Как познакомиться со своей забывчивостью?
Зона личной ответственности есть у каждого. У
взрослых – своя, у ребенка – своя. И чем раньше мы
научимся их не смешивать, тем легче нам будет
договориться.
Катюша. У меня очень забывчивый ребенок –
забывает дома учебники, спортивную форму, деньги
на завтрак… Только выйдет из дому – про все на
свете забыл. Что мне делать?
Ирина Хоменко. Катюша, осмелюсь дать вам совет
“про вашего мальчика”. Мне кажется, что именно
таким деткам надо давать возможность
столкнуться с последствиями своей
“забывчивости” – тогда это можно поправить. То
есть когда действие (в данном случае бездействие
или недействие) зафиксировано. Например, у нас
сын раньше забывал положить грязное белье в
корзину. Сто раз напоминала, сокрушалась, находя
в его шкафу вещи, нуждающиеся в стирке. А потом
как-то остановилась и сказала ему: “Так. Я хотела
бы тебя предупредить, что буду стирать теперь
только то, что лежит в корзине. И только тогда,
когда это удобно мне. Пожалуйста, учти это”. Сын
вежливо покивал. Прошла неделя, вещей в корзине
не прибавилось. Я сходила с ума, переживая, что он
наденет в понедельник в школу, но вела себя как ни
в чем не бывало. Перестирала то, что скопилось за
неделю, кроме его, естественно, вещей (они-то у
него в шкафу!). Утром в понедельник он начинает
лихорадочно перебирать одежду и демонстративно
говорит мне: “Придется идти в грязном!” (А
вообще-то он чистюля и модник ужасный! Но привык,
что все по полочкам разложено, и чистое белье
берет каждый раз из аккуратной стопки.) Я
сочувственно вздыхаю и говорю: “Да, придется
идти в грязном. Надо было об этом заранее
позаботиться”. Как только он понял, что я не
шутила и действительно перестала сама
заботиться о его гардеробе, тут уж он быстренько
сообразил и стал рассчитывать время, которое
потребуется мне на приведение его одежды в
порядок (постирать, погладить): ведь я не стираю
какую-то одну вещь, а жду, когда их соберется
несколько. Этот принцип ему был объяснен: и с
точки зрения экономии, и времени, и порошка, и
электроэнергии. Было это лет пять назад. С тех пор
никаких проблем с его одеждой у нас нет: всегда
спрашивает, когда мне удобно постирать его вещи
(иногда и сам стирает – тщательно изучил
инструкцию для стиральной машины, когда
приспичило). То же и с другими проблемами
забывчивости. Если это касается меня (например,
забыл учительнице передать книжки, которые ей
необходимы по работе и которые были мною куплены
специально для нее), то я очень сильно
расстраиваюсь, но не ругаю его. Говорю что-то
типа: “Ну надо же, как обидно! Ведь из-за этого
человек не сделает свою работу хорошо! Это моя
вина – надо было напомнить тебе еще раз!” То есть
мы с ним выступаем как соучастники, деля вину.
Если же это касается целиком его проблем (забыл
спортивную форму и получил “2” по физкультуре),
то я вину на себя не беру, так как это не моя
промашка. У каждого человека должна быть зона
личной ответственности. Чем раньше она
образуется, тем легче будет ее расширять в
дальнейшем. Конечно, есть разные дети и разные
“убытки” от их взросления. Но все же попробуйте
делегировать сыну хотя бы часть полномочий,
часть ответственности. Особенно это хорошо
проявляется в ситуациях, когда ребенок должен
сделать что-то для всех, это приучает его быть
внимательным и не забывать. (Хрестоматийный
пример: не купил хлеба – семья ест сухари. Без
упреков. Молча.) Это может показаться
неправдоподобным, но действительно сейчас нам с
сыном жить очень удобно (слово такое смешное, но
для данного контекста очень подходит), он в меру
ответствен и самостоятелен, не доставляет
беспокойства и все делает по дому, о чем
договорились (иногда и инициативу проявляет!). Но
процесс этот надо регулировать – именно потому,
что мы делали это целенаправленно, а не от случая
к случаю, ребенок учился жить с другими людьми не
через скандалы и ор, а через понимание (почему
надо так-то делать, а так-то – нет). Кучу нервов
сберегли впоследствии – и себе, и ему.
Попробуйте! Может, наш опыт пригодится?
|