Мы не случайно решили начать публикацию
этого, казалось бы, не газетного по объему текста
Андрея Русакова. Дело в том, что речь в нем идет об
уникальной технологии обучения детей письму и
чтению – может быть, самому трудному и
требующему особого профессионального
мастерства делу. Не так-то часто в истории
педагогики появлялись новые талантливые
технологические открытия. Алексей Кушнир, о
работе которого рассказывается в очерке,
придумал и опробовал на практике технологию,
которая явно претендует на открытие. Похоже, что
она альтернативна всем существующим сегодня, а
потому, как нам кажется, может вызвать особенный
интерес профессионалов.
Библиотека вместо азбуки
Алексей Кушнир и «ребенкосообразное»
обучение чтению.
Статья первая
У Соловейчика был любимый
педагогический закон – «Закон узких целей и
широких средств».
Он утверждал, что все те, кто оказывался
способным что-то всерьез менять в правилах
школьной жизни, ставили перед собой цель важную и
трудноразрешимую, но конкретную, ясную. А потом
вокруг нее начинали стремительно нарастать
решения множества проблем.
Разумеется, сочетание узких средств и широких
целей всегда было и будет популярнее. О «значении
чтения в начальном образовании» кто только не
говорил…
Алексей Кушнир сформулировал задачу
приземленнее: сделать обширное, многообразное и
увлекательное чтение любимым и возможным для
всех детей с первых лет их школьной жизни.
И стал говорить пафосно о более общих вещах лишь
тогда, когда с этой задачей справился.
Многолетний опыт использования его системы
показал, что здесь не требуются какие-то особые
учителя или одаренные дети. Приохочивание к
чтению и увеличение его объема во много раз
относительно привычных норм происходят в любой
школе, с любыми детьми, если учителя ответственно
берутся за дело.
Как обычно бывает со всеми
«государственно-неутвержденными» новациями, его
последователи по преимуществу сконцентрированы
в нескольких регионах (особенно в Амурской
области; в Благовещенске Кушнир проработал много
лет), а по остальной стране разбросаны отдельные
и слабо связанные между собой (хотя и
многочисленные) школы и учителя.
Природосообразность и ребенкосообразность –
любимые слова Алексея Михайловича.
Он традиционно взрывается, когда при нем на
педагогических совещаниях вновь и вновь
обсуждаются лишь два подхода: или логический
академизм, или личностно ориентированное
обучение: «Ну хорошо, вы намереваетесь учитывать
индивидуальные особенности, а общее в детях вы
учитывать собираетесь? До каких пор вся логика
школы будет выстраиваться под академические
абстракции, а потом «индивидуально»
корректироваться?»
Многие слова-противоположности для Кушнира –
синонимы. Та же ребенкосообразность – для него
то же самое, что и научность. Ибо, согласно его
определению, научность педагогики и состоит в
умении оптимизировать воспитание и обучение на
основе достижений различных человековедческих
наук.
А потому та же природосообразность для Кушнира –
синоним «технологичности». Отсюда и его
убеждение, что учителей надо призывать не к
творчеству, а к профессионализму: «Когда я
апеллирую к профессионализму, то вовсе не
противоречу идее жизнесообразной педагогики.
Прожить день можно профессионально, а профессия
бывает неотделима от жизни. Важно, что мы
вкладываем в понимание профессионализма”.
И любопытно, что из знаменитых
педагогов-исследователей у Кушнира лучшее
взаимопонимание сложилось именно с Александром
Лобком. Защитник максимально жесткой
технологичности в обучении и главный
пропагандист внезапных, ситуативных,
вероятностных педагогических решений почему-то
умудряется время от времени подчеркивать, что
делает разными путями схожее дело.
…Психолог и инженер, этнограф и публицист,
Алексей Михайлович Кушнир «по совместительству»
оказался и руководителем журнала «Народное
образование», и редактором появившихся
сравнительно недавно, 5 лет назад, и уже
популярных «Школьных технологий». Там его
методики представлены обстоятельно.
