходит короткое замыкание. Не
помню уже, сколько прошло времени, прежде чем мы
догадались прибегнуть еще к одной хитрости. Два
коробка друг на друге и сверху две спички –
двадцать два. Три коробка рядом и сверху восемь
спичек – тридцать восемь. Варька, шевеля губами,
долго смотрела на эти кучки и вдруг выдала
правильный ответ. Лед тронулся. Дальше все пошло
как-то само собой, и после летних каникул особых
проблем ни с математикой, ни с русским языком уже
не было.
– Может, ей надо было просто отдохнуть? –
подбрасываю я “диагноз” Татьяне Васильевне.
– Вряд ли, – улыбается она. – Скорее всего были
какие-то небольшие нарушения в деятельности
мозга.
– Но ведь мы справились сами, без врачей. –
Словосочетание “нарушения” и “мозг” пугает
меня, несмотря на давность.
– Вам просто повезло. Методом проб и ошибок вы
сами нащупали необходимый способ коррекции. Но
это исключение, а не правило. Я, конечно, могу
сейчас ошибиться с диагнозом… Кстати, чем болела
дочь помимо простуд?
В классе четвертом начала жаловаться на головные
боли, несколько раз теряла в школе сознание. Я
перессорилась со всеми врачами в поликлинике, но
ничего не добилась. Дело в том, что вести ее туда
во время приступа было невозможно – дочь
буквально не стояла на ногах, а когда он проходил,
врач никаких отклонений не находила:
– Ну что, опять за справочкой пришли? –
спрашивала нас, гадливо улыбаясь. – Так и быть,
погуляйте пару дней.
В роли симулянтов и скандалистов мы проходили
несколько лет. Помог врач “скорой помощи”,
которую я вызвала во время очередного приступа.
По счастливому стечению обстоятельств, приехал
невропатолог. Узнав, что это уже далеко не первый
случай и что лечат нас только двух или
трехдневным освобождением от занятий, он прямо
по телефону устроил разнос главврачу
поликлиники, после чего мы получили наконец
направление в диагностический центр.
Энцефалопатия и вегетососудистая дистония.
– Вот и объяснение ваших проблем с обучением. И
если бы вы не изобретали велосипед, а обратились
к нейропсихологу, вы бы своевременно получили
лечение и, возможно, никогда бы не узнали, что
такое потеря сознания из-за головной боли.
Если бы… Если бы в роддоме мне сказали, что
скорые роды – это патология и возможны
последствия, я бы теребила педиатра гораздо чаще.
Если бы логопед не умилялась погрешностям в речи
дочери, я бы гораздо внимательнее следила за
произношением ею согласных. Если бы учительница
не доказывала мне, что дочь плохо учится из-за
отвратительного поведения, я бы не потеряла
время на воспитательные проработки. Как только
все начало получаться, поведение стало
идеальным.
Конечно, какой смысл теперь сетовать на эти
“если”. Дочь выросла, окончила школу, поступила
в университет. Нам повезло. Мы справились. Но
кому-то не везет по сей день. По оценкам
специалистов центра, 26 процентов детей сразу
после рождения требуют срочных реабилитационных
мероприятий. Примерно у 25–30 процентов к
двум-трем годам выявляется минимальная
дисфункция головного мозга, около 17 процентов
имеют задержки психического и речевого развития.
Почти четверть учащихся с нормальным
интеллектом страдают дисграфией (нарушение
письма), дислексией (нарушение чтения),
дискалькулией (нарушение счета) или всеми этими
бедами сразу. Причины кроются в патологии
беременности и родов, послеродовых
нейроинфекциях, высокотемпературных
заболеваниях в первые месяцы жизни, перегрузках
в школе, нарушениях питания, стрессах,
недостаточном отдыхе и плохой экологии.
Иногда функциональную незрелость структур
головного мозга дети как бы перерастают. То есть
организм сам справляется с этой бедой. Но без
помощи специалистов это происходит чаще всего
слишком поздно. Когда интерес к неподвластной
учебе потерян, из-за постоянных неудач
начинаются нервные срывы, и некогда ласковый,
открытый и веселый ребенок превращается во
вспыльчивого, замкнутого и озлобленного.
Конечно, хорошо бы, чтобы в каждой школе был
терапевт, чтобы о возможных проблемах мама была
предупреждена еще в роддоме и логопед начал
заниматься с ребенком не в пять лет, а в год. Но,
увы, пока все это из области фантазий.
Единственный выход – самим внимательно следить
за своим ребенком, особенно если он попадает в
группу риска. И при первых же симптомах
неблагополучия бежать к нейропсихологу и
психотерапевту. Если их нет в районной
поликлинике, то к логопеду и невропатологу.
Репетиторы нужны тому, кого плохо учат. А тому,
кто не справляется с учебой, в первую очередь
нужен врач.
Людмила МАЗУРОВА
На снимке: прием ведет старший
логопед
Центра патологии речи
и нейрореабилитации
Елена Дмитриева
|