Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ

Можно ли отнять у школы имя?

Средняя, общеобразовательная – похоже, это единственное наименование, с которым можно рассчитывать на спокойную жизнь

Известно, как много у школы обязанностей и как мало прав. Казалось бы, все их мы знаем наперечет. В том числе – право школы иметь свое имя.Но даже в этом праве, оказывается, школе можно отказать!
То одной, то другой школе запрещают носить имя.

“Для нас имя – наше все”

Недавно это произошло с МОУ средней общеобразовательной школой № 186 (“Авторская академическая школа”) в Нижнем Новгороде, которую ни с того ни с сего вдруг поставили перед фактом: “Будете отныне называться просто “МОУ средняя общеобразовательная школа № 186”. И переделайте устав, лицензию и прочее”.
Школа эта непростая, в педагогическом мире России известная, предмет гордости Нижнего Новгорода и всей области. Действительно авторская и действительно академическая. И за пять лет ее документы дважды регистрировались, ни у кого не вызывая нареканий. Как первое стандартное наименование “МОУ средняя общеобразовательная школа № 186”, так и собственное имя “Авторская академическая школа” устраивали всех.

– Но уберите вы это вот, в кавычках, оно нарушает стройный порядок классификации. Какая вам разница в конце концов? – вдруг заявили очередные проверяющие.
– Наше имя, как и нашу концепцию, из нашей школы – только вместе со мной вперед ногами, – ответил директор Михаил Васильевич Буров.
...И началась бесконечная история из сериала “Школа и власть”.
“Выполнение приказа считаю невозможным, – ответил директор школы своему департаменту. – Прошу его отменить, в противном случае оставляю за собой право обращаться в органы прокуратуры”.

Немножко нервно, потому что личное

Что интересно: чем меньше школа средняя, чем больше она отличается от других, чем самобытнее (то есть живее), тем важнее ей иметь имя. Может быть, потому, что между названием и сущностью есть прямая связь. Может быть, потому, что порядковый номер унижает.
Чем школа незауряднее, тем ревностнее она относится к собственному имени. Прямо как человек. Перепутайте его отчество или фамилию, как бы он ни был терпим и воспитан – вздрогнет, поправит. Мало кто может выдержать разговор, если собеседник называет его чужим именем. Нечаянное разрушение глубинной связи между своим именем и личностью человек воспринимает болезненно.
А уж если вас переименуют намеренно, по приказу – это самое настоящее насилие.

Хорошая школа – система одушевленная, отношения с миром у нее личностные. Школе, как и человеку, важно, что ее под этим именем знают – дети, родители, родители будущих учеников, коллеги в стране и за рубежом. Школе, как и человеку, важно, чтобы не нарушались ее права. Чтобы не вторгались в сферу ее компетенции. Но это далеко не все.
Авторское имя школы отражает ее сущность, особенность и отличность. Отказ от имени – это отказ от содержания. Ведь снять слова авторская и академическая с вывески у входа в школу – все равно что публично заявить: “Мы отказались от всего авторского и академического, просим считать нас обычной средней школой”. Легко ли?
– Имея дополнение к стандартному наименованию, школа обозначила свое право и взятые на себя обязательства по реализации экспериментальных, отличных от общегородских унифицированных авторских методик преподавания, – считает консультант юридического приложения “Документы” газеты “Первое сентября” В.М.Малютин. – В период, когда идет свертывание нестандартных образовательных программ, отказ от имеющегося дополнения в названии школы обозначил бы отказ от творческой работы, проводившейся школой в течение ряда лет.
А в школе ни от чего не отказывались. Не говоря уж о том, что на отказ от обязательств перед детьми, да еще среди года, школа не имеет права по закону.

С авторством вы уже наигрались

– Но ведь эксперимент закончился! – сказали директору. – Добро вам было называться авторской в ходе эксперимента. А теперь уже будьте как люди.
Как будто эксперимент провалился!
Но он не только не провалился – новая модель образовательного учреждения, над которой работали, создана, и недавняя весьма представительная проверка городского масштаба подтвердила: “Направления пятилетнего педагогического поиска коллектива актуальны и социально значимы. Главный итог пятилетнего поиска коллектива – школе удалось создать свой авторский компонент образовательно-развивающего пространства, что обеспечивает реальную возможность защиты прав каждой личности на образование с учетом ее запросов, способностей, особенностей ее развития и подготовленности”.