Увы, так сложилось, что круги читателей разных
педагогических изданий зачастую не
пересекаются. Поэтому и мы в «Первом сентября»
попробуем представить практику Кушнира хотя бы в
более сжатом, конспективном виде. Мы
воспользуемся для обзора его основной идеи
книгой «Азбука чтения». (А в следующий раз
постараемся аналогично представить его методику
обучения письму.)
О ПРОБЛЕМАХ, КОТОРЫЕ ВАЖНО И МОЖНО
СНЯТЬ
Известно, что развитие чтения у младших
школьников зависит от времени, которое уделяют
ребенку в семье родные, от количества книг в доме,
от того, часто ли читают в семье сами взрослые. И
меньше зависит, например, от опытности учителя.
Именно влияние домашней обстановки определяет
вероятность рождения Читателя. Увы, похоже, что
без этого домашнего влияния существующая
методика обучения в чистом виде закладывает как
раз неумение читать и нелюбовь к чтению.
1. Ложный предмет деятельности
Воссоздание звукового образа слова как предмет
деятельности – это шаг назад относительно
сложившегося у ребенка к шести-семи годам
ценностного отношения к чтению. Ребенок, глядя на
взрослых, уже в полной мере усвоил простую истину
– люди читают не для того, чтобы воспроизводить
звуки, а чтобы воссоздавать события, узнавать
новости и так далее.
Упражнения и виды работ на уроке, связанные с
многократным перечитыванием одного и того же
материала, само название предмета деятельности
– чтение (чтение как таковое, безотносительно к
его содержательной стороне) иллюстрируют
единственную реальную цель – тренировку навыка.
Мотивом такой деятельности может быть только
учитель. И каким бы проникновенным голосом он ни
пропевал «Мама мыла раму» или «Папа купил Пете
пенал» – эти упражнения не утрачивают своего
глубокомысленного скудоумия.
2. Навыки-паразиты
Акцент на воссоздании звукового образа слова
создает устойчивый стереотип артикуляции при
чтении, которая ограничивает в дальнейшем его
скорость. В итоге – темп чтения молча (про себя)
лишь незначительно превышает скорость чтения
вслух. Громкое чтение и чтение с проговариванием
про себя каждого слова в какой-то точке обучения
превращаются во вредную привычку,
ограничивающую возможности человека. Для
обучения быстрому чтению фактически требуется
переучивание.
В чтении участвуют движения глаз. Младший
школьник при слабой технике считывания часто
возвращается к началу слова, пытаясь прочесть
правильно или осмыслить прочитанное. В
результате формируется устойчивый стереотип
обратных движений глаз – регрессий, действующий
всю жизнь и сокращающий полезное время чтения.
Этот навык-паразит тоже вырабатывается
соответствующими методами обучения.
И вот результат: глаза прикованы к отдельному
слову, понимание и мысль по поводу читаемого
блокированы артикуляционными трудностями,
скорость считывания и понимания ограничена
артикуляцией, скорость думанья ограничена
развернутой внутренней речью, возникновение
образного ряда блокировано всем названным и т.д.
3. Потеря смысла и необходимость
многократного прочитывания
Ребенок, сосредоточившийся на технике чтения,
теряет смысловую нить повествования,
чувственный фон содержания – выполняет
механическую работу. Целостность восприятия
текста обеспечивается лишь после многократного
прочтения (от пяти до пятнадцати раз), в
результате чего теряется актуальность
содержания, чтение теряет всякий познавательный
и эмоциональный смысл. Затягивание периода
работы над навыком – одна из причин нелюбви к
чтению.
4. Воспитание приспособленцев
Интенсивность информационного потока на уроках
низка (сравните с интенсивностью впечатлений,
например, при просмотре фильма или даже просто
при слушании разговора взрослых), отсутствует
почва для формирования внутреннего внимания – и
все организационные, технические, игровые,
развлекательные и карательные ухищрения учителя
поневоле направлены на формирование
приспособленного к их требованиям поведения.
(Что соответствующим образом воплощается в
характере личности.) Не так уж много ребятишек,
способных выстоять под прессом стремления
учителя иметь управляемого ученика. А
«управляемость» – не лучший диагноз для
личностного роста и образовательных перспектив.
Андрей РУСАКОВ
Продолжение следует
|