Почему школе важно быть и остаться авторской?
Не говоря уж о том, что труд педагога по определению – это постоянный творческий поиск, и любой педагог имеет право считать свой труд авторским. В Нижегородской школе № 186 реализуются семь авторских программ и 57 спецкурсов, девять внеурочных воспитательно-образовательных программ, Проект гармонии личностно и социально ориентированной педагогики, утверждающей возможность Авторства ученика и Авторства педагога, причем понятие авторства для школы так важно, что пишется с большой буквы, и самые главные вопросы в школе решает ее Авторский академический совет.
Зачем же открещиваться от того, что найдено, испытано в ходе успешного эксперимента, одобрено и перешло в рабочее качество?
– А затем, что нужно быть в соответствии с пунктом 1 Типового положения об общеобразовательном учреждении, и все!
Но в п. 1 Типового положения ничего вообще про название, про фирменное имя нет. Там говорится только о том, что это положение “является типовым для следующих видов общеобразовательных учреждений: начальных, основных, средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев и гимназий”.
И что?

Хоть школой Несквик назовите

Может быть, руководителям образования в Нижнем Новгороде не понравилось понятие академическая?
Но школа получила его по ходатайству Общероссийской академии человековедения, потому что с момента основания в 1995 году школа реализует разработанную Нижегородским отделением Академии человековедения “Доктрину школы ХХI века”.
Может быть, эти отношения кажутся управленцам шаткими, оттого и название нехорошо?
– Даже если таковых отношений не существует, термин “академия” не является частью фирменного наименования, присущей лишь Общероссийской академии человековедения, – считает внештатный советник министра образования РФ в области образовательного права Д.В.Растимешин. – Прилагательное «академический» по словарю С.И.Ожегова означает не только собственно принадлежность к «академии», но и соблюдение установленных традиций (в науке, искусстве). Есть еще два значения: учебный; чисто теоретический, не имеющий практического значения (переносное, книжное, устаревшее). Ведь никто никогда не запрещал урок в школе называть «академический час». Ведь не хочет же школа именоваться «новая школа Сорбонны» или «новая школа Несквик». Поэтому присутствие в названии самого общего и безобидного определения «академическая» не является чем-то неправомерным либо посягательством на чьи-то чужие фирменные наименования, торговую марку или устоявшийся слоган, так же как и наличие в названии любого ОУ терминов «школа», «учебный», «научный».

...Итак, даже если бы правовых отношений с академией не было, школа могла бы назвать себя академической. Но они есть и оформлены договором.
Но что же тогда? И нужно ли вообще углубляться в такие дебри?

Главное, не ставьте скобки!

– Здесь могла бы быть такая правовая коллизия: поскольку второе наименование “Авторская академическая школа” поставлено не только в кавычки, но еще и в скобки, – говорит Владимир Малютин, – и полностью входит в сокращенное наименование, эти два названия синонимичны, равноправны. Поясню: если бы второе название не стояло в скобках, оно было бы именем собственным, например интернат “Огонек”. Соответственно первому школа приобретает права на лицензию, имущество, финансирование и несет обязанности: быть подконтрольной государственным органам управления, реализовывать государственные программы... Значит, и второе, если оно равноправно первому, должно быть обоснованно: и подчиненность, и права, и обязанности.

Вот уж действительно коллизия так коллизия...
Но и ее нет.
Учредителям просто не нравится все словосочетание. Не скобки просят они убрать, а все имя в целом – и не просят, а письменно приказывают!

Позиция школы юридически безупречна

– Как правильно отмечает директор “Авторской академической школы” Михаил Васильевич Буров, Типовое положение об общеобразовательном учреждении не устанавливает ограничения прав школы на фирменное наименование. Оно и не может его установить как нормативно-правовой акт более низкого уровня по сравнению с федеральным законом, – подтверждает Дмитрий Растимешин.
По его мнению, этот спор принципиально шире дискуссии о наименовании школы:
– Это еще одно проявление хронической болезни нашей системы образования – постоянные нарушения автономности школы, вторжение властей в сферу ее собственной компетенции. А свобода и плюрализм в образовании, демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономия ОУ определены ст. 2 ФЗ «Об образовании» как принципы государственной политики в области образования. По мнению Конституционного суда РФ, выраженному им в постановлении от 27.12.99, автономия ОУ – основополагающий принцип, на котором строится государственная политика в области образования. Конституционный суд провозгласил, что на этом принципе должны базироваться взаимоотношения государства и ОУ.
Что касается разграничения компетенций между школой и учредителями в праве на определение наименования учреждения, то оно бесспорно принадлежит школе. На основании ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об образовании» устав ОУ разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем. Учредитель не имеет законных оснований отказать школе в утверждении ее названия, если оно не противоречит духу и букве закона. Полное название содержит обязательные требуемые законом атрибуты, в том числе характер деятельности, организационно-правовую форму, указание на учредителя (ч. 1 ст. 54 ГК РФ), в ее наименовании есть даже порядковый номер по классификатору учредителя.
Школа как некоммерческая организация может иметь фирменное (просто говоря, закавыченное) наименование, но не обязана его иметь (абзац 1 ч. 4 ст. 54 ГК РФ, ст. 4 ФЗ “О некоммерческих организациях”). Если же школа уже выразила свое волеизъявление по данному вопросу, то никто не вправе ей воспрепятствовать. А так как в нашем случае название школы уже было ранее зарегистрировано в установленном порядке, то она уже приобрела исключительное право на его использование (абзац 2 ч. 4 ст. 54 ГК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 3 ФЗ “О некоммерческих организациях” школа вправе иметь также штампы и бланки со своим наименованием и даже зарегистрированную в установленном порядке эмблему (то есть символику).
Это право вытекает также из ст. 8 Парижской конвенции об охране промышленной собственности от 20.03.83, членом которой является РФ, где провозглашено, что юридическое лицо имеет исключительное право использования фирменного наименования даже без его регистрации в силу самого факта пользования им.
Оспариваемое учредителем право трудового коллектива школы установлено также ч. 2 ст. 235-1 КЗоТ РФ – рассматривать и утверждать совместно с учредителем изменения и дополнения, вносимые в устав, а наименование – часть устава.
Право на самоидентификацию вообще является сущностным, неотъемлемым правом субъекта правоотношений. Даже несовершеннолетние дети по достижении 16 лет приобретают право самостоятельно изменять свои фамилию, имя и отчество, не объясняя мотив принятия данного решения. По российскому исправительно-трудовому законодательству даже заключенных в колонии называют по фамилиям, а не по номерам. А по логике чиновников, получается, нужно было бы лишить фирменных наименований театры и музеи, присвоив им порядковые номера.

Есть здесь и еще один важный аспект – право родителей на “приоритет в выборе ОУ для своих малолетних детей” (п. 3. ст. 26 Всеобщей декларации прав человека), которое тоже затрагивается посягательством на имя школы. Право родителей на выбор ОУ зафиксировано и в национальном законодательстве – ч. 1 ст. 52 ФЗ «Об образовании», ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ. Правильность позиции школы в этом споре может подтвердить правовое мнение Президиума Высшего арбитражного суда РФ (п. 18 приложения к письму Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37), давшего нормативное толкование ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которой потенциальный исполнитель работ (услуг), в нашем случае школы, обязан довести до сведения потребителя (в нашем случае родителей и обучающихся) фирменное наименование своей организации. Названное требование служит целям идентификации юридических лиц, индивидуализируя их как учреждения, реализующие нетиповые образовательные программы. Рекламой данное действие не является.
Факт реализации в образовательном учреждении уникальной, нетиповой образовательной программы должен быть обязательно указан в уставе данного учреждения (а значит, и в названии) – в соответствии со смыслом п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об образовании»; по мнению Генеральной прокуратуры РФ, без обозначения в уставе вида реализуемых программ выбор ОУ лишается смысла, а право на него становится формальностью.
В соответствии с п. 7. ч. 2 ст. 32 ФЗ «Об образовании» разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции ОУ, в соответствии с ч. 3 ст. 15 того же закона ОУ самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. В названных нормах раскрыт механизм реализации гарантированной ч. 1 ст. 44 Конституции РФ свободы преподавания, или, если хотите, педагогического творчества.
А заключение названия школы не только в кавычки, но и в скобки не может служить поводом для принципиального спора или правовых коллизий. Да, наличие скобок может предполагать уравнивание информации внутри скобок и перед ними. Но у юридического лица, как у человека, не может быть второго имени (нельзя официально быть то Петром Ивановым, то Иваном Петровым). А в отличие от гражданина у юридического лица не может быть псевдонима. Скобки здесь явно лишние, но досадную ошибку легко исправить. В остальном позиция школы юридически безупречна.

...Мы постарались проанализировать эту проблему как можно детальнее, хотя она, очевидно, создана на пустом месте. Школа имеет право на имя собственное, даже если оно ничем не обосновано, даже если это всего лишь “Огонек” или “Подснежник”! И если вашей школе захочется его иметь или уже приходится его защищать, мы надеемся, наши советы вам помогут.
(Главное, не ставьте имя в скобки!)

Марина КОСМИНА



Рейтинг@Mail.ru